Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:35, реферат
Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.
Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.
Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.
Введение
Глава 1. Особенности культуры первобытной эпохи .
Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.
2.1 Древние ритуалы и традиция.
Глава 3. Магия, ее значение и виды.
Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.
Заключение
Список использованной литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
По культурологии
На тему: «Обряды, ритуалы, магия
в культуре первобытной эпохи»
Выполнил: студент 2го курса
Ю-09-2, дневного отделения
Назарова О.А.
Научный руководитель:
Сарпова
О.В.
Тюмень 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности культуры первобытной эпохи .
Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.
2.1 Древние ритуалы и традиция.
Глава 3. Магия, ее значение и виды.
Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.
Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.
Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
При работе над данным рефератом использовались следующие методы исследования:
Данная
тема не нова в изучении предмета культурологии.
В разное время ее разработкой занимались
такие ученые как: Э. Б Тайлор; А.В. Маслов;
А.К. Байбуров; В. Тернер; А.Н..Маркова др.
Глава
1. Особенности культуры
первобытной эпохи
Необходимо
учитывать сложный характер человеческой
природы, которая имеет космический,
биологический, психический, социальный
и культурный аспекты. Вместе с тем
человеческую природу, как бы она
ни была определена, следует рассматривать
как некое целое, чьей функцией является
культура. Поэтому можно считать,
что человеческая культура в основном
функционирует одинаково в
Одной
из особенностей первобытной культуры
является ее гомо-генность (однородность).
В современной культурологии
выделяется три типа социокультурных
систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные
и гомеостатические. Первым присущи:
1) аксиологический (ценностный) плюрализм
и 2) существование множества
Более
того, эти гетерогенные структуры
взаимно усиливают друг друга, динамизируют
целостную социокультурную
Имеются социокультурные системы, которые находятся в изоляции и постоянно воспроизводят свое первоначальное устройство. Это гомогенные системы, т.е. такие, где нет аксиологического плюрализма {культурная гомогенность) и нет социальных групп с различными интересами (социальная гомогенность). В этих системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие этого плюрализма блокирует формирование новых интересов. Такой процесс консервирует целостную социокультурную систему.
Между
гетерогенной системой, характерной
для европейского круга культур,
и гомогенной системой, типичной для
первобытных культур, находится
большая группа промежуточных социокультурных
систем, иллюстрацией которых является
древняя Греция и императорский
Китай. С первой системой их связывает
дифференциация интересов отдельных
социальных групп, переходящих в
определенных случаях в открытый
антагонизм, с другой - существование
монолитной, повсеместно принятой совокупности
основных ценностей. О промежуточных
социокультурных системах можно
сказать, что они гомогенны культурно,
но гетерогенны социально, и поэтому
социальный плюрализм дополняется
культурной однородностью. и Первобытная
социокультурная система
Социальные различия вызывают различия культурные почти неизбежно. Один из показательных примеров - «расщепление» первоначально единой Афродиты ко временам Платона («Пир») на Афродиту Пандемос, «простонародную», и Афродиту Уранию, «небесную». Если же такого расщепления не происходит и культура остается единой в условиях социальных различий, это не самоочевидный факт, а предмет для осмысления. «...Биографии богов Олимпа отражают в известном смысле изменение общественных отношений» (Лукаш И. Пути богов. М., 1984. С. 136).
Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры - идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда - животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.
Третья
особенность первобытной
К
этому следует добавить, что у
первобытных народов действует
еще одно табу помимо вышеупомянутых,
а именно: табу на прогресс, на новации
любого рода. На последний момент нужно
обратить особое внимание, ибо с
ним связаны явления
Глава
2. Ритуал и его
функции в первобытном
обществе.
Ритуал - древнейшая форма трансляции культурных ценностей и смыслов, приобщения индивида к сакральным истокам культуры.
Ритуал - коллективное действие, имеющее символическое значение, сакральный смысл которого понятен только членам социума. Это действие, отражающее важные для данного общества социальные и биологические критерии и требующее применения специальных приемов.
В древних религиях ритуал был главным выражением культа высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления, умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших ритуалов – это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня и ночи.
Ритуал
уходит своими корнями в далекое
прошлое, обожествляет прошлое, повторяет
то, что когда-то уже произошло. Древние
ритуалы тесно связаны с
Ритуальные темы главных и древнейших мифов в преобразованном, иногда ослабленном и даже не вполне осознаваемом виде присутствуют во всех ритуалах, связанных с жизненным циклом и хозяйственной деятельностью людей. Психологической основой этого переноса было уподобление, которое в мифологическом сознании сливается с отождествлением. Все важные и критические события в жизни первобытного коллектива и его отдельных членов не просто сопровождались некоторыми ритуалами, но п е р е ж и в а л и с ь путем совершения обряда: встречи и проводы времен года (а это значимые вехи аграрного цикла); сев, жатва, молотьба (дни, которые, по пословице, год кормят); рождение, переход (посвящение) подростка в группу взрослых (обряд инициации), свадьба, смерть (похороны)... Обряды помогали социуму противостоять засухе или болезни, переживать опасные, трудные дни (такими, например, считались дни солнцестояния, стык старого и нового года, иногда новолуние), облегчали переход из одной фазы жизненного цикла в другую, задавали должную очередность действий при убое скота, отеле или переселении пчел. Многочисленные в древности праздники* специально предназначались для отправления главных ритуалов в честь тех или иных божеств.
Информация о работе Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи