Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:35, реферат

Описание работы

Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.

Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности культуры первобытной эпохи .

Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

2.1 Древние ритуалы и традиция.

Глава 3. Магия, ее значение и виды.

Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

чистый.docx

— 44.34 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 

РЕФЕРАТ

По культурологии

На тему: «Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи» 
 

Выполнил: студент 2го курса

Ю-09-2, дневного отделения

Назарова  О.А.

Научный руководитель:

Сарпова О.В. 
 
 
 
 

      Тюмень 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности культуры первобытной эпохи .

Глава 2.  Ритуал и его функции в первобытном обществе.

2.1 Древние  ритуалы и традиция.

Глава 3. Магия, ее значение и виды.

Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к  высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный  творческим порывом, первобытный человек  создавал религиозные верования  и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны  мироздания, ему были свойственны  философские прозрения, ум его обладал  способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась  на нравственные и социальные нормы.

Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые  закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.

Для достижения заданной цели поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить  особенности культуры первобытной эпохи.
  2. Проанализировать функции ритуала в первобытном обществе.
  3. Раскрыть понятие Магии, ее значение и виды.
  4. Выделить наиболее значимые Религиозные обряды, а также  их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.

При работе над данным рефератом использовались следующие методы исследования:

  1. Аналитический
  2. Сравнительный
  3. Изучение монографических публикаций и статей
  4. Конкретно-исторический
  5. Обобщения.

Данная  тема не нова в изучении предмета культурологии. В разное время ее разработкой занимались такие ученые как: Э. Б Тайлор; А.В. Маслов; А.К. Байбуров; В. Тернер; А.Н..Маркова др.  
 
 
 
 

    Глава 1. Особенности культуры первобытной эпохи 

    Необходимо  учитывать сложный характер человеческой природы, которая имеет космический, биологический, психический, социальный и культурный аспекты. Вместе с тем  человеческую природу, как бы она  ни была определена, следует рассматривать  как некое целое, чьей функцией является культура. Поэтому можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом  и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная  культура - культура собирательства и  охоты, имеющая весьма длинную историю  и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми  вытекающими отсюда особенностями.

    Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо-генность (однородность). В современной культурологии  выделяется три типа социокультурных  систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присущи: 1) аксиологический (ценностный) плюрализм  и 2) существование множества социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими интересами. Эти  системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными  в двойном смысле: культурном и  социальном.

    Более того, эти гетерогенные структуры  взаимно усиливают друг друга, динамизируют целостную социокультурную систему, способствуя, с одной стороны, распространению  новых культурных ценностей, с другой же - стимулируя эволюцию групповых  интересов.

    Имеются социокультурные системы, которые  находятся в изоляции и постоянно  воспроизводят свое первоначальное устройство. Это гомогенные системы, т.е. такие, где нет аксиологического плюрализма {культурная гомогенность) и нет социальных групп с различными интересами (социальная гомогенность). В этих системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие этого плюрализма блокирует  формирование новых интересов. Такой  процесс консервирует целостную  социокультурную систему.

    Между гетерогенной системой, характерной  для европейского круга культур, и гомогенной системой, типичной для  первобытных культур, находится  большая группа промежуточных социокультурных  систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и императорский  Китай. С первой системой их связывает  дифференциация интересов отдельных  социальных групп, переходящих в  определенных случаях в открытый антагонизм, с другой - существование  монолитной, повсеместно принятой совокупности основных ценностей. О промежуточных  социокультурных системах можно  сказать, что они гомогенны культурно, но гетерогенны социально, и поэтому  социальный плюрализм дополняется  культурной однородностью. и Первобытная  социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая  сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Эта система  при отсутствии действия внешних  факторов не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя периодически ритуалы  обновления, позволяющие устранить  накапливающиеся напряжения, и регенерируя свой социальный состав при помощи церемоний инициации. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

    Социальные  различия вызывают различия культурные почти неизбежно. Один из показательных  примеров - «расщепление» первоначально  единой Афродиты ко временам Платона («Пир») на Афродиту Пандемос, «простонародную», и Афродиту Уранию, «небесную». Если же такого расщепления не происходит и культура остается единой в условиях социальных различий, это не самоочевидный  факт, а предмет для осмысления. «...Биографии богов Олимпа отражают в известном смысле изменение  общественных отношений» (Лукаш И. Пути богов. М., 1984. С. 136).

    Другой  особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая  нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры - идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация  является выражением факта неспособности  первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта  труда - животных, поэтому они старались  это компенсировать иллюзорно-магическими  средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции  Дж. Фрэзера о родстве магии  с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию  изображения, существующую благодаря  эстетическому, затем происходит его  превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной  и специализированной культуры.

    Третья  особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в  виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое  табу определяло характер пищи, предназначенной  вождю, воинам, женщинам, детям и  др. Ряд других табу был связан с  неприкосновенностью жилища или  очага, с правами и обязанностями  отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе  и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил  на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил  в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.

    К этому следует добавить, что у  первобытных народов действует  еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации  любого рода. На последний момент нужно  обратить особое внимание, ибо с  ним связаны явления альтернативности и многовариантности в мировой  истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с  табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации нормы поведения становятся внутренними побудительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения. Этот феномен с наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы.  

Глава 2.  Ритуал и его  функции в первобытном  обществе. 

    Ритуал - древнейшая форма трансляции культурных ценностей и смыслов, приобщения индивида к сакральным истокам культуры.

    Ритуал - коллективное действие, имеющее символическое  значение, сакральный смысл которого понятен только членам социума. Это  действие, отражающее важные для данного  общества социальные и биологические  критерии и требующее применения специальных приемов.

    В древних религиях ритуал был главным  выражением культа высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления, умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших ритуалов – это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня и ночи.

    Ритуал  уходит своими корнями в далекое  прошлое, обожествляет прошлое, повторяет  то, что когда-то уже произошло. Древние  ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде  творения мира. Люди, участвующие в  ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги. Например, свадьба - это повторение акта творения мира, соединение неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это  очищение от грехов и пороков, сопутствующих  существованию во времени, и возвращение  к первозданной чистоте рождения самого времени. Согласно мифологическому  мировоззрению наибольшей ценностью  обладают первоначальные действия, совершенные  первыми богами и первыми людьми.

    Ритуальные  темы главных и древнейших мифов  в преобразованном, иногда ослабленном  и даже не вполне осознаваемом виде присутствуют во всех ритуалах, связанных  с жизненным циклом и хозяйственной  деятельностью людей. Психологической  основой этого переноса было уподобление, которое в мифологическом сознании сливается с отождествлением. Все  важные и критические события  в жизни первобытного коллектива и его отдельных членов не просто сопровождались некоторыми ритуалами, но п е р е ж и в а л и с ь путем совершения обряда: встречи и проводы времен года (а это значимые вехи аграрного цикла); сев, жатва, молотьба (дни, которые, по пословице, год кормят); рождение, переход (посвящение) подростка в группу взрослых (обряд инициации), свадьба, смерть (похороны)... Обряды помогали социуму противостоять засухе или болезни, переживать опасные, трудные дни (такими, например, считались дни солнцестояния, стык старого и нового года, иногда новолуние), облегчали переход из одной фазы жизненного цикла в другую, задавали должную очередность действий при убое скота, отеле или переселении пчел. Многочисленные в древности праздники* специально предназначались для отправления главных ритуалов в честь тех или иных божеств.

Информация о работе Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи