Образование как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Закон РФ «Об образовании» принят в 1992 г. (новая редакция закона утверждена в 1996 г.). Закон является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области образования, система образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений
В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).

Работа содержит 1 файл

Глава 3.docx

— 77.99 Кб (Скачать)

  Реализовываться эта парадигма может либо по когнитивной  парадигме (подготовка специалиста), либо по личностно ориентированной парадигме (профессиональное развитие личности). 
 
 

Культурологическая  парадигма

  Образование - социокультурный феномен. Еще СИ. Гессен образованность выделял в качестве ценностно-целевого объекта культуры. На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

  В настоящее  время к культуре относят достигнутый  обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности  и нравственности.

  Проблема  взаимосвязи культуры и образования  становится предметом специальных  исследований, что способствует развитию культурологической образовательной  парадигмы. Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно ориентированного образования:

  человек как субъект культуры, собственной  жизни и индивидуального развития;

  образование как культурно-развивающая среда;

  творчество  и диалог как способы существования  и саморазвития человека в культурно  образовательном пространстве.

  Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно ориентированного образования. Основными положениями этой концепции являются следующие:

  главным принципом реформирования образования  в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе — к педагогической;

  образование - это духовный облик человека, который  складывается в процессе освоения моральных  и духовных ценностей культуры;

  объектом  и целью образования является человек культуры;

  необходимо  формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

  осуществление образования в контексте мировой  и национальной культуры предусматривает  гуманитаризацию содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создания в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации; 
 
 
 
 

  творчество - основа развития культуры, поэтому  основным принципом образования  в контексте культуры является принцип  креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

  образование должно наполняться культурными, то есть человеческими смыслами;

  культурологический  подход является основным методом проектирования личностно ориентированного образования, компонентами которого выступают: отношение  к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию; отношение  к педагогу как посреднику между  ребенком и культурой, способному оказать  ребенку поддержку в самоопределении  и развитии; отношение к образованию  как культурному процессу, движущими  силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни, осуществляется воспитание человека культуры.

  В свете  культурологического подхода центром  образования является человек как  свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой.

  Таким образом, образование как часть  культуры, с одной стороны, питается ею, а с другой стороны - влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет  следующие культурные функции:

  гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);

  культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);

  социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта). Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Культура  и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование, как часть культуры, способствует сохранению и развитию культуры. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования. Графически эту взаимосвязь можно представить следующим образом: 
 
 
 

  

Взаимосвязь культуры и образования

  2. Культура  и образование связаны между собой:

  общим объектом - человек культуры и образования;

  общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек  и др.;

  творческим  характером культурно-образовательной  деятельности (неслучайно, К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);

  общими  функциями - развитие, обучение и воспитание человека.

  Образование должно осуществляться в контексте  определенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени  ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.

  Учитель должен являться носителем передовой  культуры, он сам является ценностью  и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой.

  Педагогическая  деятельность - это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто передача знаний, умений и навыков).

  Всякая  история есть история культуры и  образования. Поэтому чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования. 
 
 

Словарь основных понятий

  Теория форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. Теория выражается в понятиях, категориях, законах, закономерностях, концепциях, гипотезах, принципах и др.

  Методология - учение о методах и принципах познания; учение о структуре, методах и средствах деятельности.

  Концепция - система идей с выделением ведущей из них.

  Парадигма - совокупность теретико-методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которым руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

  Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности с помощью абстракций; один из высших компонентов сознания человека.

  Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний; один из атрибутов сознания.

  Культура (лат. cultura - возделывание) - исторически определенный уровень развития общества, производства и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимодействиях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. 
 
 

Информация о работе Образование как социокультурный феномен