Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:12, реферат
Закон РФ «Об образовании» принят в 1992 г. (новая редакция закона утверждена в 1996 г.). Закон является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области образования, система образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений
В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).
Реализовываться
эта парадигма может либо по когнитивной
парадигме (подготовка специалиста), либо
по личностно ориентированной
Образование - социокультурный феномен. Еще СИ. Гессен образованность выделял в качестве ценностно-целевого объекта культуры. На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.
В настоящее время к культуре относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности.
Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической образовательной парадигмы. Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно ориентированного образования:
человек
как субъект культуры, собственной
жизни и индивидуального
образование
как культурно-развивающая
творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно образовательном пространстве.
Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно ориентированного образования. Основными положениями этой концепции являются следующие:
главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе — к педагогической;
образование - это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;
объектом и целью образования является человек культуры;
необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;
осуществление
образования в контексте
творчество - основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;
образование должно наполняться культурными, то есть человеческими смыслами;
культурологический
подход является основным методом проектирования
личностно ориентированного образования,
компонентами которого выступают: отношение
к ребенку как субъекту, способному
к культурному саморазвитию; отношение
к педагогу как посреднику между
ребенком и культурой, способному оказать
ребенку поддержку в
В свете
культурологического подхода
Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, питается ею, а с другой стороны - влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие культурные функции:
гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);
культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);
социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта). Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Культура
и образование
2. Культура и образование связаны между собой:
общим объектом - человек культуры и образования;
общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;
творческим характером культурно-образовательной деятельности (неслучайно, К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);
общими функциями - развитие, обучение и воспитание человека.
Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.
Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой.
Педагогическая деятельность - это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто передача знаний, умений и навыков).
Всякая
история есть история культуры и
образования. Поэтому чтобы определять
стратегические цели и задачи образования,
нужно изучать историю развития
культуры и образования.
Теория - форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. Теория выражается в понятиях, категориях, законах, закономерностях, концепциях, гипотезах, принципах и др.
Методология - учение о методах и принципах познания; учение о структуре, методах и средствах деятельности.
Концепция - система идей с выделением ведущей из них.
Парадигма - совокупность теретико-методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которым руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.
Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности с помощью абстракций; один из высших компонентов сознания человека.
Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний; один из атрибутов сознания.
Культура (лат.
cultura - возделывание) - исторически определенный
уровень развития общества, производства
и человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей,
в их взаимодействиях, а также в создаваемых
ими материальных и духовных ценностях;
совокупность всех видов преобразовательной
деятельности человека и общества, а также
результатов этой деятельности.