Образование как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Закон РФ «Об образовании» принят в 1992 г. (новая редакция закона утверждена в 1996 г.). Закон является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области образования, система образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений
В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).

Работа содержит 1 файл

Глава 3.docx

— 77.99 Кб (Скачать)

Глава 3. Образование  как социокультурный феномен

  Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей.

  Аристотель

§ 1. Сущность, аспекты  и функции образования

  Мнемосхема

  

Сущность  понятия образования

  Закон РФ «Об образовании» принят в 1992 г. (новая  редакция закона утверждена в 1996 г.). Закон  является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области  образования, система образования  и порядок управления ею, экономические  основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений

  В словаре  С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В  учебниках по педагогике образование  определяется либо как процесс и  результат усвоения обучающимися социально-исторического  опыта (пособие по педагогике под  редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).

  В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс  обучения и воспитания в интересах  личности, общества и государства. Как  видно, в данном случае образование  определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и  воспитание. Поэтому сейчас педагогику нужно рассматривать как науку  об образовании человека.

  В рамках личностно ориентированной развивающей  парадигмы образование можно  рассматривать как процесс и  результат развития личности посредством  научно организованного обучения и  воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как  цель обучения, а как средства развития личности. 
 
 
 
 
 
 
 

Аспекты образования

  "Считай  несчастным тот  день или тот  час, в который  ты не усвоил  ничего нового  и ничего не  прибавил к своему  образованию".

  Я.А. Коменский (1592-1670). Великий чешский  педагог. Основоположник педагогики как  науки. Разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, классно-урочную форму обучения, принципы и правила обучения, первые иллюстрированные учебники; высказал новый взгляд на учителя

  Наличие множества определений понятия  образования показывает, что оно  является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат. Содержание этих аспектов представлено в таблице:

  

  

  

  Безусловно, аспектное разделение образования  не отрицает его целостности. 
 

Функции образования

  Образование выполняет социальные и личностные функции, которые представлены на нижеследующем  рисунке.

  Функции образования

  Социальные

  Формирование  интеллектуального, нравственного  и ресурсного потенциала общества и  государства;

  Содействие  политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества

  Развитие, обучение и воспитание личности в  интересах самой личности, общества и государства;

  Подготовка  человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и  функционированию в современном  социуме

  Личностные

  В личностно  ориентированной парадигме образование  должно обеспечивать приоритет развития над обучением.

  Таким образом, образование можно рассматривать  как в социальном, так и в личностных планах.

  Мы  увидели, что образование - очень  сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:

  это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;

  это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

  это целенаправленный и непрерывный  процесс и результат развития личности путем научно организованного  обучения, воспитания и самообразования;

  это достигнутый и подтвержденный гражданином  определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

  По  мере перехода к информационному  обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной  задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных  условий для самообразования  и саморазвития личности, взаимообразования. 
 
 

  "У  каждого народа  своя собственная  национальная система  воспитания, а поэтому  заимствование одним  народом у другого  воспитательных систем  является невозможным" К.Д. Ушинский(1824-1570). Великий русский педагог. Основоположник русской народной школы и педагогики

Словарь основных понятий

  Система - целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности.

  Процесс — ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

  Педагогический  процесс - целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания.

  Личность - человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.

§ 2. Ведущие парадигмы  образования

  Мнемосхема

  

  Парадигма - это совокупность теоретических  и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца  в научной практике на данном этапе.

  В современной  педагогике выделяют четыре ведущих  парадигмы образования: когнитивная, личностно ориентированная, функционалистская, культурологическая. 
 
 

Когнитивная парадигма

  Когнитивный (лат. cogito — мыслю) — относящийся к познанию только на основе мышления.

  В соответствии с когнитивной парадигмой образование  связывается только с познанием  на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Главным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится.

  Учебный предмет рассматривается как  своеобразная "проекция" науки, учебный  материал - как дидактически интерпретированные научные знания.

  Одной из основных категорий в когнитивной  парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в  программах и учебниках состояния  научного знания и способов его освоения.

  Основным  критерием эффективности обучения являются знаний, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется  информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается  как "побочный продукт" учебной  деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности.

  Педагогику, обосновывающую свои положения в  контексте когнитивной парадигмы, называют "знаниевой", императивной, традиционной, а школу -"школой памяти", так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умения мыслить. 
 

Личностно ориентированная  парадигма

  «Плохой учитель преподносит  истину, хороший учит ее находить».

  А. Дистервег (1790-1866). Выдающийся немецкий педагог-демократ. Создатель дидактики развивающего обучения.

  Уже в рамках когнитивной парадигмы  появились новые подходы к  обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. Они явились предпосылкой утверждения личностно ориентированной  парадигмы образования в конце 1980-х годов.

  Большую роль в становлении личностно  ориентированной парадигмы образования  сыграли педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося.

  Исследователи (Э.Ф. Зеер и др.) утверждают, что личностно ориентированное обучение в России возникло в процессе педагогического поиска педагогов-новаторов, а также в практике создания инновационных учебных заведений, вариативных учебных планов, региональных программ образования.

  В 1990-е  годы появились работы методологического  характера, в которых была обоснована необходимость и возможность  личностно ориентированного образования. Основные его положения изложены в работах Н.В. Алексеева, Д.А. Белухина, В.В. Давыдова, В.В. Серикова, П.Г. Щедровицкого, И.С. Якиманской и др.

  Сущность  личностно ориентированной педагогики заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного  воздействия. Личностно ориентированному обучению будет посвящен специальный  параграф. Здесь же мы покажем основные отличия личностно ориентированной  педагогики от когнитивной или традиционной. 
 
 
 

  Во-первых, субъект-объектные отношения заменяются на субект-субъектные, что показано на рисунке:

Отношение между учителем и  учеником в традиционной и личностно ориентированной  педагогике

  

  

  Как видно, в когнитивной педагогике общение осуществляется через содержание, формы, методы и средства. В личностно  ориентированном обучении есть непосредственное взаимодействие между учителем и  учеником, которое направлено на овладение  материалом с помощью форм, методов  и средств.

  В личностно  ориентированном обучении каждый ученик имеет свой вектор развития, который  строится не от учителя к ученику, а наоборот, от ученика к учителю.

Функционалистическая парадигма

  Наряду  с этими двумя парадигмами  образования, исследователи (Н.А. Алексеев, Э.Ф. Зеер) выделяют еще одну - функционалистскую. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Она исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры.

  Наиболее  полно функционалистская парадигма нашла свое отражение в концепции развития негосударственного образования в России.

  Функционалистский подход исходит из того, что личность должна принять на себя часть некоторых функций общества, что предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание.

  Четкую  функциональную направленность имеет  профессиональное образование - подготовить  личность к профессиональному труду.

Информация о работе Образование как социокультурный феномен