Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:39, реферат
Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.
которая с полной непринужденностью могла бы повернуть голову, чтобы одарить нас улыбкой, и затем снова отдать себя всю радостной игре с сыном, таким крепким и уже властным. В этой картине отражена вечная прелесть и поэзия материнства.1
Часто художники разных эпох мадонну с младенцем изображали в окружении святых или ангелов. К подобным произведениям искусства можно отнести следующие: «Мадонна с младенцем и ангелами» Фра Филиппо Липпи, «Мария с младенцем между музицирующими ангелами» Давида Герарда (№3, 12), «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти (№3, 13) и другие.
Шедевры русских мастеров и полотна живописцев эпохи Возрождения нашли свое тематическое продолжение в полотнах 20 века.
Интересно воплощена тема материнства в картине «Мать» художника А.А.Дейнеки (№3, 14). Ее композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремился подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных
невзгод. Ничто не отвлекает внимания зрителя от главного – гармоничности духовной, нравственной и физической красоты материнства как высшего проявления смысла человеческого бытия.
Думой о будущем своего ребенка наполнен взгляд молодой матери с картины А. и С. Ткачевых «В колхоз», крепко и в тоже время нежно прижимающей к груди младенца (№3, 15).
Наполнен материнской любовью и взгляд женщины, убаюкивающей свое чадо посреди бескрайних просторов тундры, женщины-матери – героини картины К. Коваля «Колыбельный напев» (№3, 16).
Таким образом, в эпоху Средневековья образ женщины-матери с ребенком на руках в древнерусском искусстве был связан с образом Богородицы, а в европейском – с образом Мадонны, став впоследствии нарицательным.
В эпоху Новейшего времени поэтизируется образ простой женщины, труженицы, матери.
Семейный портрет
Образ женщины-матери нашел свое отражение и в жанре группового портрета, где помимо матери с ребенком могут присутствовать и другие члены семьи.
К одним из первых подобных изображений мы можем отнести «Парный семейный портрет карлика Сенеба», относящийся к древнеегипетскому периоду ( №4, 1).
К Северному Возрождению относится картина Ханса Гольбейна Младшего «Мадонна бургомистра Мейера». Это произведение уже иного времени и лучшее украшение немецкой эпохи Возрождения1. Немного позже появился тип парадно-аристократического портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественностью композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в воспроизведении деталей (Анджело Бронзино «Портрет Элеоноры Толедской с сыном» (№4, 2), «Портрет неизвестной дамы с дочерью» и «Семейный портрет» работы Ван Дейка (№4, 3-4)). На всех этих портретах образ женщины-матери исполнен одухотворенного изящества и благородства.
К Новому времени мы можем отнести строгий по форме портрет «Семейства Натансон» работы Кристофера Вильхельма Эккерсберга (№4, 5), портрет «Семья Ворличек» Карела Пуркине (№4, 6), «Семейный портрет» и «Портрет госпожи Ронбауд с дочерью» Франца Ленбаха, групповой портрет работы А. П. Рябушкина «Семья купца» (№4, 7-9)2.
Художники Новейшего времени все чаще помещают героев своих групповых портретов на лоно природы или в интерьер с бытовыми деталями, придавая портрету жизненную непосредственность и мотивированную убедительность. К таким полотнам мы можем отнести следующие картины: «Сыновья» П. Оссовского, «В субботу» Ю. Кугача, «Семья В. Шукшина» Е. Романовой, «Продолжение» Ю. М. Ракши, «Месяц хлебный» А. Угаева, «Возрождение» Б. Угарова (№4, 10-15). На всех этих полотнах присутствует образ женщины-матери, хозяйки, работницы, продолжательницы рода.
Таким образом, в Древнем Египте зарождается понятие «семейный (групповой) портрет», в котором неотъемлемо присутствует образ женщины-матери. До периода барокко на портретах преимущественно изображены люди, обличенные властью, состоятельные. С приходом барокко в семейном портрете находят отражение сцены из повседневной жизни, все чаще героями становятся люди «третьего сословия». В искусстве 20 века нашла отражение тенденция располагать героев портретов на фоне природы или картин повседневной жизни, бытовых зарисовок.
Заключение
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
Список литературы