Образ женщины-матери сквозь века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Работа содержит 1 файл

Образ женщины-матери сквозь века.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

 которая с полной непринужденностью могла бы повернуть голову, чтобы одарить нас улыбкой, и затем снова отдать себя всю радостной игре с сыном, таким крепким и уже властным. В этой картине отражена вечная прелесть и поэзия материнства.1

 Часто художники разных эпох мадонну с  младенцем изображали в окружении святых или ангелов. К  подобным произведениям  искусства можно отнести следующие: «Мадонна с младенцем и ангелами» Фра Филиппо Липпи, «Мария с младенцем между музицирующими ангелами» Давида Герарда (№3, 12), «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти (№3, 13) и другие.

 Шедевры русских мастеров и полотна живописцев эпохи Возрождения нашли свое тематическое продолжение в полотнах 20 века.

 Интересно воплощена тема материнства  в картине «Мать» художника А.А.Дейнеки (№3, 14). Ее композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремился подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных

невзгод. Ничто не отвлекает внимания зрителя от главного – гармоничности духовной, нравственной и физической красоты материнства как высшего проявления смысла человеческого бытия.

 Думой о будущем своего ребенка наполнен взгляд молодой матери с картины А. и С. Ткачевых «В колхоз», крепко и в тоже время нежно прижимающей к груди младенца (№3, 15).

 Наполнен  материнской любовью  и взгляд женщины, убаюкивающей свое чадо посреди бескрайних просторов тундры, женщины-матери – героини картины К. Коваля «Колыбельный напев» (№3, 16).

 Таким образом, в эпоху  Средневековья образ  женщины-матери с ребенком на руках в древнерусском искусстве был связан с образом Богородицы, а в европейском – с образом Мадонны, став впоследствии нарицательным.

 В эпоху Новейшего  времени поэтизируется  образ простой  женщины, труженицы, матери.

 Семейный  портрет

Образ женщины-матери нашел  свое отражение и  в жанре группового портрета, где помимо матери с ребенком могут присутствовать и другие члены семьи.

 К одним из первых подобных изображений мы можем  отнести «Парный  семейный портрет  карлика Сенеба», относящийся к  древнеегипетскому периоду ( №4, 1).

 К Северному Возрождению относится картина Ханса Гольбейна Младшего «Мадонна бургомистра Мейера». Это произведение уже иного времени и лучшее украшение немецкой эпохи Возрождения1. Немного позже появился тип парадно-аристократического портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественностью композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в воспроизведении деталей (Анджело Бронзино «Портрет Элеоноры Толедской с сыном» (№4, 2), «Портрет неизвестной дамы с дочерью» и «Семейный портрет» работы Ван Дейка (№4, 3-4)). На всех этих портретах образ женщины-матери исполнен одухотворенного изящества и благородства.

 К Новому времени мы можем отнести  строгий по форме  портрет «Семейства Натансон» работы Кристофера Вильхельма Эккерсберга (№4, 5), портрет «Семья Ворличек» Карела Пуркине (№4, 6), «Семейный портрет» и «Портрет госпожи Ронбауд с дочерью» Франца Ленбаха, групповой портрет работы А. П. Рябушкина «Семья купца» (№4, 7-9)2.

 Художники Новейшего времени  все чаще помещают героев своих групповых портретов на лоно природы или в интерьер с бытовыми деталями, придавая портрету жизненную непосредственность и мотивированную убедительность. К таким полотнам мы можем отнести следующие картины: «Сыновья» П. Оссовского, «В субботу» Ю. Кугача, «Семья В. Шукшина» Е. Романовой, «Продолжение» Ю. М. Ракши, «Месяц хлебный» А. Угаева, «Возрождение» Б. Угарова (№4, 10-15). На всех этих полотнах присутствует образ женщины-матери, хозяйки, работницы, продолжательницы рода.

 Таким образом, в Древнем Египте зарождается понятие «семейный (групповой) портрет», в котором неотъемлемо присутствует образ женщины-матери. До периода барокко на портретах преимущественно изображены люди, обличенные властью, состоятельные. С приходом барокко в семейном портрете находят отражение сцены из повседневной жизни, все чаще героями становятся люди «третьего сословия». В искусстве 20 века нашла отражение тенденция располагать героев портретов на фоне природы или картин повседневной жизни, бытовых зарисовок.

 Заключение

 Полученные  данные позволяют  сделать следующие  выводы:

  1. Главным и неизменным в постижении тайны женской красоты остается на протяжении всех эпох идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком;
  2. Образ женщины-матери – вечный образ. Это своеобразный нравственный камертон для искусства любой эпохи, любого народа;
  3. Живописцы и скульпторы разных эпох использовали схожие образы: образ кормящей матери, женщины-матери с ребенком на руках, семейный портрет;
  4. Первобытные художники воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь;
  5. Образ кормящей матери берет начало в первобытном мире и проходит сквозь все последующие эпохи;
  6. В эпоху Средневековья образ женщины-матери с ребенком на руках в европейском искусстве был связан с образом Мадонны, а в древнерусском – с образом Богородицы;
  7. Древнерусская иконопись насчитывает большое количество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение; 2) Оранта; 3) Одигитрия; 4) Елесуа;
  8. Образ женщины-матери с ребенком на руках стал нарицательным: подобные изображения все чаще стали называть мадоннами. Изображая мадонну, художники часто добавляли птичку, вазочку с цветами или какой-либо другой предмет, а также изображали ее в окружении святых или ангелов;
  9. Более поздние мадонны отличаются демократической простотой образов, они более земные. В эпоху Новейшего времени поэтизируется образ простой женщины, труженицы, матери;
  10. В Древнем Египте зарождается понятие «семейный (групповой) портрет», в котором неотъемлемо присутствует образ женщины-матери;
  11. До периода барокко на портретах преимущественно изображены люди, обличенные властью, состоятельные. С приходом барокко в семейном портрете находят отражение сцены из повседневной жизни, все чаще героями становятся люди «третьего сословия»;
  12. В искусстве 20 века нашла отражение тенденция располагать героев портретов на фоне природы или картин повседневной жизни, бытовых зарисовок.
  13. Анализ показывает, что в искусстве конца 20 начала 21 веков образу женщины-матери уделено недостаточное внимание, что стало одной из причин спада рождаемости, снижения статуса матери, ее значимости в обществе. Президентская программа, направленная на решение демографического кризиса, уже дает положительные результаты. Все чаще на рекламных щитах, обложках журналов, фото появляется столь знакомый всем образ – образ женщины-матери.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  литературы

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. – Дрофа – М., 2005
  2. СD «История искусства», электронное средство учебного назначения, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003
  3. Энциклопедия для детей. Том 5. Искусство. Часть 1/Под ред. В. А. Володина. – АВАНТА+ - М., 2001
  4. Сборник лучших рефератов/Под ред. Э. В. Белика. – БАО-ПРЕСТ - , М., 2006
  5. Гнедич П. П. История искусств. Высокое Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005
  6. Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – АВРОРА – Л., 1986
  7. Лев Любимов. Искусство Древней Руси. – Просвещение – М., 1996
  8. Гнедич П. П. История искусств. Итальянский Ренессанс. – ЭКСМО – М., 2005
  9. Лев Любимов Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – Просвещение – М., 1996
  10. CD «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». – Новый Диск – М., 2001
  11. Гнедич П. П. История искусств. Северное Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005
  12. Нонна Яковлева. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. – Белый город – М., 2000

Информация о работе Образ женщины-матери сквозь века