Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:44, реферат
Цель моей работы – раскрыть значение нравственной культуры личности. Ведь личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.
1. Введение 3
2. Нравственная культура личности. Теория. 4
2.1. Философия добра и зла 6
2.2. Культура этического мышления и этикет. 12
2.3. О добродетелях, пороках и сопротивлении злу 18
3. Заключение. 21
4. Список использованной литературы. 22
Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал.
В
наше время почти повсеместно
отмечается стремление к упрощению
многих условностей, предписывавшихся
общегражданским этикетам. Это – одно
из знамений времени: темпы
жизни, изменившиеся и продолжающие
быстро меняться социально бытовые условия
сильнейшим образом влияют на
этикет. Поэтому, очень много из того, что
было принято еще в начале или
середине нашего века, может сейчас показаться
абсурдным. Тем не менее,
основные, лучшие традиции общегражданского
этикета, даже видоизменившись по
форме, остаются жить по своему
духу. Непринужденность, естественность,
чувство меры, вежливость, тактичность,
а главное благожелательность по отношению
к людям, - вот качества, которые
безотказно помогут в любых
жизненных ситуациях, даже тогда, когда
вы не знакомы с какими-либо мелкими
правилами общегражданского этикета,
которых существует на Земле великое множество.
2.3. О добродетелях,
пороках и сопротивлении
злу
В данной статье автор исследует работу Ильина «о добродетелях, пороках и сопротивлении злу».
И.А. Ильин – автор многочисленных работ, в которых значительное внимание уделяется проблемам этики, добра и зла, добродетелям и порокам. Падение нравственности в обществе Ильин объясняет тем, что современному поколению опыт зла дан с особенной силой. Злу удалось открыть своё лицо, расправить крылья. Поэтому проблемы духовной культуры, особенно те, которые имеют непосредственное отношение к проблемам нравственности, требуют предметного изучения.
И сегодня поставленный Сократом вопрос «Можно ли исследовать и познать добродетель»? не утратил своей актуальности. Ведь в этом вопросе содержится важная мысль: человек только тогда постигнет сущность добродетели, когда сам будет ее претворять на деле. Если кто-то хочет говорить о добре, тот должен знать, что означает любить, страдать, скромно воспринимать успех, испытывать власть совести. Нравственное поведение нужно реально пережить, оно требует всего человека: его любви. Добрых деяний он должен предстать ответчиком перед своей совестью.
Людям свойственны естественная радость, чувственные наслаждения. Человек инстинктивно стремится быть счастливым. И когда люди счастливы, они обретают в себе духовность, совершенствуются в нравственных деяниях, приносят в мир красоту.
Настоящее местонахождение добра и зла, считал Ильин, находится во внутреннем мире человека, а вот пороки и добродетели следует искать в нем самом. Потому что духовная, душевная жизнь скрыта от людей и непосредственно доступна только его собственному самонаблюдению. Тот, кто систематически исследовал своё бессознательное и свой характер, может понять и измерить, насколько люди в действительности имеют ограниченное представление о самих себе.
Зло
многогранно, на свете существует много
мерзостей, против которых уместными
и естественными кажутся
Пороками, с точки зрения Ильин, являются гордыня и тщеславие, которые противостоят добродетелям – смирению и скромности. Смирение повышает духовную ценность человека. Смирению присущи простота и доброта, легкость и скромность. Вот гордыня не ведает скромности и смирения. А вместе с тщеславием гордыня-результат порочной души и отсутствия духовности. Чтобы избежать подобного порока, человек должен приучится к невысокой оценке того, чего он достиг. Если он силен, то пусть не считает себя сильным , если умен, то пусть не причисляет себя к умнейшим, если человек порядочный то пусть не переоценивает свою добродетель. Кто сознает свои слабости, тот будет бороться с ними побеждать и совершенствоваться.
Омерзителен такой порок как ненависть. Когда мы встречаемся с ненавистью в жизни, в нас просыпается чувство большого несчастья, потом огорчения и ощущения своего бессилия.
Ненависть имеет под собой такие пороки как зависть и клевета. Завистник желает зла людям, более успешным, чем он сам. Это скупость и алчность сопровождается вечно плохим настроением и вечным недовольством.
Весьма тонким пороком является лесть. Де один хочет взять вверх над другим человеком с помощью похвалы и комплиментов, и начинается лесть. Здесь важно то, что комплименты делаются неоправданно.
Злой человек есть живой очаг зла. Даже если он злится про себя, то всеравно вреден для окружающих. А вот доброта гасит зависть, ненависть, у нее нет желания мстить.
Добрый человек добрый не только «про себя» но и для других. Когда видишь по-настоящему доброго человека, тебе от его взгляда становится тепло и уютно. Это как лучик света в темном царстве. В добрых людях нет жестокости, сарказма, а только участливое внимание к нашим бедам.
Великое счастье почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему гореть.
Доброта связана с такой нравственной добродетелью, как совесть. То на что указывает нам совесть, к чему она зовет, есть нравственно-совершенное. Высший источник нравственности - это совесть. Она нужна каждому человеку, даже в ежедневных делах.
Добродетель дружба помогает нам переносить жизненные испытания. Иногда душа человека одинока. И поэтому человек вступает в общение с другими людьми. Истинная дружба – есть духовная любовь, которая связывает людей.
Высшая добродетель это любовь. Она – самый глубокий источник духовного опыта. Она наполняет любящего добротой, делает его счастливым. Любящий человек проявляет полное самоотречение. Для него любимый человек-это центр его жизни.
Чтобы сопративлятся злу, человеку необходима активная работа души. Духовное обновление требует обратить внимание на проблемы воспитания. Все люди воспитывают друг друга своим проявлением. Но нужно, чтобы каждый человек желал нравственного самосовершенствования.
«Трактовка Ильиным проблем добра и зла не противоречит христианскому пониманию. Он подчеркивает необходимость для человека лишений и страданий как живительного нравственного пути очищения души. Человеку нужно тщательно оценивать не только испытываемые удовольствия , но и неудовольствия, постараться извлечь из них полезное, только тогда он узнает их воспитательную значимость. Неудовольствие учит человека терпению и выдержке, выносливости и собранности, способности преодолеть искушения. Тогда он становится терпеливым, стойким, мужественным; его воля крепчает, его характер обретает стержень. Более того, кто способен пережить неудовлетворенность собой, тот открывает в себе более высокие и благородные потребности-духовные интересы, творческие силы». 9
3. Заключение.
Итак, подводя итог своей работы, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ - можно сказать, что это нравственный человек.
Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.
Нравственная
культура личности - целостная система
элементов, охватывающая культуру этического
мышления: умение пользоваться этическим
знанием, различать добро и зло, применять
нравственные нормы к особенностям сложившийся
ситуации, понимать, что есть добродетели,
и отличать их от пороков, а также уметь
сопротивляться злу. Усвоение всех элементов
нравственной культуры личности способствуют
формирования моральной надежности индивида.
Ее высший уровень можно характеризовать,
как способность обеспечить оптимальность
и гармонию нравственной деятельности,
готовность к достойным поступкам в любых
ситуациях.
4. Список использованной литературы.
Борев С.В. «Эстетика» Москва, 2000г. | |
Бердяев Н.А. «О назначении человека». Москва, 1993 | |
Волченко Л.Б., «Добро и зло как этические категории» Москва, 1975 | |
Васильев В.А.
«Ильин о добродетелях, пороках и сопротивлении
злу».
Социально-гуманитарное знание,2006, №1. |