Нормы и ценности культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни.
Культуру нельзя рассматривать как "часть" общества, или общество как "часть" культуры. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.

Содержание

Введение……………………………………………………...................3
II. Основная часть………………………………………..…………………….5
Культура и система норм…………………………….…………………….5
Классификация норм…………………..…………………………………10
1. обычаи……………………………………………………...………………12
2. нравственные нормы…...…………………………........................……….14
3. институциональные нормы……………………………………………….17
4. законы………………………………………………………..……………..18
Функции культурных норм........................................................................20
III. Заключение……………………………………………………………….21
Список литературы…………………………..………………

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 42.63 Кб (Скачать)

Новые поколения людей воспринимают эти  общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. Уже ребенок  окружен множеством элементов обыденной  культуры. Поскольку он постоянно  видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно  правильными и приемлемыми.

Ребенок усваивает эти правила и, становясь  взрослым, относится к ним как само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь об их происхождении. Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя когда-то этот жест означал нечто большее, чем просто приветствие, а именно отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий. Так, мы, например, не понимаем сдержанности в средствах при приеме гостей в семьях Германии; их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.

Нравственные  нормы.

Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или  в обществе в целом, оказываются  наиболее важными, затрагивающими жизненные  интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если мы неправильно  используем вилку и нож для  еды - это небольшая оплошность, несущественная деталь, которая вызывает лишь кратковременное замешательство.

Но если в условиях нашего общества женщина  уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей. Такой поступок отражается на воспитании ребенка, на его здоровье и психологическом  состоянии. Вполне понятно, что общество стремится избегать подобных нарушений.

Таким образом, можно различать два  типа обычаев:

· те образцы  поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;

· те образцы  поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными  для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что  должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными  общественными способами существования  индивидов, мы будем называть нравственными  нормами, или нравами.

Под нравственными  нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних  действий и запрещают другие. При  этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что  их нарушение несет бедствие всему  обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что, по крайней мере, некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или не разрешается женщинам открывать на людях лицо, лодыжки и запястья.

Для многих обществ непонятны языковые запреты, когда не разрешается использование  некоторых слов (так называемых нецензурных  слов).

Такие нравственные нормы могут считаться  очень важными для представителей данной группы или общества и быть не известными другим культурам, в которых  они не кажутся необходимыми для  обеспечения группового благополучия. При этом не обязательно, чтобы действия, запрещенные нравственными нормами, были действительно вредными для  общества. Если общество или группа верит, что какое-то действие наносит  вред, это немедленно находит отражение  в появлении соответствующих  нравственных норм. Нравственные нормы - это вера в правильность или  неправильность действий.

Социальный  опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или  порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой  практики людей, без сознательного  выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что  отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное  действие представляется настолько  необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.

Двум  боливийским этнографам посчастливилось  наблюдать весь процесс формирования нравственных норм в одном из индейских  племен Южной Америки в течение  буквально нескольких месяцев. Все  началось с того, что по случайному совпадению несколько индейцев племени  утонули во время плавания в речном омуте. Общественное мнение племени  пришло к заключению, что в омуте  таится какая-то опасность. Индейцы  начали избегать этот омут и близкие  к нему места. После вмешательства  старейшин и шамана омут стали  считать дурным местом, а тех, кто  посещает это место, объявили испорченными злыми духами. Люди постепенно забыли истинную причину запрета, и нравственные нормы абсолютизировались вокруг местности, в которой расположен омут. Таким  образом, можно сделать вывод, что  нравственные нормы являются самообосновывающимися  и саморазвивающимися. Они приобретают  оттенок святости, и общество наказывает тех, кто нарушает их.

Нравственные  нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и  выполняются автоматически. Когда  они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий. Например, каннибализм, т.е. поедание человеческого мяса, вызывает у нас немедленную отрицательную  психологическую реакцию. Нравственная норма делает это действие эмоционально невозможным.

В обществе с твердо установившимися нравственными  нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко.

Институциональные нормы.

Определенные  взаимосвязанные системы обычаев  и нравственных норм могут служить  для регулирования процессов  удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и  функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких  важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.

Чем же отличаются институциональные нормы  от простых обычаев и нравственных норм? Прежде всего тем, что они  сознательно тщательно разрабатываются  и устанавливается формальный или  неформальный кодекс следования им. Кроме  того, возникает круг людей, в котором  каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки, торговые организации, заготовительные базы - это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Нормативные  кодексы этих институтов развиваются  постепенно из обычаев и нравственных норм, сопутствующих простому обмену.

Но значимость для общества совокупности подобных норм, связанная с постоянными  потребностями в обмене ценностями, в конечном счете заставила членов общества разработать сложную систему  институциональных норм, облегчающих удовлетворение потребностей в развитии экономики.

Такой характер институциональных норм делает их наиболее формальными и непреодолимыми, а сами институты - обладающими большой  социальной инерцией, отсутствием склонности к изменениям.

Законы.

В то время  как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная  тенденция их объединения и реорганизации  в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают, что поступают правильно. При такой форме подчинения у  некоторых людей возникает искушение  нарушить нравственные нормы. Таких  индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания. Закон - это просто усиленные и  формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии  для преступников и т.д.). Тот, кто  не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется  или даже уничтожается.

Изучение  действия законов показывает, что  каждый закон может быть эффективен только тогда, когда он стремится  поддерживать те нравственные нормы, которые  твердо приняты большинством членов общества. Например, сухой закон - это  запрет, который был неэффективен в связи с тем, что для многих людей не стал узаконенным продолжением моральных и нравственных норм. То же можно сказать о законах, запрещающих  частную собственность в нашей  стране и некоторых других странах. Уничтоженные, запрещенные законом  нормы о частной собственности  продолжали влиять на людей, и в конце концов, частную собственность не удалось полностью уничтожить с помощью законов.

С другой стороны, очень редко бывает так, что закон удовлетворяет все  социальные группы общества. К сожалению, мы не можем точно измерить степень  согласованности между законами и существующими нравственными  нормами, для того чтобы закон  был эффективен.

Возможно, лучшим способом установить взаимосвязь  между законом и принятыми  нравственными нормами может  стать признание того, что закон  наиболее эффективен, когда он гармонирует  с изменениями, происходящими в  нравственных нормах. Некоторые примеры  конфликта между законами и нравами  могут проиллюстрировать эту  идею. Закон об ограничении изготовления и продажи спиртных напитков в  нашей стране появился в то время, когда социальные изменения имели  тенденцию сделать нравственные нормы скорее дозволяющими, чем ограничивающими (говорилось о снижении цен на спиртные напитки, открытии торговли в розлив и т.п.).

Другой  закон - о кооперативах также был  принят крайне не вовремя, так как  у людей росла сильная неприязнь  к спекулянтам, которых отождествляли  с кооператорами (социально одобряемым мероприятием считалась приватизация мелких торговых предприятий). Но было бы неверно говорить, что законы всегда неэффективны, если они находятся  в оппозиции к нравственным нормам какой-либо части населения. Очень  часто непопулярные первоначально  законы затем находили поддержку  в обществе. Все дело в том, насколько  эти законы соответствовали изменению  нравственных норм, были в русле  основных направлений этих изменений.

Следует отметить, что в современном обществе законы становятся средством регулирования  многих видов поведения, которые  не охватываются системой нравственных норм. Большое число законов создается для регулирования, например, производственных отношений или отношений торговли и обмена.

Функции культурных норм.

Культурные нормы  выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями  и указывают меру необходимости  в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.  
 
С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях.  
 
С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а другие полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.  
 
Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).  
 
Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но также эталонов долженствования — эталона красоты, доброты, храбрости, честности и т. д. Некоторые эталоны в виде требований фиксируются письменно и составляют своды бесчисленных кодексов чести дворянина, самурая, рыцаря и т. д. Другие закрепляются в устном предании народа и передаются из поколения в поколение через рассказы и обучение.  
 
У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, укладывая ребенка спать, старались — для роста шеи — расположить голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с помощью специальных колец. Прямые ноги почитались за образец только у европейцев, а кочевники любили кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. У китайцев этнографы обнаружили обычай перебинтовывать девочкам ступни, чтобы они не превышали 8—10 см. У древних майя новорожденной девочке на несколько дней ко лбу и затылку привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским, отступающим назад. А к ее волосам на уровне глаз подвешивался шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы здесь стандарты прекрасного.

Информация о работе Нормы и ценности культуры