Неолитический переворот

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:21, реферат

Описание работы

Ни один переворот в истории Земли не может сравниться по своим масштабам с неолитической революцией, которая продолжалась сотни лет и полностью изменила жизнь всего человечества. Новое открытие на американском континенте иллюстрирует, как древние люди перестали надеяться только на природу и научились сами обеспечивать себя пропитанием.

Работа содержит 1 файл

культура (1).docx

— 22.56 Кб (Скачать)

Неолитический переворот  произошел раньше, чем считалось

 Ни один переворот  в истории Земли не может  сравниться по своим масштабам  с неолитической революцией, которая  продолжалась сотни лет и полностью  изменила жизнь всего человечества. Новое открытие на американском  континенте иллюстрирует, как древние  люди перестали надеяться только  на природу и научились сами  обеспечивать себя пропитанием. 

 Учёные выяснили, что неолитическая революция  в Новом Свете произошла гораздо  раньше, чем считалось до сих  пор. В результате этих изменений  американские индейцы познали  всю тяжесть сельскохозяйственных  работ. Сейчас сложно сказать,  что послужило предпосылкой к  такому качественному переходу, однако на этот счёт существует  достаточно логичная теория, согласно  которой революция стала итогом  роста численности человеческой  популяции. Люди настолько расплодились, что мать-природа уже не могла  содержать своё детище - в результате, людям пришлось освоить сельское  хозяйство, отказавшись от охоты  и собирательства.

 Однако не везде  прогресс наступал настолько  быстро. На Земле до сих пор  можно найти племена охотников,  образ жизни которых за последние  тысячелетия почти не изменился.  Процесс, запущенный примерно 10 тысяч  лет назад, шел разными темпами  на различных территориях. Причины  тоже варьировались - от природных  условий до особенностей конкретных  первобытных обществ. 

 Неолитическая  революция первоначально пустила  корни в Евразии, а потом  перекинулась на территорию Нового  Света. Однако до последнего  времени считалось, что прогресс  пришёл сюда значительно позже.  Теперь американские учёные опровергли  это мнение. Основанием послужили  находки, сделанные археологической  экспедицией на территории современной  Панамской республики. Оказывается,  древние индейцы уже 7800 тысяч  лет назад начали выращивать  кукурузу, маниоку и амарант. 

 Доктор Рат Дико использовал новую технику, основанную на поиске зёрен крахмала в каменных инструментах южно-американских индейцев. «Эти неопровержимо доказывает, что сельское хозяйство изначально появилось не только в засушливых областях центральной Мексики или перуанских Анд, как считалось ранее, но и в зоне влажных тропических лесов», - подчёркивает Дико.

 «Что особенно  интересно - эти зерновые культуры  были первоначально одомашнены  вне Панамы; кукуруза была одомашнена  в Мексике, а маниока и амарант  - в Южной Америке. Панама, как  относительно узкий мост между  двумя американскими континентами, была важным маршрутом для  перемещений древнего человека  и зерновых культур», - поясняет  исследователь. 

 Так называемая  неолитическая революция - поворотный  момент в истории человечества, именно тогда наши предки «поняли», что гораздо выгоднее обрабатывать  земельные угодья и разводить  скот, чем с дикими криками  загонять мамонта в охотничью  яму. 
 
 
 

Первобытное искусство  — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем  палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

 Из поколения  в поколение передавалась техника  изготовления орудий и некоторые  ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания  легче поддается обработке). Раскопки  на местах стоянок людей верхнего  палеолита свидетельствуют о  развитии у них первобытных  охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки  диких зверей и пронзали их  дротиками, воображая, что убивают  настоящих хищников. Сотни вырезанных  или нарисованных изображений  животных они оставили также  на стенах и сводах пещер.  Археологи доказали, что памятники  искусства появились неизмеримо  позднее, чем орудия труда —  почти на миллион лет.

В глубокой древности  для искусства человек использовал  подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для  себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и  стал активно применять ее для  изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они  удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих  поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства  относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и  в скульптуре первобытный человек  часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение  объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные  творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели  его главным достижением —  техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние  египтяне и греки, средневековые  европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

Различают три основных вида архитектуры:

 архитектура объемных  сооружений. Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.);

 ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой — беседками, мостиками, фонтанами, лестницами);

 градостроительство, охватывающее строительство новых  городов и поселков и реконструкцию  старых городских районов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем - заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек — близнецы", "Позади каждого человека — тотем".

К тотему относились как к доброму и заботливому  предку и покровителю, который оберегает  людей — своих родственников  — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались  только настоящее животное, насекомое  или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистического  изображения, а позже тотем мог  обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя  своего тотема, но встречались и  более цивилизованные тотемы. Например, все мужчины племени считали  своим предком одно животное или  растение, а женщины — другое.

Выбор тотемов зачастую связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов  выступают встречающиеся здесь  кенгуру, страус эму, опоссум (крупная  сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время  в пустынных или полупустынных  областях страны, где при родные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные редкие насекомые и растения, которые больше в этом качестве нигде не встречаются.

Важно отметить, что  тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство  с ним. Жители Южной и Юго-Восточной  Австралии обращаются к тотему со словами "старший брат", или "наш  отец". Близость между человеком  и тотемом выражается прежде всего в запрете (табу) убивать и употреблять тотем в пищу. Однако при исполнении некоторых обрядов обычай предписывал съесть немного мяса тотема для укрепления магической (невидимой, сверхъестественной) связи с ним.

По мере исторического  развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов чуринги хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть вместилищем душ предков или новорождённых детей. Вера в связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.

В настоящее время  многие австралийские племена, согнанные  в колониальный период с обжитых  территорий, стремятся вернуться  к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. "Наша племенная земля — наша мать, — утверждают аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы".

Когда-то тотемизм был  широко распространён в Индии. До сих пор у некоторых индийских  племён, живущих изолированно в малодоступных  горных и лесных районах и незнакомых с индуизмом, сохраняется деление  на роды, носящие названия местных  растений и животных. Их мифы изобилуют  сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о  чудесных превращениях людей в растения, зверей и птиц, о браках между  людьми и животными.

Культ священных  животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий тотемические корни, вошёл и в индуизм. Главных богов индусткого пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником Шивы является бык, Ганеши, который представляется в образе слона, — крыса, Вишну — птица и т. д. Вероятно, это были тотемы древних родовых племенных групп.

Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — "колибри-левша" — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль — "змей, покрытый зелёными перьями" — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий.

В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма  хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся  мотивы превращения людей в животных и растения.

С тотемическими представлениями связано особое отношение к различным диким и домашним животным. Так, у некоторых африканских народов и сегодня глубоким почитанием пользуются змеи, включая ядовитых, которым издавна приписывается сверхъестественная сила. Поэтому змеи объявляются неприкосновенными.

Информация о работе Неолитический переворот