Ненцы. Культура и быт

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Содержание

Введение
1. Антропологический тип
2. Теория этногенеза
3. Занятия и быт
4. Язык
5. Пища
6. Религия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ненцы культура и быт.docx

— 35.21 Кб (Скачать)

Пресный хлеб в чуме западные ненцы выпекали следующим образом: замешав тесто (хуса), т.е. залив муку водой и перемешав, скатывали его в форме толстой колбаски и насаживали по длине на ровную палку (леска пя), слегка обмяв концы, чтобы они сходили на нет. Затем пропекали, поворачивая у огня. Снятый с палки хлеб (леска,) имел форму батона (длина около 45 см, толщина 10 см) с пустотой в середине. Восточные ненцы (зауральские) приготавливали леску несколько иначе.

Из растительной пищи, ненцы  употребляли главным образом  морошку (маранга), которая встречается в ненецких тундрах в большом количестве. Собирали и ели также голубицу (лынзермя), бруснику (енздей). Варили жидкую кашицу из альпийской толокнянки (мологодя). В связи с кочевым образом жизни ненцев сложились традиции, которые помогают устранять потребительское отношение к природе и ее дарам. Они просты, понятны и убедительны.

Например, не принято у  ненцев делать заготовки на зиму ягод, грибов и других продуктов, кроме  жиров. Кстати, грибы ненцами в  пищу никогда не употреблялись. Объяснение запрету их сбора надо искать в  самом названии грибов ТУДАКО - жирок. Корневая морфема ТУ представляет собой  самостоятельное слово, обозначающее жир.

По-видимому, когда-то ненцы, заметив, что олени очень любят  грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем  более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы этих грибов могло хватить и людям и оленям. Очевидно, название грибу придумано не просто: этот жирок куда приятнее получить от оленя в виде вкусной пищи, теплой шкуры и выносливого, сильного оленя в упряжке.

Ненцы употребляли много  чая, предпочитая плиточный.

Чай заваривали прямо в  котле или чайнике и кипятили, получая таким образом крепкий напиток. Пили чай обычно не реже трех раз в сутки. Зимой он имел большое значение как согревающее средство. Летом чай пили в меньшем количестве и не такой крепкий. Для охлаждения чая в чайник доливали сырую воду. В качестве чайной заварки использовали и листья морошки, и траву иван-чай.

В отличие от многих других народов Сибири ненцы не знали  доения важенок.

Эпизодически пастухи  практиковали высасывание молока, для  чего важенку со спутанными ногами валили на землю. Коровье молоко и  другие молочные продукты (творог, сметана, масло) в прошлом употребляли  в пищу лишь ненцы, издавна живущие  совместно с русскими. Однако эти  продукты могли покупать очень немногие ввиду их дороговизны. В тундру в незначительных количествах русские купцы завозили сахар, крупу, растительное масло и т.д. Их употребляли только зажиточные ненцы.

Детей до полутора лет кормили  почти исключительно грудным  молоком, добавляя в небольших количествах вареное мясо и вареный мозг. С полутора-двух лет питались так же, как взрослые. Во многих семьях было распространено кормление детей грудью до трех-четырех и даже пяти лет.

Во время разъездов  по тундре налегке ненцы обычно провианта  с собой не брали, т.к. обычай гостеприимства предполагал угощение в первом же встреченном чуме.

В тундре есть несколько  видов растений, которые собирают в конце лета женщины и дети. Это чайные растения: хоркы нгэ - куропачья ножка, цветки и листья лэморнгодя - княженики или воробьиной ягодки и др. Северяне знают немало целебных трав, кустарников. Один из них яранзь - багульник. Он употребляется от всех болезней, его отвары используются как дезинфицирующие и гигиенические препараты. Его заваривали и остудив, обмывали тело, его отваром обмывается новорожденный ребенок. Этим же отваром мыли голову для укрепления волос и избавления от перхоти. От недомогания заваривали багульник и пили определенными порциями по три раза в день. Само растение применяют для отпугивания насекомых.

Головную боль удавалось  изгнать настоем из листьев брусники. С далеких времен высоко ценятся  разные виды чаги - березовые и осиновые грибы, настои из которых применяются  в гигиенических целях. Чагу применяют  при язвенной болезни, гастритах, злокачественных  опухолях. При порезе на рану накладывали  еловую смолу или засыпали порошком, полученным из сердцевины этого дерева. От простудных заболеваний и кашля  помогало прогревание горла над  паром кипящего чайника.

Из листьев морошки, брусники, делали отвар и поили простуженных людей. Желудок лечили, употребляя в  пищу ягоды: морошку и сушеную  черемуху, которую покупали у русских  крестьян. Приготавливали настойку из листьев брусники и морошки, и  пили как болеутоляющее средство. Следует заметить, что ни одно из названных растений не входит в широкий  рацион питания оленей, кроме некоторых  видов ягеля (их используют в редких случаях в небольшом количестве). Настои из трав приготавливают только летом. Сбором и просушиванием лекарственных  растений с запасом на длительное время ненцы никогда не занимаются. До недавнего времени ненцы заготавливали  только чайные растения, но в связи  с тем, что появилась возможность  делать закупки промышленного чая, в тундре перестали собирать и  эти растения.

  1. Религия

 

В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima – душа, отсюда - «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы. От них зависела жизнь людей, удача в промыслах. Духи были добрыми, помогавшие людям во всех делах, и злые, насылавшие на человека болезни и различные несчастья. Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертвоприношений.

В мифологии ненцев Вселенная  представляется в виде трех миров, расположенных  вертикально один над другим –  Верхнего мира, Среднего мира, Нижнего  мира. Верхний мир находится над  землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний  мир - Земля, она кроме людей населена многочисленными духами – хозяевами  всего того, что окружает человека в его земной жизни. Земля плоская, окружена морем. Нижний мир расположен под землей и также состоит  из семи ярусов, на которых обитают  злые духи, приносящие болезни и  смерть. На первой живут сихиртя, их небо – наша земля. Сихиртя пасут земляных оленей (я′ хора).

Создателем всего живого на земле, по представлениям ненцев, являлся  Нум, обитаюший на небе. Нум управляет Вселенной: сменами зимы лета, теплом и холодом, ветром, бурями.

Считалось, что у Нума есть жена Я′ Мюня и сыновья. По некоторым источникам в числе его сыновей Нга – дух смерти и болезни. Духу неба Нуму ежегодно приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение осуществлялось на открытом возвышенном месте. Мясо съедали. Голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.

Злое начало отождествлялось  с именем духа Нга – владыки подземного мира, куда после смерти отправлялись души умерших. Души грешников обречены на вечное и безрадостное существование в царстве Нга. Он охотился за душами людей подобно охотнику за зверем. Нга пожирал душу, и тело умирало.

В Нижнем мире, кроме Нга, обитают злые духи болезней. Хабча минрена – злой дух, приносящий болезни. Мэдна - дух, приносящий людям и животным уродство. Иŋуцяда – дух, лишающий человека разума. Хансосяда – злой дух, уносящий разум. Тэри Намгэ – духи в образе разных подземных тварей. Сустана – дух болезни дистрофии. Мал′ тэŋга – мифическое существо, безо рта и заднего прохода, имеющее только обоняние.

При жертвоприношении злым духам оставляют содержимое желудка  оленя в виде семи кусков.

Жизнью обитателей Среднего мира правят две покровительницы  Я Небя – светлая мать земля и Парны не – грешница. Первая направляет род человеческий на благие дела, вторая живет в грехе и руководит дурными поступками человека.

В Среднем мире, по представлениям ненцев живут также духи - хозяева  стихийных силы и явлений природы. О них существовали следующие  основные представления. Ветер (мерця) вызывает мифическая птица Минлей, имеющая семь пар крыльев. Гром (хэ) – это шум нарт, на которых сыновья Севера едут сражаться с Югом, чтобы забрать у него дочь. Молния (хэхэ ту) – священный огонь. Это искры, которые летят из-под полозьев нарт жителей верхнего мира. По другой версии грозы – это вид птиц, живущих в море. Они передвигаются на облаках. Когда они открывают рот, оттуда зигзагом вылетают молнии, а гром – их речь. Радуга (нув пан) – представлялась полосками на одежде Неба (Нума). Гроза – хэхэ Саре. Пурга (хад) – обычно представляясь старухой с длинными седыми волосами.

Духи-покровители окружающей природы:

Илебям пэртя – хозяин и даритель пушнины, дичи, зверя, хранитель оленьих стад.

Ид ерв' – хозяин всей воды на земле (дословно «начальник воды»).

Яха′ерв – хозяин данной реки.

Сиив мин ерв – хозяин ветров.

Ту′ хада – бабушка огня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Популярные в наши дни  лозунги национального возрождения  предполагают вернуть к жизни  традиционную культуру, по крайней  мере - сохранить ее наследие.

Культура и образ жизни  малочисленных народов за последние  годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство.

Проблема была в том, что  многие руководители того времени считали  свою национальную культуру, свои ценности, традиции выше, чем традиции и культурные ценности коренных северных народов. Они  чувствовали себя чуть ли не обязанными навязывать свои представления о культуре, образе жизни, быте коренным жителям.

Национальное самосознание - это элемент общественного и  личного сознания, в котором отражается осознание этнической общности своих  интересов. Важнейшей функцией национального  самосознания является сохранение и  развитие данной этнической общности.

Материальная и духовная культура малочисленных народов, к  сожалению, находится под угрозой  исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо  всех сил бьются над сохранением  редкого растения, животного, птицы, но не вымирающего народа! Правительство  охотнее вкладывает средства в создание благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения  погибающих народов. Создаются особо  охраняемые территории (заповедники, заказники  и т.п.), с которых вытесняются  коренные народности.

Издаются Красные, Белые  Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи  растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая  и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам.

Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить  свою нацию, свою семью. Но еще нужно  сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного  творчества. Разве не удивительно, что  культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!

 

 

Список литературы

 

  1. Очерки истории Тюменской области. /Под ред. В.М. Кружинова. - Тюмень, 1994.
  2. Страны и народы: Научно - популярное географическое - этнографическое издание. - Земля и человечество. - Глобальные проблемы. - Москва, 1985.
  3. Страны и народы: Научно - популярное географическое - этнографическое издание. - Советский Союз. Общий обзор.- Российская Федерация. - Москва, 1983.
  4. Сто народов, сто языков. /Под ред. Л.М.Минца. - М.:Просвещение, 1992.
  5. Сусой Е.Н. Из глубины веков. - Тюмень, 1994.
  6. Ядне Н.Н.  Я родом из тундры. - Тюмень, 1995.

Информация о работе Ненцы. Культура и быт