Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:42, реферат
Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.
Введение
1. Антропологический тип
2. Теория этногенеза
3. Занятия и быт
4. Язык
5. Пища
6. Религия
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Антропологический тип
2. Теория этногенеза
3. Занятия и быт
4. Язык
5. Пища
6. Религия
Заключение
Список литературы
Введение
Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.
Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. — Ненецкий АО, Тюменской обл. — Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края — Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы — 1500 чел. (самоназвание нещанг "человек" ) расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р.Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.
В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.
Теория Страленберга.
Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.
Теория Фишера — Кастрена.
Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.
Теория Г.Н. Прокофьева
Советский ученый Г.Н. Прокофьев, опираясь на теорию Фишера-Кастрена, внес в неё необходимые коррективы. Согласно его предположению предками современных ненцев, нганасан, энцев и селькупов были не только самодийские племена Саянского нагорья, но также и некие аборигенные племена приполярной зоны, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времен.
Традиционное занятие ненцев – крупно-стадное оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей.
Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.
В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо.
Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя') - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей.
Зимой чум укрывают в два слоя покрышками - нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Помимо выпаса оленей ненцы зимой охотятся на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляют с помощью деревянных ловушек-пастей, железных капканов, петлей. Испокон веков ненцы добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили в основном летом. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины.
Ненецкий язык относится к северной группе самодийских языков. Распространен на крайнем северо-востоке Европы и крайнем северо-западе Азии от Кольского полуострова до правобережья Енисея (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий автономные округа). Число говорящих около 27 тыс. человек (1989 г., перепись). Из общего числа ненцев 77,7 % признали родным языком ненецкий, 17,6% русский. Наречия: тундровое и лесное. На тундровом говорит основная масса ненецкого населения, на лесном — небольшая группа в южных районах Ямало-Ненецкого округа.
Для ненецкого языка характерны
суффиксальная агглютинация, различие
трех чисел, падежное оформление четырехчленной
серии местных падежей («где», «куда»,
«откуда», «по какому месту»), противопоставление
трех типов глагольного спряжения
(субъектного, объектного и рефлексивного),
широкое использование
Ненецкая письменность создана в 1932 г. на основе латинской графики. В 1937 г. она была переведена на русскую графику. В 1932 г. на основе латинской графики Г.Н.Прокофьев подготовил первый ненецкий букварь «Новое слово». За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В последствие была разработана грамматика, грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. Литературный язык сформировался на основе большеземельского говора тундрового наречия.
Ненецкий язык преподается в начальных классах ненецкой национальной школы как обязательный предмет, а в части школ и как факультатив в 5-8 классах. Кадры учителей готовятся в Институте Севера Педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), в педагогических училищах Нарьян-Мара и Салехарда. На ненецком языке издается учебная и художественная литература, ведутся передачи трех окружных радиостанций, издается окружная газета в Салехарде.
От века к веку, проявляя природную смекалку и мужество, ненцы сумели противостоять беспощадной природе, научились брать у нее все необходимое для жизни. Первой необходимостью у ненцев была пища. Приготовление пищи и заготовка ее впрок всегда были делом женщин. Пищей ненцам издавна служили мясо и рыба. Растительная пища играла очень незначительную роль. Мясо оленя употреблялось ненцами главным образом с середины августа до мая, то есть в течение зимнего периода.
Наиболее лакомым блюдом являлось мясо только что убитого оленя. Поедание мяса только что убитого оленя являлось своего рода праздником. Лакомым блюдом считались молодые оленьи рога. Отрезанные мягкие концы рогов ненцы бросали в огонь, и спалив шерсть, соскабливали ее ножом. Наполненные кровеносными сосудами хрящевые концы рогов очень вкусны.
У окостеневших рогов ненцы ели только покрывающую их кожицу, предварительно опалив ее. Во время массовых поколок оленей (особенно осенью) мясо, которое не могло быть употреблено сразу же, заготовлялось впрок. Для сохранения часть его зарывали в мерзлую землю, где оно сохранялось, как в погребе, практиковалось также копчение мяса со спины оленя над костром, изредка - вяление на солнце, и - совсем редко - посолка.
Зимой ненцы охотно употребляли мороженое мясо, замораживали также в каких-либо сосудах оленью кровь. Помимо мяса оленя, зимой добывали и ели (в вареном виде) куропаток. Начиная с весны мясо оленя заменялось мясом различных птиц - гусей, уток, турпанов, гагар, поморников, полярных сов. В пищу не употреблялись лишь чайки, которые считались священными. В период промысла линных гусей мясо этих птиц составляло основное питание ненцев.
Его ели главным образом в вареном виде. Птиц ощипывали, потрошили, разрезали на куски и закладывали в котел. Сваренное гусиное мясо доставали из котла, а бульон заправляли мукой, и еще поварив, разливали в чашки. Весной собирали и ели гусиные яйца. На Малой Земле ели только вареные яйца, считая, что есть сырой плод грех. Консервирование гусиного мяса производилось путем вяления.
Ненцы употребляли в пищу и мясо медведя, несмотря на то, что он считался священным. Некоторые части туши медведя запретны были для женщин. На побережье моря вытапливали жир морских животных (нерп, морских зайцев, моржей). Для этого с животного снимали шкуру вместе с находящимся под нею слоем жира, потом жир отскабливали ножом, клали в котел и растапливали. Жидкая ворвань разливалась в сосуды (обычно в бочки) и использовалась по мере надобности. Мясо морских животных также иногда употреблялось в пищу.
Мясо нерпы ели обычно слегка вымочив в воде. Рыба являлась одним из основных видов пищи ненцев в летнее время. Для безоленных и малооленных ненцев это был главный продукт питания. Употребляли только что выловленную рыбу в сыром виде, иногда чуть присолив или макая куски рыбы в соленую воду. Зимой одним из любимых кушаний являлась строганина - свежая мороженая рыба, тонко наструганная острым ножом. Рыбу также заготавливали впрок. Заготовка происходила в течение почти всего летнего сезона.
Наиболее распространено было приготовление юколы (пэхэ). Юкола приготовлялась из различных пород рыб - сига, налима и других. После привоза улова женщины сразу же приступали к чистке и разделке рыбы. Для сушки использовали только боковины рыб (кости, головы и внутренности вынимались и выбрасывались). Боковины срезались так, что у хвоста между ними оставалась перемычка.
Для лучшей просушки они на всем протяжении надрезались в поперечном направлении, затем развешивались на специально устанавливаемых для этой цели около чума шестах. Часть сушеной рыбы затем варили в рыбьем жиру (порца) и ели, иногда с лепешками или сухарями. Вытопленный рыбий жир являлся одним из любимых лакомств: в него обмакивали во время еды лепешки, кусок рыбы и т.д. Соление рыбы вследствие постоянного недостатка соли производилось редко. Слабо засоленная рыба скоро портилась.
Домашнее соление рыбы производилось в деревянных бочках (обычно покупных), иногда просто в ямах. При этом слои очищенной рыбы перемешивались со слоями соли. Употребляли квашеную рыбу, для чего ее слегка присаливали и давали закиснуть. Икра (тиребя) ценилась главным образом в некоторых породах рыб (омуль, сиг, пелядь), причем ненцы предпочитали икру, добытую из озерной рыбы, а не речной, т.к. она была очень нежной и жирной. Икру ели сырой, смешивая с жиром, вываренным из внутренностей рыбы, кусочками рыбы или ягодами.