Наука в системе культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:42, доклад

Описание работы

Специфические черты науки:
универсальность - наука вырабатывает знания, истинные для всего человечества; получаемые ею знания пригодны для всех людей, ее язык - однозначный;
истинность и достоверность - научными являются только те выводы, которые подтверждаются при помощи известных науке методов;
рациональность - наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики;

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

  В сфере  же гуманитарной субъект (человек)  и объект познания (общество) частично  совпадают. Это ведь, по сути, самопознание  общества. 

Такое положение  приводит к весьма любопытным последствиям.

   Если, например, физику не удался какой-либо  эксперимент, то причину неудачи  ищут только в сфере субъективной: неверна теория, не отлажена методика  и т.д. В любом случае природа  (объект познания) «виноватой» быть  не может! 

      Обществоведу в этом плане гораздо сложнее. Если какой-либо «социальный эксперимент» - социализм, допустим, - не удался, то это совершенно не обязательно означает, что неверна теория. «Виновником» неудачи может быть и сам «объект» этой теории - народ, который еще «не созрел», не понял, не оценил социалистических перспектив, а то и просто пожалел усилий для их практического осуществления.

        Количество - качество. Существенное  значение в обсуждаемой проблеме  имеет и очевидная разница  в объеме применения общенаучных методов естественной и гуманитарной отраслями научного знания.

    Общеизвестно, что естествознание превратилось  в полноценную науку с тех  самых пор, как сумело опереться  на экспериментально-математические  методы. Именно упор на строго  объективную количественную оценку изучаемых объектов и принес естествознанию славу «точных наук».

     Гуманитариям  в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими  явления плохо поддаются математической (количественной) обработке, так  еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных запретов. (Из всех гуманитарных наук разве что у психологии есть обширная экспериментальная база.).

     И  в этом случае имеет место  тождество

                                                                  

        Устойчивость - подвижность объекта.  Наверное, заслуживает упоминания  и разница в степени устойчивости  природных и социальных объектов. Изучение первых - дело необычайно  благодарное. Физик вполне может  быть уверен, что какая-нибудь  элементарная частица или целая звезда практически не изменились со времен древних греков.

  Для появления  нового вида растений или животных  тоже требуется не одна сотня  лет, а то и тысяча. По сравнению  с масштабами человеческой жизни,  природные объекты необычайно стабильны.

 Постоянство  же объектов социальных - иное. Их  динамика вполне сопоставима  с протяженностью жизни отдельного  человека. Среднее и старшее поколения  нынешних россиян, например, с  некоторым изумлением констатируют, что они живут совсем в другой стране по сравнению с той, в которой прошла их молодость.  

Информация о работе Наука в системе культуры