Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:41, реферат
Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .
Доклад по Культурологи.
На тему : Наука в эпоху возраждения.
Игоревич.
Введение
Культура Ренессанса зародилась во второй
половине ХIVв. И продолжала развиваться
на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая
одну за другой, все страны Европы. Возникновение
культуры Возрождения было подготовлено
рядом общеевропейских и локальных исторических
условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические,
товарно-денежные отношения. Одной из
первых вступила на этот путь Италия, чему
в немалой степени способствовали: высокий
уровень урбанизации, подчинение деревни
городу, широкий размах ремесленного производства,
финансового дела, ориентированных не
только на внутренний, но и на внешний
рынок .
Складывание новой культуры было подготовлено
и общественным сознанием, изменениями
в настроениях различных социальных слоев
ранней буржуазии. Аскетизм церковной
морали в эпоху активного торгово-промышленного
и финансового предпринимательства серьезно
расходился с реальной жизненной практикой
этих социальных слоев с их стремлением
к мирским благам, накопительству, тягой
богатству. В психологии купечества, ремесленной
верхушки отчетливо проступали черты
рационализма, расчетливости, смелости
в деловых начинаниях, осознания личных
способностей и широких возможностей.
Складывалась мораль, оправдывающая “честное
обогащение”, радости мирской жизни, венцом
успеха которой считались престиж семьи,
уважение сограждан, слава в памяти потомков.
Термин "Возрождение" (Ренессанс)
появился в XVI веке. Рассматривая эпоху
Средневековья как простой перерыв в развитии
культ. Еще Джордано Вазари - живописец
и первый историограф итальянского искусства,
автор прославленных "Жизнеописаний"
наиболее знаменитых живописцев, ваятелей
и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении"
искусства Италии1. Это понятие возникло
на основе широко распространенной в то
время исторической концепции, согласно
которой Эпоха Средневековья представляла
собой период беспросветного варварства
и невежества, последовавший за гибелью
блестящей цивилизации классической культуры,
историки того времени полагали, что искусство
некогда процветавшее в античном мире,
впервые возродилось в их время к новой
жизни. Термин "Возрождение" означал
первоначально не столько название всей
эпохи, сколько самый момент возникновения
нового искусства, который приурочивался
обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие
это получило более широкий смысл и стало
обозначать эпоху, когда в Италии, а затем
и в других странах сформировалась и расцвела
оппозиционная феодализму культура. Энгельс
охарактеризовал Возрождение как "величайший
прогрессивный переворот из всех, пережитых
до того времени человечеством".
Наука
Возрождения.
Если в искусстве Возрождения всеобщим
идеалом и естественным критерием стала
чувственная телесность, то в науке эта
роль отводилась рациональной индивидуальности.
Не индивидуальное знание или мнение,
а достоверность самой индивидуальности
оказывалась истинным основанием рационального
познания. Все в мире можно подвергнуть
сомнению, несомненен только факт самого
сомнения, который является непосредственным
свидетельством существования разума.
Такое самообоснование разума, принятое
в качестве единственно истинной точки
зрения, является рациональной индивидуальностью.
Наука Возрождения мало отличалась от
искусства, поскольку была результатом
личного творческого поиска мыслителя.
Художник — это искатель истинных образов,
мыслитель — искатель истинных идей. У
художника есть техника изображения, у
мыслителя — техника прояснения, или метод
познания. Мыслитель способен проникнуть
за пределы чувственного мира в замыслы
Творца. И как в творчестве художника продолжалось
созидание мира на основе совершенных
образов, так и в творчестве ученого открывались
замыслы Бога о мире. Может показаться
странным, но традиция видеть в чистом
разуме средство постижения Бога и его
замыслов, которой придерживались ученые
Возрождения, развивалась в средневековом
мистицизме. Эта традиция берет начало
еще в античности — в учениях пифагорейцев,
в философии Платона. Чем могло питаться
убеждение Платона в том, что ему было
дано постичь мир идей, по модели которого
создан мир вещей? Идея есть самоочевидность
разума, взятого без всяких образов, сама
выступающая инструментом создания и
конструирования образов. Идея, которую
с превеликим трудом может постичь смертный,
есть в то же время исходный принцип построения
бытия, а значит, должна быть и принципом
построения истинного знания. Так было
у Платона, но М. Экхарт, мнение которого
мы уже приводили, тоже был убежден, что
мыслитель, познающий Бога «без помощи
образа», становится тождественным Богу.
Ученые Возрождения также полагали, что
истины, открываемые разумом и не имеющие
наглядного выражения, даны как бы самим
Богом. С одной стороны, ученые отдавали
дань своему времени, когда принято было
считать, что высшие истины могут быть
установлены только Богом. С другой стороны,
в апелляции к Богу был своеобразный «героизм
последовательности». Ведь логика мышления
требовала выхода за пределы воображения,
т.е. в сферу неназванного, которое все
же нужно было как-то назвать и обозначить.
Знание о том, что нельзя представить наглядно,
что является противоестественным с точки
зрения земного существования, только
в Новое время стали называть естественными
законами природы, а мыслители Возрождения
ссылались на Бога либо на универсальный
Разум.
Хотя
сознание ученых Возрождения представляло
собой смесь рационализма и мистицизма,
нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный
Бог, запретивший Адаму вкушать плоды
«познания добра и зла». Именно это обстоятельство
служило основанием для преследований
некоторых ученых инквизицией. Католическая
церковь оказывала противодействие учению
Николая Коперника (1473—1543) о гелиоцентризме.
Жертвой преследования стал итальянский
философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан
суду инквизиции Галилео Гилилей (1564—1642),
которого обычно относят к основоположникам
науки Нового времени. Он разделял возрожденческую
идею самотворчества человека, одним из
следствий которой явилось научное мировоззрение.
Эта идея была представлена еще в учении
Николая Кузанского (1401—1464), одного из
глубочайших мыслителей Возрождения;
по его мысли, сущность человеческой личности
есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога.
А итальянский философ Пико Делла Мирандола
(1463—1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве
человека», утверждал, что если Бог является
создателем себя самого, то и человек должен
тоже создавать себя сам. Гуманистическая
направленность Возрождения проявлялась
в том, что научное мировоззрение эпохи
было связано с проблемой человеческого
существования.
Математик, экономист, каноник
Научная деятельность.
Гелиоцентрическая система мира.
Размышляя о Птолемеевой системе
мира, Коперник
поражался её сложности и искусственности,
и, изучая сочинения древних философов,
особенно Никиты
Сиракузского и Филолая,
он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце
должно быть неподвижным центром Вселенной.
Исходя из этого предположения, Коперник
весьма просто объяснил всю кажущуюся
запутанность движений планет, но, не зная
ещё истинных путей планет и считая их
окружностями, он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты
Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод более чем 40-летней его работы, — De revolutionibus orbium coelestium («Об обращении небесных сфер»). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно разделено на 6 частей (книг) и печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика.
Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:
1)орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
2)центр Земли — не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;
3)все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;
4)расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;
5)суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;
6)Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли;
7)это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.
Коперник одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении. В одном из его писем говорится:
Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как некоторое стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой.
Он уверенно
предсказал, что Венера и Меркурий имеют фазы, подобные лунным.
После изобретения телескопа Галилей
Коперник первым
обратил внимание на закономерность,
известную как Закон
Коперника — Грешема (независимо
обнаружен также английским банкиром Томасом Грешемом). Согласно этому принципу,
более устойчивые по своему курсу деньги
(например, золотые) будут вытесняться
из обращения, так как люди будут накапливать
в них сбережения, а в реальном обороте
будут участвовать «худшие» (например,
медные) деньги. Следует заметить, что
такой эффект наблюдается только в том
случае, если государство установило фиксированный
курс обмена золота к меди (или серебру).
В условиях действительно свободного
обмена золота на медь (серебро) и обратно
никакие деньги не являются "хорошими"
или "плохими" и вследствие этого
не вытесняются с рынка одни другими.
Итальянскиймонах-доминикан
Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.
Бруно высказывал
ряд догадок, опередивших эпоху
и обоснованных лишь последующими астрономическими