Наука и техника в системе культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Наука и техника являются одной из определяющих особенностей культуры, и возможно, самым динамичным ее компонентом. Реалии таковы, что сегодня невозможно обсуждать социальные и культурные проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли и НТП. Между тем совершенно ясно, что без развития науки и техники, Россия не имеет будущего как высокоразвитая, цивилизованная страна.

Содержание

Введение 3

1 Наука как вид деятельности и социальный институт 4

2 Нетождественность путей развития науки и культуры

в целом. Наука и мораль 10

3 Понятие техники. Сущность современной научно-технической революции и ее социально-культурное значение 14

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 61.45 Кб (Скачать)

     -   персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны),

     -   дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное исследование),

     -  демократизм (научная деятельность немыслима вне критики и свободомыслия),

     -  коммунальность (научное творчество есть сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения – партнерстве, диалоге, дискуссии и т.д.).

     Отражая мир в его материальности и  развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о  его законах. Вместе с тем наука  разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются  между собой тем, какую сторону  действительности они изучают. По предмету и методам познания можно выделить науки о природе (естествознание – химия, физика, биология и др.), науки об обществе (история, социология, политология и др.), отдельную  группу составляют технические науки. В зависимости от специфики изучаемого объекта принято подразделять науки  на  естественные, социально-гуманитарные и технические. Естественные науки отражают природу, социально-гуманитарные – жизнедеятельность человека, а технические -  «искусственный мир» как специфический результат воздействия человека на природу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Нетождественность путей развития науки и культуры в целом. Наука и мораль 

     В современном мире влияние науки  на все сферы человеческой жизни  – от производства и техники до экономики и политики – очень  значительно. ХХ век можно справедливо  назвать «золотым веком науки», ведь открытия ученых и технические достижения коренным образом изменили жизнь  каждого из нас и судьбы цивилизации  в целом. В то же время перед  человечеством сегодня стоят  серьезные проблемы: глобальный экологический  кризис, отчуждение человека от природы, дегуманизация общества. Часть ответственности  несет за это наука. Появляется насущная необходимость пересмотра основ  своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своей цивилизационной  парадигмы.

     Многочисленные  религии, политические партии, движения предлагают свои варианты решения современных  проблем. Но с точки зрения науки (по крайней мере, классической) выход  из кризиса невозможен без обладания  научной картиной мира. Под этим термином подразумевается рационалистичная система мышления, сформированная, прежде всего на основе естественнонаучного подхода. Конечно, это уже не механистический рационализм или эмпиризм времен Декарта и Ньютона, но целостное мировоззрение, интегрирующее достижения науки, техники и гуманитарной культуры предыдущих веков и XX столетия.

     Наука тесно связана с образованием, воспитанием, видами искусства, свободой совести, информационной жизнью и другими элементами духовной культуры.

     С различными компонентами культуры наука  взаимодействует своеобразно на основе своей специфики и особенностей объекта взаимодействия. Но при этом проявляются и общие признаки функционирования науки в культуре. Так, отношения науки с религией никогда не были «теплыми», органичными. Они всегда оставались сложными, а иногда приобретали враждебный характер. Наиболее ярко социально-культурный антагонизм науки и религии проявился в европейской средневековой инквизиции. Католическая церковь открыто и жестоко преследовала не только своих отступников от веры, но и ученых - естествоиспытателей, представителей других наук.

     В современных развитых странах отношения  науки и религии стали более  лояльными. Но существует множество  стран, в которых верования только подходят к взаимоуважительным отношениям с наукой. Еще имеют место факты  провозглашения той или иной религии  официальной религией. Данные факты  относятся, прежде всего, к исламу. Но во многих странах церковь отделена от государства, а школа — от церкви. Тем самым создана положительная основа для равноценного и доброжелательного сосуществования науки и религии.

     Научное мышление рационально, критично и аналитично. Это вовсе не означает отказа от художественной и религиозной картин мира. Научная рациональность важна  потому, что она приучает людей  к осознанию относительности  и ограниченности суждений, к поиску решений, к построению моделей наших  представлений о мире, к стремлению к объективности знаний. Возможно, именно сейчас зарождается новый, синергетический  тип научного мировоззрения, основывающийся на идеях единства мира, эволюции, вероятности, самоорганизации и системного подхода. Это проявляется не только в естественно-технических, но и в гуманитарных науках. Все  больше выявляется сходство между объектами  неживой и живой природы и  общественными явлениями.

          Мораль (от лат. morelis - нравственный, nores - нравы) - общественный институт регулирования поведения человека. Его поступки, действия, оценки связаны с пониманием добра и зла, чести, достоинства, патриотизма, долга, т.е. ценностные достижения. Моральные установки и требования, ценности имеют не только объективное содержание, но и носят субъективный характер в творческой деятельности человека, его культуры. Уровень субъективности может дифференцироваться от индивидуального до группового, классового, национального, государственного и пр. Человек творит мир, культуру, в которой он живет и создает себя. Человек живет в многогранном мире культуры. Смысл жизни - это творить себя по законам красоты и служит во имя других.

     Мораль  функционирует на разных уровнях: - на уровне конкретного индивида, когда  моральные установки, оценки носят  единичный характер; - на уровне "среднего звена", некой социальной общности, например, профессиональной: врачи, адвокаты, преподаватели. Вспомним хотя бы главный постулат клятвы Гиппократа "Не навреди" - на уровне предельно обобщенных в неисторических, общезначимых моральных принципов и установок "золотое правило" нравственности. Это то, что может быть соотнесено с кантовским категорическим императивом, который непреложен для всех в равной степени, как звездное небо над головой и сердце в груди человека. Нравственный императив, написанный закон поведения человека в обществе этот закон долженствования. Это не желаемое, это не возможное поведение, другими словами. Это не хочу или могу, а я должен и альтернативы этому быть не может. Непреложность нравственного императива выстраивает поведение человека и гражданина. Подлинная мораль самоценна, самодостаточна, ибо не водима извне моральных оснований. Мораль чужда природе, вне человека нет моральных оценок, заблуждений.

          Мораль субъективно - ценностна  и этим близка к искусству.  Наука явление объективное, открывающее  законы природы, общества, познания, искусства, морали. Наука в частности  этики, делает предметом своего  изучения мораль как одну из  форм ценностных ориентаций человеку  в мире, изучает причины ее  возникновения, историю развития, конкретные формы воплощения, социальные  функции.

       Этика как наука дает теоретические  обобщения всего многообразия  проявления морали, определяет ее  нормативы, формирует теоретический  уровень морального сознания. Спектр проявления обыденного нравственного сознания чрезвычайно широк в своих конкретных проявлениях: от формы индивидуально - личностных до коллективных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Понятие техники.  Сущность современной  научно-технической  революции и ее социально-культурное значение 

     Одним из сложнейших теоретических вопросов современной науки является вопрос о месте и роли техники в  культуре, ее достижениях и проблемах. Последние сто лет технику  либо осуждали, либо презирали, либо смотрели на нее с ужасом, либо благоговели  перед нею. Отметим, что само понятие  техники многогранно и многоаспектно. В данном случае под техникой мы понимаем систему материальных, инструментальных средств, с помощью которых человек  воздействует на окружающий мир, преобразует  его, создаёт, транслирует и воспроизводит  культуру[1].

     Истоки  техники, как впрочем, и всей культуры, коренятся в человеческой природе, ее сильных и слабых сторонах. Будучи физически слабыми, по сравнению  с другими представителями живого мира, наши далекие предки не только полагались на готовые природные  ресурсы существования и защиты от внешней опасности, но и начали создавать их сами. Слабость породила искусственную силу. Природа одарила  человека способностью создавать подобное, т.е. наградила его свободными руками, разумом, воображением, пониманием, инструментальным мышлением. Таким образом, борьба за выживание, безопасность, улучшение  и облагораживание условий жизни, интеллектуальная способность к  этому и уникальное строение тела привели к тому, что человек  извлекал из природной среды вещество, придавал ему нужную форму и с  его же помощью воздействовал  на природу, преобразовывая ее, самого себя и создавая культуру[2].

     Если  природа сотворила человека мыслящим, разумным (Homo Sapiens), то техника сделала его преобразующим, деятельным – Homo Faber. Техника наряду с языком стала всеобщим инструментом культуротворчества, а со временем – важнейшим элементом культуры.

     В своем развитии техника прошла большой  и трудный путь. В течение многих тысячелетий (до XVIII в.) она была ручной, механической, являлась продолжением руки, человеческой силы и мысли. Преобразовательное воздействие подобной техники умеренное. Как созидательный, так и разрушительный потенциал строго ограничен. Такая  техника доступна каждому физически  здоровому человеку. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники зависит не столько  от неё самой, сколько от творческого  воображения субъекта. Эта техника  служила не более чем помощником созидателя и была полностью ему  подчинена.

     Появление полуавтоматической, машинной техники (парохода, паровоза, автомобиля, трактора, конвейера, самолёта) привело к тому, что продуктивность преобразовательного  воздействия резко возросла. Подобная техника освободила человека от тяжелых затрат физической энергии. Ее созидательный и разрушительный потенциал весьма значителен. Благодаря ей человек сумел укротить вес, пространство, время, быстро преодолевать значительные расстояния, создавать широчайший ассортимент продуктов. В отличии от ручной, машинная техника требует основательной профессиональной подготовки, специальных знаний. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники весьма значителен. Используя ее, человек радикально преобразовал природу и самого себя, стандартизировал свою деятельность. Он целиком включился в культурное пространство. Но сила техники творческий потенциал человека. К тому же она в силу своего несовершенства довольно часто выходила из-под контроля человека, создавая немало проблем[3].

     В XX в. появилась автоматическая техника, самостоятельно, по заданной человеком  программе, выполняющая сложнейшие операции. Роль человека здесь сводится к разработке программ и управлению. С такой техникой работает ограниченный круг профессионалов высокого класса. Культуротворческий результат этой техники неисчерпаем. С ее помощью  стали радикально изменяться все  элементы культуры. Они получили не только новое звучание, но и новое содержание. В настоящее время эти три типа техники сосуществуют. Они включают в себя производственный, военный, исследовательский, бытовой и развлекательный компоненты.

     Техника постоянно развивается, причем как  по своим внутренним законам, так  и под воздействием внешних факторов, общих тенденций развития культуры. Она в равной степени является как инструментом, так и продуктом  развития культуры. Чаще она возникает  как средство удовлетворения человеческих потребностей – материальных, социальных, духовных. Но, с другой стороны, она  является продуктом деятельности в  этих сферах. Она может быть результатом  усовершенствования различного рода технологий и объектов. Это, образно говоря, «ремесленный» фактор. Другим важнейшим  фактором техноноваторства выступает  наука.

     Техника, безусловно, стала неотъемлемой частью всей системы культуры. Ее никак  не вырвешь и не выбросишь, ибо  система рухнет. Резкое противопоставление техники и остальных элементов  культуры так же нецелесообразно, научно неоправданно, да и, пожалуй, бессмысленно.

     В развитых странах мира ныне научно - технический прогресс принял революционную  форму. Два потока - техническое и  научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции. В чем же состоит сущность и  содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав?

     Одним из наиболее спорных вопросов при  обсуждении проблем научно-технической  революции является вопрос о ее сущности.

     Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в  производительных силах общества, другие - к автоматизации производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи - к возрастанию  роли науки в развитии техники, четвертые - к появлению и развитию информационной техники и т.д.

     Нам кажется, что во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны научно-технической революции, а не ее сущность, которую, по нашему мнению,. можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.

Информация о работе Наука и техника в системе культуры