Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:13, контрольная работа
Наука и техника являются одной из определяющих особенностей культуры, и возможно, самым динамичным ее компонентом. Реалии таковы, что сегодня невозможно обсуждать социальные и культурные проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли и НТП. Между тем совершенно ясно, что без развития науки и техники, Россия не имеет будущего как высокоразвитая, цивилизованная страна.
Введение 3
1 Наука как вид деятельности и социальный институт 4
2 Нетождественность путей развития науки и культуры
в целом. Наука и мораль 10
3 Понятие техники. Сущность современной научно-технической революции и ее социально-культурное значение 14
Заключение
Список использованной литературы
- персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны),
- дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное исследование),
- демократизм (научная деятельность немыслима вне критики и свободомыслия),
- коммунальность (научное творчество есть сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения – партнерстве, диалоге, дискуссии и т.д.).
Отражая
мир в его материальности и
развитии, наука образует единую, взаимосвязанную,
развивающуюся систему знаний о
его законах. Вместе с тем наука
разделяется на множество отраслей
знания (частных наук), которые различаются
между собой тем, какую сторону
действительности они изучают. По предмету
и методам познания можно выделить
науки о природе (естествознание
– химия, физика, биология и др.),
науки об обществе (история, социология,
политология и др.), отдельную
группу составляют технические науки.
В зависимости от специфики изучаемого
объекта принято подразделять науки
на естественные, социально-гуманитарные
и технические. Естественные науки отражают
природу, социально-гуманитарные – жизнедеятельность
человека, а технические - «искусственный
мир» как специфический результат воздействия
человека на природу.
2
Нетождественность
путей развития
науки и культуры в целом.
Наука и мораль
В современном мире влияние науки на все сферы человеческой жизни – от производства и техники до экономики и политики – очень значительно. ХХ век можно справедливо назвать «золотым веком науки», ведь открытия ученых и технические достижения коренным образом изменили жизнь каждого из нас и судьбы цивилизации в целом. В то же время перед человечеством сегодня стоят серьезные проблемы: глобальный экологический кризис, отчуждение человека от природы, дегуманизация общества. Часть ответственности несет за это наука. Появляется насущная необходимость пересмотра основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своей цивилизационной парадигмы.
Многочисленные
религии, политические партии, движения
предлагают свои варианты решения современных
проблем. Но с точки зрения науки
(по крайней мере, классической) выход
из кризиса невозможен без обладания
научной картиной мира. Под этим
термином подразумевается
Наука тесно связана с образованием, воспитанием, видами искусства, свободой совести, информационной жизнью и другими элементами духовной культуры.
С различными компонентами культуры наука взаимодействует своеобразно на основе своей специфики и особенностей объекта взаимодействия. Но при этом проявляются и общие признаки функционирования науки в культуре. Так, отношения науки с религией никогда не были «теплыми», органичными. Они всегда оставались сложными, а иногда приобретали враждебный характер. Наиболее ярко социально-культурный антагонизм науки и религии проявился в европейской средневековой инквизиции. Католическая церковь открыто и жестоко преследовала не только своих отступников от веры, но и ученых - естествоиспытателей, представителей других наук.
В современных развитых странах отношения науки и религии стали более лояльными. Но существует множество стран, в которых верования только подходят к взаимоуважительным отношениям с наукой. Еще имеют место факты провозглашения той или иной религии официальной религией. Данные факты относятся, прежде всего, к исламу. Но во многих странах церковь отделена от государства, а школа — от церкви. Тем самым создана положительная основа для равноценного и доброжелательного сосуществования науки и религии.
Научное мышление рационально, критично и аналитично. Это вовсе не означает отказа от художественной и религиозной картин мира. Научная рациональность важна потому, что она приучает людей к осознанию относительности и ограниченности суждений, к поиску решений, к построению моделей наших представлений о мире, к стремлению к объективности знаний. Возможно, именно сейчас зарождается новый, синергетический тип научного мировоззрения, основывающийся на идеях единства мира, эволюции, вероятности, самоорганизации и системного подхода. Это проявляется не только в естественно-технических, но и в гуманитарных науках. Все больше выявляется сходство между объектами неживой и живой природы и общественными явлениями.
Мораль (от лат. morelis - нравственный, nores - нравы) - общественный институт регулирования поведения человека. Его поступки, действия, оценки связаны с пониманием добра и зла, чести, достоинства, патриотизма, долга, т.е. ценностные достижения. Моральные установки и требования, ценности имеют не только объективное содержание, но и носят субъективный характер в творческой деятельности человека, его культуры. Уровень субъективности может дифференцироваться от индивидуального до группового, классового, национального, государственного и пр. Человек творит мир, культуру, в которой он живет и создает себя. Человек живет в многогранном мире культуры. Смысл жизни - это творить себя по законам красоты и служит во имя других.
Мораль функционирует на разных уровнях: - на уровне конкретного индивида, когда моральные установки, оценки носят единичный характер; - на уровне "среднего звена", некой социальной общности, например, профессиональной: врачи, адвокаты, преподаватели. Вспомним хотя бы главный постулат клятвы Гиппократа "Не навреди" - на уровне предельно обобщенных в неисторических, общезначимых моральных принципов и установок "золотое правило" нравственности. Это то, что может быть соотнесено с кантовским категорическим императивом, который непреложен для всех в равной степени, как звездное небо над головой и сердце в груди человека. Нравственный императив, написанный закон поведения человека в обществе этот закон долженствования. Это не желаемое, это не возможное поведение, другими словами. Это не хочу или могу, а я должен и альтернативы этому быть не может. Непреложность нравственного императива выстраивает поведение человека и гражданина. Подлинная мораль самоценна, самодостаточна, ибо не водима извне моральных оснований. Мораль чужда природе, вне человека нет моральных оценок, заблуждений.
Мораль субъективно - ценностна
и этим близка к искусству.
Наука явление объективное,
Этика как наука дает
3
Понятие техники.
Сущность современной
научно-технической
революции и ее социально-культурное
значение
Одним
из сложнейших теоретических вопросов
современной науки является вопрос
о месте и роли техники в
культуре, ее достижениях и проблемах.
Последние сто лет технику
либо осуждали, либо презирали, либо смотрели
на нее с ужасом, либо благоговели
перед нею. Отметим, что само понятие
техники многогранно и
Истоки
техники, как впрочем, и всей культуры,
коренятся в человеческой природе,
ее сильных и слабых сторонах. Будучи
физически слабыми, по сравнению
с другими представителями
Если природа сотворила человека мыслящим, разумным (Homo Sapiens), то техника сделала его преобразующим, деятельным – Homo Faber. Техника наряду с языком стала всеобщим инструментом культуротворчества, а со временем – важнейшим элементом культуры.
В своем развитии техника прошла большой и трудный путь. В течение многих тысячелетий (до XVIII в.) она была ручной, механической, являлась продолжением руки, человеческой силы и мысли. Преобразовательное воздействие подобной техники умеренное. Как созидательный, так и разрушительный потенциал строго ограничен. Такая техника доступна каждому физически здоровому человеку. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники зависит не столько от неё самой, сколько от творческого воображения субъекта. Эта техника служила не более чем помощником созидателя и была полностью ему подчинена.
Появление полуавтоматической, машинной техники (парохода, паровоза, автомобиля, трактора, конвейера, самолёта) привело к тому, что продуктивность преобразовательного воздействия резко возросла. Подобная техника освободила человека от тяжелых затрат физической энергии. Ее созидательный и разрушительный потенциал весьма значителен. Благодаря ей человек сумел укротить вес, пространство, время, быстро преодолевать значительные расстояния, создавать широчайший ассортимент продуктов. В отличии от ручной, машинная техника требует основательной профессиональной подготовки, специальных знаний. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники весьма значителен. Используя ее, человек радикально преобразовал природу и самого себя, стандартизировал свою деятельность. Он целиком включился в культурное пространство. Но сила техники творческий потенциал человека. К тому же она в силу своего несовершенства довольно часто выходила из-под контроля человека, создавая немало проблем[3].
В XX в. появилась автоматическая техника, самостоятельно, по заданной человеком программе, выполняющая сложнейшие операции. Роль человека здесь сводится к разработке программ и управлению. С такой техникой работает ограниченный круг профессионалов высокого класса. Культуротворческий результат этой техники неисчерпаем. С ее помощью стали радикально изменяться все элементы культуры. Они получили не только новое звучание, но и новое содержание. В настоящее время эти три типа техники сосуществуют. Они включают в себя производственный, военный, исследовательский, бытовой и развлекательный компоненты.
Техника постоянно развивается, причем как по своим внутренним законам, так и под воздействием внешних факторов, общих тенденций развития культуры. Она в равной степени является как инструментом, так и продуктом развития культуры. Чаще она возникает как средство удовлетворения человеческих потребностей – материальных, социальных, духовных. Но, с другой стороны, она является продуктом деятельности в этих сферах. Она может быть результатом усовершенствования различного рода технологий и объектов. Это, образно говоря, «ремесленный» фактор. Другим важнейшим фактором техноноваторства выступает наука.
Техника, безусловно, стала неотъемлемой частью всей системы культуры. Ее никак не вырвешь и не выбросишь, ибо система рухнет. Резкое противопоставление техники и остальных элементов культуры так же нецелесообразно, научно неоправданно, да и, пожалуй, бессмысленно.
В развитых странах мира ныне научно - технический прогресс принял революционную форму. Два потока - техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции. В чем же состоит сущность и содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав?
Одним из наиболее спорных вопросов при обсуждении проблем научно-технической революции является вопрос о ее сущности.
Единого
мнения здесь нет. Одни авторы сводят
сущность НТР к изменению в
производительных силах общества, другие
- к автоматизации
Нам кажется, что во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны научно-технической революции, а не ее сущность, которую, по нашему мнению,. можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.