Наука и техника в системе культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Наука и техника являются одной из определяющих особенностей культуры, и возможно, самым динамичным ее компонентом. Реалии таковы, что сегодня невозможно обсуждать социальные и культурные проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли и НТП. Между тем совершенно ясно, что без развития науки и техники, Россия не имеет будущего как высокоразвитая, цивилизованная страна.

Содержание

Введение 3

1 Наука как вид деятельности и социальный институт 4

2 Нетождественность путей развития науки и культуры

в целом. Наука и мораль 10

3 Понятие техники. Сущность современной научно-технической революции и ее социально-культурное значение 14

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 61.45 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И

УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского» в г. Мелеузе

  (Республика Башкортостан) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа 
     
     

По дисциплине: Культурология 

      На  тему: Наука и техника в системе культуры  
       
       
       
       
       
       

                  Выполнил: Онищенко Р.И.

                  Студент    1 курса 

                  Институт: МГУТиУ

                  Специальность: ИиВТ

                  Шифр: 230100

                  Работа сдана на проверку

                  Преподаватель: 

                  Оценка:

 
 
 
 

Мелеуз-2011г.

Содержание 

     Введение 3

     1 Наука как вид деятельности и социальный институт 4

     2 Нетождественность путей развития науки и культуры

в целом. Наука и мораль 10

     3 Понятие техники. Сущность современной  научно-технической революции и ее социально-культурное значение 14

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Наука и техника являются одной из определяющих особенностей культуры, и возможно, самым динамичным ее компонентом. Реалии таковы, что сегодня невозможно обсуждать  социальные и культурные проблемы, не принимая во внимание развитие научной  мысли и НТП. Между тем совершенно ясно, что без развития науки и  техники, Россия не имеет будущего как  высокоразвитая, цивилизованная страна.

     Чтобы возникла наука общество не только должно иметь стабильную экономическую  платформу, но и сформулировать и  развить культуру, задачей которой  было бы развитие научного мышления, научного подхода к действительности. Чем  выше уровень культуры, тем рациональнее используются плоды науки, тем продуктивнее сама наука.

     Российские  ученые, и, в общем, сама российская наука, являются на сегодняшний день одними из самых перспективных и первыми среди претендующих на мировое первенство.

     Таким образом, целью данной работы является изучение науки и техники в качестве предметов современной культуры.

     Объектом  исследования является культура.

     Предметом исследования является наука и техника.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие: проанализировать понятие науки как вида человеческой деятельности; рассмотреть нетождественность путей развития науки и культуры в целом; осветить сущность современной научно-технической революции и ее социально-культурное значение.  
 
 
 
 

1 Наука как вид  деятельности и  социальный институт 

     Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

     Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты  могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания.

     Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с  другими сферами культурного  творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает  важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые, в принципе, могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.

     Постоянное  стремление науки к расширению поля изучаемых объектов безотносительно  к сегодняшним возможностям их массового  практического освоения выступает  тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего, это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой.

     Истинность  знаний проверяется здесь непосредственно  в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на личные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний.

     Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется  в эксперименте. Остальные связываются  между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В  итоге возникают присущие науке  характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. Далее, наука, в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности — специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы.

     Каждая  из наук (математика, физика, химия, биология, технические и социальные) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философскомировоззренческие основания. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития наук.

     Каждый  этап развития науки сопровождался  особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности.

     Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему (а не простую сумму) знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и  специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы.

     Социальный  институт – историческая форма организации  и регулирования общественной жизни. С помощью соц. институтов упорядочиваются  отношения между людьми, их деятельность, их поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общественной жизни, осуществляется интеграция действий и отношений  индивидов, достигается сплоченность соц. групп и слоев. Соц. институты  в сфере культуры включают науку, искусство и др.

     Наука как соц. институт – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей; одна из форм общественного сознания.

     Не  относится к науке обыденный  житейский опыт – знания, полученные на основе простого наблюдения и практической деятельности, не идущие дальше простого описания фактов и процессов, выявления чисто внешних их сторон.

     Наука как социальный институт на всех его  уровнях (и коллектива и научного сообщества в мировом масштабе) предполагает существование норм и ценностей, обязательных для людей науки (плагиаторы изгоняются).

     Говоря  о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три  группы выполняемых её социальных функций:

     1) функции культурно-мировоззренческие, 

     2) функции науки как непосредственной  производительной силы,

     3) функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

     Важной  стороной превращения науки в  производительную силу, явилось создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причём, вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.

     Возрастающая  роль науки в общественной жизни  породила её особый статус в современной  культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

     Взаимоотношения науки как социального института  и общества имеет двусторонний характер: наука получает поддержку со стороны  общества  и, в свою очередь, дает обществу то, что необходимо для прогрессивного развития последнего.

     Являясь формой духовной деятельности людей, наука  направлена на производство знаний о  природе, обществе и самом познании, непосредственной своей целью она  ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого  и природного мира на основе обобщения  реальных фактов. Социокультурными особенностями  научной деятельности являются:

     - универсальность (общезначимость и «общекультурность»),

     - уникальность (инновационные структуры, создаваемые научной деятельностью,  неповторимы, исключительны, невоспроизводимы),

     -  нестоимостная производительность (творческим действиям научного сообщества невозможно приписать стоимостных эквивалентов),

Информация о работе Наука и техника в системе культуры