Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:13, контрольная работа
Наука и техника являются одной из определяющих особенностей культуры, и возможно, самым динамичным ее компонентом. Реалии таковы, что сегодня невозможно обсуждать социальные и культурные проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли и НТП. Между тем совершенно ясно, что без развития науки и техники, Россия не имеет будущего как высокоразвитая, цивилизованная страна.
Введение 3
1 Наука как вид деятельности и социальный институт 4
2 Нетождественность путей развития науки и культуры
в целом. Наука и мораль 10
3 Понятие техники. Сущность современной научно-технической революции и ее социально-культурное значение 14
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И
УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО»
Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского» в г. Мелеузе
(Республика Башкортостан)
Контрольная работа
По дисциплине: Культурология
На
тему: Наука и
техника в системе культуры
Выполнил: Онищенко Р.И.
Студент
1 курса
Институт: МГУТиУ
Специальность: ИиВТ
Шифр: 230100
Работа сдана на проверку
Преподаватель:
Оценка:
Мелеуз-2011г.
Содержание
Введение 3
1 Наука как вид деятельности и социальный институт 4
2 Нетождественность путей развития науки и культуры
в целом. Наука и мораль 10
3
Понятие техники. Сущность
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Наука и техника являются одной из определяющих особенностей культуры, и возможно, самым динамичным ее компонентом. Реалии таковы, что сегодня невозможно обсуждать социальные и культурные проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли и НТП. Между тем совершенно ясно, что без развития науки и техники, Россия не имеет будущего как высокоразвитая, цивилизованная страна.
Чтобы возникла наука общество не только должно иметь стабильную экономическую платформу, но и сформулировать и развить культуру, задачей которой было бы развитие научного мышления, научного подхода к действительности. Чем выше уровень культуры, тем рациональнее используются плоды науки, тем продуктивнее сама наука.
Российские ученые, и, в общем, сама российская наука, являются на сегодняшний день одними из самых перспективных и первыми среди претендующих на мировое первенство.
Таким образом, целью данной работы является изучение науки и техники в качестве предметов современной культуры.
Объектом исследования является культура.
Предметом исследования является наука и техника.
В
соответствии с поставленной целью
необходимо решить ряд задач, основные
из которых следующие: проанализировать
понятие науки как вида человеческой деятельности;
рассмотреть нетождественность путей
развития науки и культуры в целом; осветить
сущность современной научно-технической
революции и ее социально-культурное значение.
1
Наука как вид
деятельности и
социальный институт
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.
Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания.
Поэтому
она не исчерпывает собой всей
культуры, а составляет лишь одну из
сфер, которая взаимодействует с
другими сферами культурного
творчества — моралью, религией, философией,
искусством и т.д. Признак предметности
и объективности знания выступает
важнейшей характеристикой
Постоянное
стремление науки к расширению поля
изучаемых объектов безотносительно
к сегодняшним возможностям их массового
практического освоения выступает
тем системообразующим
Истинность
знаний проверяется здесь
Такой
практикой становится научный эксперимент.
Часть знаний непосредственно проверяется
в эксперименте. Остальные связываются
между собой логическими
Каждая из наук (математика, физика, химия, биология, технические и социальные) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философскомировоззренческие основания. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития наук.
Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности.
Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему (а не простую сумму) знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы.
Социальный институт – историческая форма организации и регулирования общественной жизни. С помощью соц. институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность, их поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общественной жизни, осуществляется интеграция действий и отношений индивидов, достигается сплоченность соц. групп и слоев. Соц. институты в сфере культуры включают науку, искусство и др.
Наука как соц. институт – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей; одна из форм общественного сознания.
Не относится к науке обыденный житейский опыт – знания, полученные на основе простого наблюдения и практической деятельности, не идущие дальше простого описания фактов и процессов, выявления чисто внешних их сторон.
Наука как социальный институт на всех его уровнях (и коллектива и научного сообщества в мировом масштабе) предполагает существование норм и ценностей, обязательных для людей науки (плагиаторы изгоняются).
Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций:
1)
функции культурно-
2)
функции науки как
3) функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.
Важной стороной превращения науки в производительную силу, явилось создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причём, вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
Взаимоотношения
науки как социального
Являясь
формой духовной деятельности людей, наука
направлена на производство знаний о
природе, обществе и самом познании,
непосредственной своей целью она
ставит постижение истины и открытие
объективных законов
- универсальность (общезначимость и «общекультурность»),
- уникальность (инновационные структуры, создаваемые научной деятельностью, неповторимы, исключительны, невоспроизводимы),
- нестоимостная производительность (творческим действиям научного сообщества невозможно приписать стоимостных эквивалентов),