Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 01:35, реферат
Культура Египта всегда вызывала огромный интерес и изумление у соседних народов. Еще задолго до того, как сформировалась и расцвела культура Древней Греции, в Египте был и накоплены важнейшие практические знания по многим отраслям науки, имеющим жизненно важное значение. Достижения ученых и мыслителей Древнего Египта до сих пор не утеряли своего значения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАУКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 4
2. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАУКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 4
2. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.
Культура Египта всегда вызывала огромный интерес и изумление у соседних народов. Еще задолго до того, как сформировалась и расцвела культура Древней Греции, в Египте был и накоплены важнейшие практические знания по многим отраслям науки, имеющим жизненно важное значение. Достижения ученых и мыслителей Древнего Египта до сих пор не утеряли своего значения.
Многие ученые древнего мира стремились приобщиться к знаниям и мудрости египетской цивилизации, многие годы учась у египетских ученых, инженеров, художников. В трудах ученых мы можем найти следы кропотливого сбора знаний и изучения научной мысли Египта.
Но однозначным восприятие культуры Египта не было. Признавая достижения научной мысли Египта, многие не могли понять при этом многих сторон египетской культуры, так, например, не находила понимания вера в звероподобных богов, их культ, обряды и ритуалы.
Данная работа посвящена культуре Древнего Египта. Поскольку одним из высших проявлений культуры Древнего Египта стали иероглифическое письмо и научные знания, то в данной работе внимание автора сосредоточено именно на них. Цель данной работы: раскрыть содержание культуры Древнего Египта через достижения научной мысли и воззрений древних египтян.
Исходя из цели задачи работы следующие:
Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем в целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощущения, т.к. исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления – отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, - речь упорядочивает их. Таким же проявлением дуализма характеризуется наука Древнего Египта, когда ученый совмещает в себе и ученого и мага. Не случайно поэтому средоточием развития и представлений магических, религиозных и научных нередко становятся храмы. Господство религиозного мировоззрения сдерживало, но не могло совсем остановить накопления знаний, имеющих практическое значение.
Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.
В Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии:
Математика
развивалась под влиянием практических
потребностей: из-за подъема воды в
Ниле египтянам приходилось
Как
видно большая часть
Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды — Сириуса, и делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по десять дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь богов. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год. Таким образом весь год состоял из 365 дней. Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т.е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды – Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа не была постоянной, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, а ночные короткие, зимой наоборот).
Египтяне хорошо изучили видимое простым взглядом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали (бык, скорпион, крокодил, гиппопотам и др.). Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Во II тыс. до н. э. были высказаны предположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем, они невидимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян.
Значительных
успехов добилась медицина. По всей
Передней Азии славились своим
искусством египетские врачи. Развитию
медицинской науки
При
раскопках гробниц были найдены
разнообразные хирургические
Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты — на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.
Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших в голы их царствования.
Разговорный и письменный язык египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства – язык древнеегипетский, среднеегипетский – классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания, новоегипетский язык (XVI-VIII вв. до н.э.), демотический язык (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) коптский язык (III-VII в. н. э.).
Несмотря на преемственность между языками, каждый из них был особым языком, с отличной друг от друга грамматикой и лексикой.
Возникновение египетской письменности относят к XXX в. до н. э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи — о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо — демотическое (народное).
Исходной основой письменности египтян было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие изображалось в виде соответствующих рисунков.
С течение времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные стали изображать не только данные конкретные понятия, а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.
Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность 0 иероглифики. К середине II-го тысячелетия до н.э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в Греко-римскую эпоху – несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа [3, C. 46].
Материалом для написания иероглифов служили камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки. Широкое применение получил папирус.
Если
текст наносили на твердый материал,
то писец тщательно выводил каждый
иероглиф, но если запись делалась на папирусе,
то иероглифические знаки
С XVIII в. до н.э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического (т.е. народного) письма.
Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную симолико-понятийную иероглифическую систему. Алфавитные знаки применялись в этой системе как ее органическая часть.