Наука и письменность Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

Культура Египта всегда вызывала огромный интерес и изумление у соседних народов. Еще задолго до того, как сформировалась и расцвела культура Древней Греции, в Египте был и накоплены важнейшие практические знания по многим отраслям науки, имеющим жизненно важное значение. Достижения ученых и мыслителей Древнего Египта до сих пор не утеряли своего значения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НАУКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 4

2. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

культурология №3.docx

— 33.26 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НАУКА ДРЕВНЕГО  ЕГИПТА 4

2. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕГО  ЕГИПТА 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

 

ВВЕДЕНИЕ

     Испещренные иероглифами грандиозные храмы  и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого  мироощущения древних египтян, помогавшего  им решать свои социальные проблемы. Это  своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и  в то же время столь близкого нам.

     Культура  Египта всегда вызывала огромный интерес  и изумление  у соседних народов. Еще задолго до того, как сформировалась и расцвела культура Древней Греции, в Египте был и накоплены важнейшие  практические знания по многим отраслям науки, имеющим жизненно важное значение. Достижения ученых и мыслителей Древнего Египта до сих пор не утеряли своего значения.

     Многие  ученые древнего мира стремились приобщиться  к знаниям и мудрости египетской цивилизации, многие годы учась у египетских ученых, инженеров, художников. В трудах ученых мы можем найти следы кропотливого сбора знаний и изучения научной мысли Египта.

     Но  однозначным восприятие культуры Египта не было. Признавая достижения научной  мысли Египта, многие не могли понять при этом многих сторон  египетской культуры, так, например, не находила понимания  вера в звероподобных богов, их культ, обряды и ритуалы.

     Данная  работа посвящена культуре Древнего Египта. Поскольку одним из высших проявлений культуры  Древнего Египта стали иероглифическое письмо и  научные знания, то в данной работе внимание автора сосредоточено именно на них. Цель данной работы: раскрыть содержание культуры Древнего Египта через достижения научной мысли и воззрений  древних египтян.

     Исходя  из цели задачи работы следующие:

    1. Дать краткую характеристику развития науки в Древнем Египте.
    2. Описать специфику иероглифического письма  Древнего Египта.    

1. НАУКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

     Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем в целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются в  двойственном характере царской  власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, верхнего и Нижнего Египта. Это  мышление подчиняется двум принципам  магического мироощущения, т.к. исходит  из того, что между предметом и  его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления – отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, - речь упорядочивает их. Таким же проявлением дуализма характеризуется  наука Древнего Египта, когда ученый совмещает в себе и ученого  и мага. Не случайно поэтому средоточием развития и представлений магических, религиозных и научных нередко становятся храмы. Господство религиозного мировоззрения сдерживало, но не могло совсем остановить накопления знаний, имеющих практическое значение.  

     Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

     В Египте были накоплены важнейшие  практические знания в области математики и астрономии:

    1. Определение площади круга.
    2. Определение объема усеченной пирамиды.
    3. Определение площади поверхности полушария.
    4. Был изобретен солнечный календарь.
    5. Сутки были разделены на 24 часа.
    6. Найдены как ориентиры знаки зодиака и т. д.

     Математика  развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в  Ниле египтянам приходилось постоянно  измерять земельные участки и  восстанавливать их границы после  каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, могли высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария и шара (эта задача была решена во II тыс. до н. э.), рассчитать объем пирамиды. Такие практические потребности привели к развитию десятичной системы счисления. Египтяне выработали специальные знаки – числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знаний арифметики и геометрии. Представляют интерес тот факт, что символические обозначения дробей ½, 1/3, ¼ и т. п. Происходят из мифа о Горе и Сете. 

     Как видно большая часть математических операций производилась для решения  практических нужд. Но египтяне могли  решать и более сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности  полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень  и извлекать квадратные корни. О  высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся  папирусов: Лондонского математического  папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГИММ им. А.С.Пушкина, содержащего ответы на 25 задач [1, C. 46].

     Египтяне  научились точно определять сроки  посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный  на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода  самой яркой звезды — Сириуса, и делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по десять дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь богов. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год. Таким образом весь год состоял из 365 дней. Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т.е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды – Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа не была постоянной, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, а ночные короткие, зимой наоборот).

     Египтяне  хорошо изучили видимое простым  взглядом звездное небо, они различали  неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия  и получили имена животных, контуры  которых, по мнению жрецов, они напоминали (бык, скорпион, крокодил, гиппопотам и  др.). Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного  неба. Одна из наиболее точных и подробных  карт звездного неба помещена на потолке  гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Во II тыс. до н. э. были высказаны предположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем, они невидимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян. 

     Значительных  успехов добилась медицина. По всей Передней Азии  славились своим  искусством египетские врачи. Развитию медицинской науки способствовал  обычай мумификации трупов, во время  которого жрецы и врачи могли  изучать анатомию человеческого  тела и его внутренние органы.  Показателем больших успехов  египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых  настоящими энциклопедиями являются медицинский  папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные. Об этом писал еще Геродот. Врачи выделяли  и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Древнеегипетский врач был одновременно и жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

     При раскопках гробниц были найдены  разнообразные хирургические инструменты, что позволяет сделать вывод  о широком развитии хирургии. Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины — сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих, правда, наряду с вполне рациональными рецептами множество причудливых, колдовских. Рукописи II тыс. до н. э. содержали также подробные инструкции, как лечить раны, переломы и пр. Употреблялись такие лекарства, как толченое копыто осла, или «молоко женщины, родившей мальчика» [2, C. 29].

     Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты — на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.

     Накапливались исторические знания. В Египте издавна  вели список царей с указанием  точных дат правления и подробным  описанием событий, происшедших  в голы их царствования.

 

2. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

     Разговорный и письменный язык египтян менялся  на протяжении почти 4-тысячелетней истории  народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства – язык древнеегипетский, среднеегипетский – классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания, новоегипетский язык (XVI-VIII вв. до н.э.), демотический язык (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) коптский язык (III-VII в. н. э.).

     Несмотря  на преемственность между языками, каждый из них был особым языком, с отличной друг от друга грамматикой  и лексикой.

     Возникновение египетской письменности относят к XXX в. до н. э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи — о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо — демотическое (народное).

     Исходной  основой письменности египтян было рисуночное письмо, пиктография, в которой  каждое слово или понятие изображалось в виде соответствующих рисунков.

     С течение времени по мере усложнения управления, необходимости более  частого применения письма для различных  нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные стали изображать не только данные конкретные понятия, а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

     Египетская  письменность составлялась из определенного  набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность 0 иероглифики. К середине II-го тысячелетия до н.э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в Греко-римскую эпоху – несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа [3, C. 46].

     Материалом  для написания иероглифов служили  камень, глиняные черепки, дерево, кожаные  свитки. Широкое применение получил  папирус.

     Если  текст наносили на твердый материал, то писец тщательно выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались  и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного и рукописного письма.

     С XVIII в. до н.э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического (т.е. народного) письма.

     Постепенное совершенствование письменности привело  к выделению 21 простого знака, изображающего  отдельные согласные звуки. По существу это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную симолико-понятийную иероглифическую систему. Алфавитные знаки применялись в этой системе как ее органическая часть.

Информация о работе Наука и письменность Древнего Египта