Народный календарь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:52, доклад

Описание работы

Слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare — «выкликать». В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» — книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.

Работа содержит 1 файл

Народный календарь.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

В ряде мест на Сороки выбирали семейного засевальщика. Для этого в “жаворонок” запекали монету, кольцо, уголек, и мужчины, независимо от возраста брали по печеной птичке. Кому выпадал жребий, тот считался на весь год счастливейшим, и ему доверялось бросить первые пригоршни зерен в весеннем севе.

25 марта. Феофан (преподобный). На Феофана туман – урожай на лен и коноплю.

30 марта. Алексей – с гор потоки (преподобный Алексий, человек Божий). Каковы на Алексея ручьи, таков и разлив. Если в этот день с гор вода бежит, то ожидают теплой и благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев.

 

АПРЕЛЬ

СОЛНЫШКО В ЛЕТО КАТИТСЯ

(ЗАЖГИ СНЕГА, ЗАИГРАЙ ОВРАЖКИ)

В Древней Руси апрель называли “березозолом” – заготовляли сладкий березовый сок, соковицу.

1 апреля. Дарья - засори проруби (мученица Дария). Какова погода 1 апреля, такова будет и 1 октября, и наоборот.

В старину полагали, что 1 апреля (по старому стилю, в день Марии Египетской) просыпается домовой, а поэтому нужно обманывать друг друга. Девушки старались обмануть как можно больше людей, так как считалось, что в таком случае женихи не проведут год их, а, наоборот, они будут водить молодых людей за нос.

4 апреля. Василий-солнечник, капельник, парник (священномученик). На Василия солнце в кругах – к урожаю. Если на Василия при восходе солнца видны на небе красные круги, то год обещает плодородие.

7 апреля. Благовещенье пресвятой Богородицы. Каково Благовещенье, такова и святая Пасха. Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так лежать ему в поле до Егорья (6 мая). Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этой золой. Накануне Благовещенья сеют горох. Благовещенье – птиц на волю отпущенье (раньше в Москве существовал обряд “отпущения птиц на волю” – в этот день покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их).

9 апреля. Матрена-настовица, полурепница (мученица Матрона Солунская). В старину репа и капуста были в числе основных продуктов питания русского крестьянина, в этот день он отбирал годные репы для семян, складывая их в отдельную, неприкосновенную половину, отсюда и название – полурепница.

14 апреля. Марья - зажги снега, заиграй овражки, пустые щи (преподобная Мария Египетская). Марья половодье начинает. Пустые щи – потому что к этому времени кончался запас кислой капусты. Однако существовало и иное объяснение: Мария считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников, а также судьей на страшном суде тех, кто не раскаялся, поэтому во многих местностях почиталось за грех есть в этот день что-либо кроме пустых щей.

15 апреля. Тит. Поликарпов день (преподобный Тит, мученик Поликарп). Если вешний лед по озерам и затонам не тронется, а потонет, год будет тяжелым.

18 апреля. Федул-ветряник (мученик Феодул). Пришел Федул – тепляк подул. На Федула растворяй оконницу.

19 апреля. Евтихий (святитель). На Евтихия день тихий – к урожаю ранних яровых.

20 апреля. Акулина (мученица). Если на Акулину дождь – яровые плохие, калина хорошая.

21 апреля. Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды (апостол Иродион). На Родиона встреча солнца с месяцем: добрая – ясный день и хорошее лето, худая - ненастье и плохое лето.

24 апреля. Антип-половод, водопол. Священномученик Антип почитался на Руси целителем разных человеческих болезней, и в особенности утешителем зубной боли. В некоторых местностях к этому дню приурочивали первый выезд в поле. И бодрили себя пословицами: “Кто ленив с сохой, тому весь год плохой”, “Клад не ищи, а землю паши – и найдешь”.

28 апреля. Пуд (апостол). На святого Пуда доставай пчел из-под спуда. У кого медок и маслице – у того праздничек.

29 апреля. Ирина-рассадница (мученица). В день Ирины-рассадницы сей капусту на рассадниках.

30 апреля. Зосима-пчельник (преподобный Зосима Соловецкий). На какой хлеб полетела пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, то вишни уродятся, а если нет – вишен не будет. В этот день поселяне вывозили ульи на пасеки. Разместив их, ставили посреди пасеки стол, накрывали его чистой скатертью, на которую выставляли хлеб и соль, черепок с жаром-углями, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ульи освященной водой. После этого у ворот, через которые вносили на пасеку ульи, вбивали кол и говорили: “Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи...”

Крестьянин никакую работу не начинал без присказок, прибауток, примет, обращений или заклинаний.

 

МАЙ

ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ...

(ТРАВНИК, ТРАВЕНЬ)

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили: “В рубахе пахать, в шубе сеять”. Обычно холода возвращаются, когда цветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

1 мая. Кузьма (святитель Косьма). Сей морковь и свеклу на Кузьму. В воронежских селах примечали: рыба плотва обыкновенно мечет икру именно в эту пору. Если она остается вместе только четыре дня и потом расходится, то лучше сеять хлеба раньше, а если остается вместе неделю и больше, то позже.

3 мая. Федор (преподобный Феодор). “На Федора покойники тоскуют по земле”, говорили в старину. В этот день посещали кладбища: причитали или окликали покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были “плачи” на могилах.

5 мая. Лука (преподобный). На Луку высаживают на грядки лук. Утверждали: “Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук”, “Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит”, “Лук да баня все правят”. А про мелкие печали или ничтожные огорчения, не заслуживающие слез, говорили: горе луковое.

6 мая. Георгий Победоносец (великомученик), Егорьев день, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий храбрый. На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря). К Егорьеву дню на всей территории России приурочивали первый выгон скота в поле. Крестьяне воспринимали это как большой праздник и обставляли его различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. При этом скотину полагалось выгонять в поле вербой, срезанной в Вербное воскресенье. Выгоняя, приговаривали: “Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!” День этот считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. С Егорья по деревням открывался сезон хороводов.

7 мая. Евсей – овсы сей. Савва (преподобный Алексий, мученик Савва Стратилат). Пришел Евсей – овсы отсей. При этом уточняли: овес должно сеять после, или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.

8 мая. Марк (апостол и святой). Святого Марка в народе называли ключником, так как верили, что он владеет ключами от дождей. Говорили: “Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом”. В этот день по деревенским избам молились и просили дождя. В вызывании дождя участвовали и дети, которые бегали по улице и выкрикивали: “Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи, выйду на крылечко, дам огуречка, дам и хлеба каравай, дождик, пуще поливай!”

11 мая. Максим и Ясон (мученик Максим, апостол Иасон). Теплая и звездная ночь – к урожаю, а ясный восход – ведренное лето.

14 мая. Еремей – запрягальник, яремник (пророк Иеремия) и день иконы “Нечаянная Радость”. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет пригожа.

13 мая. Борис и Глеб – сеятели (благоверные князья), барыш-день, соловьиный праздник. Начинают петь соловьи. Если соловья услышишь раньше кукушки – счастливо проживешь лето. Соловей поет всю ночь – будет солнечный день.

18 мая. Ирина-рассадница (мученица). В этот день высаживают на огороде капустную рассаду, приговаривая: “Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна – будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала – будь велика!” По традиции овощи сажали исключительно женщины. Утверждали: если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода. На Новгородчине с Ирины начинали сажать и огурцы.

19 мая. Иов-огуречник, горошник, росенник (праведный Иова Многостральный). В этот день сеют в бороздки проросшие семена огурцов, поливают их прудовой или отстоявшейся колодезной водой, а на ночь накрывают рогожами – от утренников. Иов росы распустил. Большая роса – к урожаю огурцов. Ясный день – обилие их в этот год. Время посева гороха (старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье). Существовал целый свод правил.

22 мая. Никола весенний, вешний, травный, теплый (День перенесения мощей святого Николая) – важная церковная и аграрная дата. Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет. В некоторых местах с Николы сажали картофель. В Николин день выгоняли лошадей в поле – на ночной подножный корм. Никола вешний – праздник конюхов. Ребята праздновали ночь с лошадьми в поле: жгли костры, водили хороводы, пели песни и плясали до утренней зари.

24 мая. Мокий мокрый (священномученик). Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее. Туман на Мокея – к мокрому лету. Восход багряный – к грозному и пожарному лету.

21 мая. Сидор-огуречник (мученик Исидор). На Сидора можно сажать огурцы. Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, посеянные в этот день огурцы будут нехороши. На Сидора – первый посев льна.

28 мая. Пахом-бокогрей (преподобный Пахомий Великий). На Пахома тепло все лето теплое. С Пахомия окончательно устанавливается летняя погода. В разгаре время облиствения и цветения, называемое в народе зелеными шумом.

29 мая. Федор-житник (преподобный Феодор). На Федора непременно надо сеять жито. Сеяли, приговаривали: “Роди, Боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху”.

31 мая. Федот-овсяник (мученик Феодот). Придет Федот – последний дубовый листок развернет. Продолжают сеять лен. Не поздно и огурцы сажать.

 

ИЮНЬ

(СКОПИДОМ, ХЛЕБОРОСТ)

В Древней Руси его называли "изок" (кузнечик) и "червень" – в этот месяц наши предки собирали червецов для добывания багряной краски.

1 июня. Иван - долгий (благоверный князь Иоанн Угличский). На Ивана - долгого продолжают досевать огурцы. Если первые два дня июня идет дождь весь месяц будет сухим.

2 июня. Фалалей - огуречник (мученик). На Фалалея досевай огурцы скорее. В старину считали, что огурцы надо сажать скрытно, чтобы не видал никто из соседей и даже из домашних, не принимающих участия в работе. Особенно советовали таиться при посадке первой гряды. Если же кто подсмотрит недоброжелательным глазом, то будет много желтых, раньше времени поблекших плетей.

4 июня. Василиск (мученик). Соловьиный день. На Василиска не паши и не сей, а то уродятся одни васильки.

5 июня. Леонтий-огуречник (святитель). На Леонтия-огуречника кончай посадку огурцов. Массовое появление оводов – к урожаю огурцов.

7 июня. Иванов день (обретение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлебов. В некоторых местах к Иванову дню приурочивали главную посадку капусты. Сажальщица, беря первый стебель рассады, приговаривала: "Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась!"

11 июня. Федосья - колосяница, колосница (мученица Феодосия). В день Федосьи - колосяницы рожь начинает колоситься, выметывает колос. Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает. На Федосью ходили в поле смотреть хлеба, говорили: взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй. Хлеба заколосились – молодежь отправлялась в поле величать рожь. Катались по всходам ржи, приговаривая: "Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину!" С этого дня начинали давать скоту понемногу хлебного корма, чтобы лучше плодился, а на Федосью советовали прикармливать его печеным хлебом. В селах Тамбовской губернии по цвету ржи в этот день гадали о цене хлеба: если рожь начинала цвести снизу – будет низкая цена хлебу, если с середины – средняя, а сверху – высокая. Пока рожь не заколосится, детям и молодежи не разрешалось скакать на досках-качелях, так как, утверждали крестьяне, земля до этого времени "была тяжела".

Однако день этот почему-то считался одним из самых несчастных в году – про него говорили, что он один стоит всех понедельников.

12 июня. Исаакий (преподобный). В этот день принято было сажать бобы. Сажая, приговаривали: "Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный. Уродитесь, бобы, велики и круты, в поле густы, на столе вкусны". Перед посадкой бобы вымачивали в “озимой” воде – от последнего снега, собранного по лесным оврагам.

В старину полагали, что в этот день змеи собираются по лесам в стаи. А от змей на Руси защищались так. В Томском крае крестьяне, собираясь по ягоды, клали в башмаки цветки вероники – змея не ужалит. В Курской губернии на открытых солнечных местах набрасывали свежих стебельков руты. Повсеместно считалось, что всякого гада хорошо смиряют кора, лист и даже зола ясеня, прочь прогоняет змей папоротник. Если все же змея ужалила, то в Воронежских краях на рану клали чертогрыз, владимирцы использовали изжеванный корень любистка и ужачки, в Сибири – ужовник, в других местах – медуницу и тертый свежий корень конского щавеля.

14 июня. Устин (мученик Иустин Философ). Если в этот день чист восход солнца, то будет хороший налив ржи, а если день дождливый и мрачный – то хорошо уродятся льны и конопли.

Информация о работе Народный календарь