Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:52, доклад
Слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare — «выкликать». В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» — книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.
Народный календарь
Слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare — «выкликать». В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» — книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.
Однако сами календари были созданы независимо от Древнего Рима. Многие из них появились задолго до того, другие уже после него. Этот процесс происходил в разных уголках Земли, ибо у людей возникла потребность измерять время, как только начала осознаваться периодичность явлений природы, таких, как смена дня и ночи, времен года.
До 46 г. до н.э. в Древнем Риме действовал сложный и неудобный солнечно-лунный календарь, а потому прославленный полководец и правитель Юлий Цезарь совершает реформу в летосчислении. Согласно нововведению, Новый год начали праздновать с 1 января, а длительность года стала равняться 365,25 суток. Эра начинает определяться «от создания мира» в 5508 г. до н.э. (В этом случае, например, 2008 г. следует считать 7516 г. «от создания мира», или 5508 + 2008.)
В VIII столетии была принята новая эра — от Дня рождения Иисуса Христа, 7 января (25 декабря по старому стилю) 0 г. Эту дату установил, сделав сложные расчеты, римский монах, папский архивариус Дионисий, в VI столетии. В результате юлианский календарь начал отставать от астрономического года. За 128 лет набрались целые сутки. Только по этой причине в 1582 г. папа римский Григорий XII, основываясь на проекте итальянского врача, математика и астронома Алаизия Лилие, провел реформу: были упорядочены високосные годы. Возникший в результате такой реформы григорианский календарь стал более точным и расходился на одни сутки с астрономическим не за 128 лет, а за 3323.
В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.
В результате принятия христианства в календаре проявляется слияние языческого и христианского — так называемое народное православие. Причина здесь кроется в том, что с утверждением христианства языческие праздники начинают запрещаться, а значит, получают новое истолкование или перемещаются со своего времени. Кроме закрепленных за определенными датами, в календаре появляются передвижные праздники пасхального цикла. Наиболее ярко это двоеверие нашло отражение в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы начинают восприниматься все менее серьезно и постепенно превращаются в детские игры.
Оказывало влияние на народный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря — начало января), Иван Купала — 24 июня (7 июля), март и сентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоит сказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем, с которого начинал исчисляться новый год.
В течение некоторого времени на Руси вообще существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Они могли то совпадать, то снова расходиться. Из-за этого возникало довольно много разногласий. Например, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV в. церковь попыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября утвердилось лишь в 1492 г. (7000 г. от «сотворения мира»). Спустя два года Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января. Таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь — декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 г. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль.
И все-таки, как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное летосчисление по-прежнему опиралось на смену времен года, беря за основные вехи период зимнего солнцеворота — Спиридоньев день. Позднее он был перенесен на 25 декабря — Рождество Христово. Использовали в качестве опорных дней и такие важные дни народного календаря, как время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середина марта (Сороки— Благовещение), а также Семенов день (1/14 сентября). Семенов день и в XIX в. сохранял черты, которые напоминали о бывшем когда-то сентябрьском Новом годе.
Определяя сроки и продолжительность времен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. И хотя поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.
Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая).
Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна — раннее лето), молодое бабье лето (конец лета — начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.
Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май — сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.
С принятием христианства в жизнь вошел Церковный календарь и вместе с тем почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году. Эти новые святые оказались очень нужны аграрному календарю. Именно они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая смогла вобрать в себя традиционные обряды и праздники. В результате получился народный календарь образца XVIII — начала XX в.
От христианства в народный календарь пришли святые, приуроченные к дням годового цикла, а от язычества — распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Весьма значимым оказалось совмещение народного, аграрного (солярного в своей основе) счета времени с церковным летосчислением по Пасхе. Это привело к сосуществованию дат и праздников в числе, иначе говоря, закрепленных за определенными днями определенного месяца, и скользящих, сроки которых зависели от времени празднования Пасхи. Так, к примеру, Масленица могла справляться в период с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), а сама Пасха — между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), Вознесение — в течение всего мая. Сроками Пасхи определялась длительность Петровского поста и пр.
В народном календаре славян одушевляются не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т.д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени. Собственное имя было и у большинства недель: пестрая, всеядная, Сырная, Фомина, зеленая, сборная и т.д. Свои названия имели посты (Холодный, Голодный, Великий, Лакомка и пр.) и морозы (введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).
Существовала в народном календаре и своя иерархия дней, иначе говоря, выделяются дни более и менее значимые, но практически не существуют дни безымянные, неотмеченные. Каждый день здесь особый, со своим богатым или скромным содержанием, своим смыслом и предназначением, он не сам по себе, а в цепи других, подготовлен предшествующими и готовит следующие.
Кроме обычного числового обозначения внутри месяца и наименования внутри недели (к примеру, 3 мая, среда), некоторые дни имели и «личное» определение: Великий четверг, чистый понедельник, Красная горка, Радоница, Семик, Духов день и др., что указывало на их особое место и роль в народном месяцеслове.
Если сравнить праздники и обряды земледельческого года между собой, можно легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, повторяются некоторые действия и употребляются одни и те же ритуальные кушанья, существуют и устойчивые поэтические формулы. Такое использование одних и тех же элементов в разных обрядах объясняется замкнутостью годового цикла, подчинено объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай.
Народный календарь:
ЯНВАРЬ
(ПРОСИНЕЦ)
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий. Коли в январе март, бойся в марте января. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
1 января. Если на Новый год небо звездное – к урожаю. В Новый год сильный мороз и малый снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега – к неурожаю.
6 января. Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова), кутейник, канун Рождества. Сильные холода сулят хороший урожай. Перед Рождеством все деревья в саду обвязывали соломой, чтобы они хорошо родили.
7 января. Рождество. На Рождество снег – к урожайному году. День теплый – хлеб будет темный, густой. Какая погода после Рождества – такая же будет и после Петрова дня (12 июля) На Рождество спутывают ножки стола – чтобы скот не бегал.
8 января. Если ясный день, то быть хорошему урожаю проса, а пасмурный – недород его.
9 января. Стефанов день (апостола первомученика и архидиакона Стефана). На севере России в этот день происходили “выборы пастуха”. При этом учитывались опыт пастуха, его репутация и особые профессиональные знания, в том числе умение договариваться с лешим – хозяином леса.
13 января. Маланья (день преподобной Мелании). Если в ночь ветер дует с юга – год будет жаркий и благополучный, с запада – к изобилию молока и рыбы, с востока – жди урожая фруктов.
14 января. Василий Великий. Васильев день. Василий – покровитель свиней. Если в этот день туман – к урожаю. Ночь звездиста – лето ягодисто. В полночь садоводы встряхивают яблони – для урожая.
15 января. Сильвестр (день святого Сильвестра). Куриный праздник: чистят курятники, ремонтируют насесты, окуривают стены.
18 января. Крещенский сочельник. День постный. Голодная кутья. Если в крещенскую ночь звезды сильно блестят, хлеб уродится хороший. Если в этот день сильные ветры с юга, будет лето грозное.
19 января. Крещение. Богоявление. Водокрещние. О чем открытому небу помолишься – то сбудется. На Богоявление снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю. Пасмурное небо, снег и иней предвещают плодородный год.
20 января. Начало зимнего мясоеда и деревенских свадеб.
23 января. Григорий-летоуказатель (святой Григорий). По инею примечают, какое лето будет, засушливое или дождливое. Иней на стогах – к мокрому ненастному лету.
25 января. Татьяна Крещенская (мученица Татиана). Снег на Татьяну - лето дождливое.
28 января. Павел Фивейский (преподобный). Звездная ночь – к урожаю льна. Ветер – будет год сырой.
29 января. Петр-полукорма (апостол Петр). Съедена половина корма, заготовленного для скота.
31 января. Афанасий-ломонос, береги нос (святитель Афанасий). Продолжается свадебная пора. В полдень солнце – весна ранняя. Чистый закат солнца в морозную погоду – морозы будут и дальше.
ФЕВРАЛЬ
(СНЕЖЕНЬ, БОКОГРЕЙ, КРИВЫЕ ДОРОГИ)
Если февраль дождливый, то такими же можно ожидать весну и лето, а если погодливый,– жди засуху. Февраль холодный и сухой – август будет жаркий.
1 февраля. Макарьев день (преподобного Макария Великого). Какова погода в этот день, таков и весь февраль. Ясный, солнечный Макарий – на раннюю весну.
2 февраля. Ефимий (преподобный Ефимий Великий). Второй день февраля весну показывает: солнечно – к красной весне, пасмурно – жди поздних метелей. Если на Макария да на Ефимия метель, то на всю масленицу.
6 февраля. Аксинья (преподобная Ксения) – полузимница, полухлебница. Полузимница – пополам, да не ровно делит зиму.
7 февраля. Григорий Богослов (святитель). Приметливые наблюдают за состоянием погоды в течение дня: каков день с утра до полудня, такова будет и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — предвещает другую половину зимы.
10 февраля. Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник (преподобный). На Ефрема ветер — к сырому году. В Ефремов день домовой глумится во дворах – для него ставят кашу на загнетке, домового закармливают. Вечером на Ефрема кроме нескончаемых рассказов про домового принято было забавляться разными прибаутками, слушать которые особенно любили дети.
14 февраля. Трифон (мученик). На Трифона звездно – весна поздняя.
15 февраля. Сретенье (Сретение Господне). В Сретенье зима с летом встретились. В Сретенье начинали кормить кур овсом, утверждая: "Корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом".
18 февраля. Агафья-коровница (мученица Агафия). Агафья коров оберегает от болезней.
19 февраля. Вукола-телятник. Начало весеннего отела коров.
20 февраля. Лука (преподобный Лука Элладский). Пекут пироги с луком.
24 февраля. Власий-сшиби рог с зимы. Власий – скотий бог (священно-мученик Власий). Власьевские морозы — последние, завершающие зиму.
28 февраля. Онисим-овчар, овчарник (апостол Онисим). На Онисима овчары окликали звезды, чтобы овцы с хорошим приплодом были.
29 февраля. Касьян завистливый, злопамятный, недоброжелатель, немилостивый, скупой. В народном календаре это самый страшный день. В этот день все живущее и растущее на земле находится во власти злопамятного святого Касьяна, и власть эта причиняет всем беду. Вот почему високосный год считается тяжелым: "Касьян на что ни взглянет – все вянет". Хуже того, на людей и скотину насылает мор.
МАРТ
НЕ ВЕСНА, А ПРЕДВЕСЕНЬЕ
(ЗИМОБОР, СВИСТУН, ПРОТАЛЬНИК, СУХИЙ, ПРОЛЕТЬЕ)
У древних славян год начинался с первого весеннего месяца – марта, потому что именно с этой поры пробуждается природа. Начинать новолетие мартом народ продолжал и после введения христианства на Руси, а вместе с ним и византийского календаря, по которому годичный круг начинался в сентябре.
1 марта. “Вздел Ярило зиму на вилы” – говорили о погоде этого дня.
6 марта. Тимофей-весновей (преподобный). По Тимофею весна.
9 марта. День обретения главы Иоанна Предтечи. В этот день птица завивает гнездо, а перелетная летит из теплых мест. Своевременный прилет птиц обещает хороший урожай хлеба. Если в этот день выпадет снег, то и Пасха будет холодная, а если сухо, то не ожидай дождя и в Пасху.
13 марта. Василий-капельник (преподобный). На Василия-теплого солнце в кругах – к урожаю.
14 марта. Евдокия-плющиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол (преподобномученица). Какова Евдокия, таково и лето.
15 марта. Федот (священномученик Феодот). На Феодота занос – долго травы не будет.
17 марта. Герасим - грачевник (преподобный Герасим Иорданский). Прилетает первая весенняя птица – грач. Если грачи прямо на гнездо летят – к дружной весне. Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно сеять.
18 марта. Конон-огородник, градарь (мученик). “Хотя бы в день Конона-Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много”, - утверждалось в старинных месяцесловах.
22 марта. Сороки (Сорок мучеников Севастийских). На Сороки в русских деревнях обычно пекли хлебных "жаворонков" с распростертыми крылышками. Дети бегали с ними по улицам и пригоркам – проталинам, громко закликали птиц и весну.