Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:47, доклад
Народная игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать ей новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогла человеку ощутить себя честью большого целого - народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила, развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождении народного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойти вниманием народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта.
Народные игры.
Народная игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать ей новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогла человеку ощутить себя честью большого целого - народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила, развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождении народного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойти вниманием народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта.
Голландский психолог Й. Хейзенг утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра, первоначально играется. Он считал, что категория «игра» - это основное свойство всякой культуры (теория «человека играющего»). Игра - один из первых и главных стимулов культуры человека. Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра» Homo ludens (Человек играющий), (В тени завтрашнего дня. 1992), имеет игровой характер. Хейзинга подчеркивает, что большинство исследователей игры опускают или недооценивают, что она преимущественно располагается «на территории эстетического» и главное в ней – «эстетическое содержание», и последовательно показывает и обосновывает игровые принципы основных составляющих культуры, включая не только сферы религиозных культов, искусства, праздника, спортивных состязаний, но и философию, правосудие, войну, политику. Краткая дефиниция игры по Хейзинге гласит: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»».
Советский ученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: и идеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое, - и все чем богата жизнь». «Игра человека есть социальный и эстетически- культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением».
Сложилось великое множество смыслов, значений, которые вкладываются в слова игра, играть, игрушка. В словаре С.И. Ожегова игра- это способ, каким играют в двух значениях: играть в игру и второе в значении опасная игра и переносное значение действовать с тайным умыслом.
Игра как комплект предметов для игры, игра природы как что-то необычайно и небывалое, из ряда вон выходящее. Игра слов – шутка, основанная на одинаковом звучании разных по смыслу слов. Игра судьбы как реализация непредвиденной ситуации в жизни. Игра воображения – продукт фантазии и выдумки.
В играх из рода в род, из века в век, от одного рода к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждения этой победой. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне лишь тогда, когда играет»
Игры складывались в период человеческой первобытности, они известны уже в неолите и энеолите.
«Наиболее
древние архаические игры были связаны
с простым
Между ритуалом и игрой много общего. Но есть и одно существенное различие: игра чаще всего носит соревновательный характер. Соревнование же невозможно без выигрыша - превосходство над противником, польза, выгода. Иными словами, у любого соревнование есть цель - перегнать, одолеть. А это уже противоречит существенности игры, ведь она по определению - бесцельна, совершается только ради удовольствия. Таким образом, и соревнование - признак ритуала. Когда победа приносит победителю вполне конкретные, зримые, ощутимые преимущества (он становится первым, т.е. вождем). Но и в ритуале исполнителям присуща способность к перевоплощению. Удовольствие, которое также является характерным признаком игры, испытывают и участники ритуала. Что же все- таки различает игру и ритуал? Главное различие заключается в том, что в ритуале присутствует пассивное воспроизводство традиции путем заучивания; копирование элементов; игра же предполагает активное воспроизводство, основанное на подражании, т.е. на передаче традиционных форм при помощи устойчивых алгоритмов (правил). Поэтому игру отличает спонтанность, непредсказуемость. Игра обязательно имеет временные и пространственные рамки: начало (жеребъевка, считалка), завершение (наказание или чествование)- обязательны. Игра и ритуал – неразрывно связаны, « чистой игры» в природе не существует, в ней обязателен элемент стабильности- ритуала.
То,
что игре в Росси придавалось
определенно положительное
Таким образом, возвращаясь к изучению прошлому, к его историческому опыту не возможно, обойти народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта. Народная игра - важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать ей новую жизнь.
Игра
– это не просто любимое занятие
детей, именно в ней формируются
основные новообразования, подготавливающие
ребенка к учебной
Игра
– уникальный феномен общечеловеческой
культуры, ее исток и вершина. Детство
без игры и вне игры аномально.
Лишение ребенка игровой
Г.Н. Гришина так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем».
Игра является первой школой воли: именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В
игре формируется или
В
игровой деятельности складываются
благоприятные условия для
Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Важная роль игры в развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемыми и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения: он в игре как бы на голову выше себя самого. Игра содержит в себе все тенденции развития: ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» .
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. На всех европейских языках слово «игра» обозначает обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны – доставляющих людям веселье и удовольствие.
Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы и т.д.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра». Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм современного ребенка .
«Играя»
можно обучить ребенка. Ребенок
очень любознателен. Он хочет многое
познать и многое понять. Но он, к
сожалению взрослых, не воспринимает
учебу как серьезное дело. Ему
кажется это очередным
Игра – многофункциональное явление. Из множества ее функций выделим те, которые имеют наибольшее значение для развития младшего школьного возраста:
1.
Социокультурное назначение
2. Коммуникативная функция.
3.
Игра оказывает огромное
4. Творческие процессы.
5.
Функция самореализации
6.
Отличительной особенностью
7. Рекреационная функция.
8. Функция коррекции в игре.
9. Развлекательная функция игры.
Таким
образом, игра – это многофункциональное
явление, но в целом во время игры происходит
обучение участников азам существования
в обществе, правилам кооперации и борьбы.
Так, по словам Ф. Хайека, «игра - прекрасный
пример процесса, в котором участники,
преследуя разные и даже противоположные
цели, но подчиняясь общим правилам, в
результате достигают всеобъемлющего
порядка».
Заключение
Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребёнка и необходимость применения её в воспитании. Игра как деятельность человека - явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления. При этом, указывая на огромное воспитательное значение народных игр.
Игра - развивающая деятельность, фора жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества со взрослыми, посредник между миром взрослого и миром ребенка. Игра, как известно, предполагает наличие других, с которыми обсуждаются правила и сценарии игры, распределяются роли и т.п. Даже в тех случаях, когда ребенок играет один, он как бы «раздваивается» и договаривается обо всем с сами собой. То есть, игра- всегда диалог, причем игроки непредсказуемы, свобода их лишь несколько ограничена рамками отведенных ролей и установленных правил. В процессе игры часто возникают непредсказуемые ситуации, открывающие простор для принятия нетривиальных решений, пробуждающих фантазию и воображение, в конечном счете, способствующие социализации ребенка.
Используя игровой опыт поколений, мы должны формировать гармонически развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игровая деятельность помогает нормализовать путь психического развития ребенка проявить его инициативу и творческую активность. «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игры делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни». Именно поэтому необходимо максимально использовать её возможности. Вступая в 21 век мы не можем не пересматривать то что было в веке уходящем. От многого нам придется отказаться. Но культура народа - это тот стержень который поддерживает всех нас.