Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:14, реферат
В нашем обществе сложилось мнение, что племена, сохранившие первобытную структуру, имеют довольно простые представления об окружающем мире, примитивную религию. Целью этого реферата было показать людям, что мы должны быть более внимательны к культуре и людям, на чьей земле мы живем. Не смотря на все усилия по сохранению культуры, на данный момент ситуация такова, что отдавая детей в школу, а частенько и в школу-интернат родители лишают их возможности в полной мере стать частью национальной культуры. Но при этом у них появляется возможность стать частью современного общества и мира. Совместить современную жизнь с традиционной в существующей сейчас системе невозможно, а дальнейшее развитие техники и добыча природных богатств сокращают материальную базу традиционной культуры, переводя ее из этнографической реальности в историческую.
Введение
1.Материальная культура ханты и манси
1.1.Типология жилищно-хозяйственных построек
1.2.Бытовая культура
1.3.Особенности культуры труда
2.Духовная жизнь ханты-мансийского этноса
Оленеводство у большинства групп служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. В качестве основной эта отрасль была известна лишь у нижнеобских хантов и у манси, живущих в предгорьях Урала. Другим домашним животным была собака; их использовали на охоте и запрягали в нарту.
Откуда и как появились у хантов домашние олени? В устной традиции народа это объясняется и естественным, и сверхъестественным образом. Например, кочующие по Полярному Уралу оленеводы Сязи рассказывают, что у них олени повелись от дикого олененка, прирученного прадедушкой. У дедушки было уже сто самцов-хоров, не считая самок-важенок. Есть также предание о споре между казымскими хантами и народом ахус-ях по поводу оленей, принадлежащих казымской женщине-духу. В конце концов стадо было поделено так, что кому достался один олень, кому — десять. По представлениям юганских ханты, домашних оленей создал или пригнал с Казыма их местный дух Ягун-ики.
Среди домашних выделяется несколько основных категорий: племенной самец-хор, самка-важенка, кастрированный ездовой бык, яловая важенка и телята — новорожденный, годовалый и т. д. Размер стад сильно различался: от трех — пяти оленей на одно хозяйство в южной зоне до тысячи и более в тундре. В первом случае их содержание служило лишь подспорьем к основным занятиям — рыболовству и охоте. Летом несколько хозяев совместно выделяли пастуха, если пастбище находилось далеко от рыболовных угодий. Он устраивал дымокуры, чтобы защитить животных от комаров и слепней. Дымокур раскладывался на земле и огораживался кольями, чтобы сгрудившиеся животные не обожглись. Строили и специальные навесы либо оленьи избушки, а в них дымокуры. (Поэтому в литературе можно встретить термин «избяное оленеводство».) К осени оленей отпускали в лес, а затем по первому снегу разыскивали и приводили к зимним поселениям. Здесь они паслись неподалеку, а для отлова их загоняли в кораль — изгородь вокруг поселения. Это делалось, когда нужны были олени для поездки.
В лесной зоне малооленные хозяева использовали этих животных только как транспорт, а забой на мясо был непозволительной роскошью. Иное дело в лесотундре и тундре, где олень был и основным средством пропитания. Здесь уже добыча рыбы или зверя была подсобным занятием. Содержание большого стада требовало непрерывного надзора, постоянных перекочевок на новые пастбища, да и дымокуров для большого стада не настроишь. Поэтому у северных ханты система оленеводства была иной. Их цикл перекочевок был построен таким образом, чтобы летом оказаться либо ближе к морскому берегу, либо на горных пастбищах Урала. Там много корма и на открытых пространствах меньше гнуса. В этом же направлении — с юга на север — мигрируют летом дикие олени. Весной, при отеле, важенок отделяли от быков в отдельное стадо, а осенью, с началом года, они воссоединялись. Оленям свойственно чувство стадности, которое заставляет их держаться вместе. Задача пастуха — не дать расколоться стаду или уйти из него отдельным особям. «Бегунам» надевали на ногу колодку или. подвешивали к ошейнику тяжелую доску, длинную палку, рогульку. Необходимость оберегать оленей от волков также требует круглосуточного окарауливания. Помощником пастуха была специально обученная собака — оленегонная лайка. В лесной зоне ее функции иногда исполняла охотничья лайка. Кораль в северных районах сооружали из нарт, поставленных полукругом.
Основное орудие оленевода — «веревка, ловящая оленя», т. е. аркан. Им пользовались мужчины при отлове животных в стаде, гуляющем на свободе. Женщины подманивали хорошо прирученных животных пищей, определенными звукосочетаниями или по кличке. К оленям, загнанным в кораль, спокойно подходили и повязывали на шею веревку, чтобы отвести к месту запряжки. Кое-где для привязывания оленей ставили специальные столбы с фигурным навершием, напоминающие коновязи. Очевидно, это след древней коневодческой культуры. О ней напоминает и одно из названий оленьего недоуздка: пяк — во простейшего недоуздка — обороти из двух веревочных петель. Ее надевали на оленя, когда он сбрасывал рога, и на животное, которое вели к месту жертвоприношения.
В отличие от оленеводства, достаточно широко распространенного у этих народов на протяжении длительного времени, сельское хозяйство, по мнению историков, появилось относительно недавно. У некоторых групп - примитивное земледелие, заимствованное в XVI-XVII вв. у русских, и скотоводство (лошади, коровы, овцы), разведение домашней птицы. Конечно, на севере можно выращивать некоторые виды овощей (например, картошка частенько встречается в местных огородах и неплохо растет), но отнести данное занятие к традиционным видам хозяйствования нельзя.
22
Информация о работе Национальная культура северных народов ханты и манси