Национальная (этническая) идентичность и категория чужого

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже (1896-1980). В исследовании 1951 г. он проанализировал - как две стороны одного процесса - формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев».

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ этническАЯ идентичность.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

     Это может быть поиск новых оснований  для сравнения. Попытку таким  способом сохранить позитивную этническую идентичность можно обнаружить в  содержании автостереотипов групп, потерпевших поражение в межгрупповом соревновании. Давно известно, что группы с более низким статусом имеют тенденцию характеризовать себя с точки зрения теплоты и добросердечия.

     Стратегия социального творчества проявляется  и в восстановлении субъективного  благополучия с помощью выбора для  сравнения еще менее успешных или еще более слабых групп. Так, восточные немцы после воссоединения  Германии оказались на более низкой ступени социальной иерархии, чем  западные, но свое недовольство они  направили не на могущественное государство  и не на доминантную группу западных немцев. Свои предубеждения и акты агрессии они направили на еще  более уязвимые группы вьетнамцев, турок и других иностранных рабочих.

     При неблагоприятном межгрупповом сравнении  члены групп дискриминируемого  меньшинства могут выбрать и  другую стратегию - принять правильную самоидентификацию вместе с негативной оценкой группы. В этом случае формируется  негативная этническая идентичность, которая может сопровождаться ощущением  неполноценности, ущемленно-сти и даже стьща за представителей своего этноса (см. Дробижева и др., 1996). Этот тип этнической идентичности неблагоприятен для межгрупповых отношений, так как сопровождается обострением восприятия дискриминации и увеличением субъективной культурной дистанции с группой большинства. Он неблагоприятен и для личностного роста индивида. В эмпирических исследованиях не раз подтверждалось, что дети, чья национальная принадлежность отличается от большинства в классе, имеют низкую самооценку. А если группы находятся в состоянии конфликта, на самооценку оказывает влияние уже не национальный состав класса, а широкий социальный контекст: одинаково низкая самооценка была выявлена у палестинских подростков и в совместных еврейско-арабских школах, и в чисто арабских. Осознавая себя членами группы меньшинства, они сравнивали себя не с соучениками-евреями, а с группой большинства в целом. Не случайно, израильские психологи при проведении семинаров по урегулированию этнического конфликта между арабами и евреями обязательным подготовительным этапом рассматривают повышение самооценки их участников-палестинцев (см. Bargal , Bar , 1992).

     Но  принимая негативную идентичность, человек  может по-разному реагировать  на негативные суждения о своем этносе, а значит, на негативный образ самого себя, сложившийся в глазах представителей доминантной группы. И в этом случае у него есть возможности избежать чувства неполноценности и сохранить  высокую самооценку.

     Он  может относить негативные суждения к другим членам своей группы, но не к самому себе, установив психологическую  границу между группой и собой. Подобная тенденция обнаружена у  современных еврейских подростков, среди которых при переходе к  юношескому возрасту увеличивается  число тех, кто считает, что в  другой стране нет перспектив для евреев, но растет доля оптимистов относительно своих жизненных перспектив в этой стране. Иными словами, они демонстрируют «разотождествление» себя и своего народа.

     Осознание себя как члена негативно оцениваемой  в обществе группы допускает и  формирование идентичности по принципу: «пусть мы такие плохие, но это действительно  мы». Подобное аффективное, даже агрессивное  подчеркивание этнической принадлежности выявлено у выходцев из стран Северной Африки во Франции, где молодежь из среды иммигрантов продолжает претендовать на принадлежность к группе уроженцев  Магрйба, хотя почти полностью отвергает традиционные этнокультурные ценности и стереотипы поведения.  

     4 Проблема изменения этнической идентичности.  

     В случае неблагоприятного межгруппового  сравнения индивид может выбрать  и стратегию индивидуальной мобильности, которая состоит в попытке  сменить группу. Имеется в виду именно осознанная смена группы, приводящая к формированию измененной, а не ложной идентичности, которая выявлена у маленьких детей с еще  не сформировавшейся этнической идентичностью, воспринимающих себя в качестве членов доминантной группы.

     Что касается малых групп, то при адекватном неблагоприятном оценивании собственной  группы, как правило, существует объективная  возможность перехода в другую группу. Более сложна проблема при негативном восприятии собственной большой  группы: социального слоя, пола, расы, т.е. групп с низким или нулевым  уровнем межгрупповой мобильности. Во все времена отдельные представители  социальных низов выбивались «наверх» благодаря таланту, усилиям, удаче. В истории любой страны мы находим  подобные примеры. Одни общества (страна иммигрантов США) и эпохи (годы петровских реформ и любые другие периоды  «перестроек») способствуют индивидуальной мобильности больше, другие - меньше. В США даже сложилась мифология о людях, которые «сами себя сделали». Множество подобных случаев мы находим и в истории России, например среди сподвижников Петра I . Так, один из «птенцов гнезда Петрова» - князь А.Д.Меншиков - в молодости торговал пирожками на улицах Москвы.

     Одни  общества (страна иммигрантов США) и  эпохи (годы петровских реформ и любые  другие периоды «перестроек») способствуют индивидуальной мобильности больше, другие - меньше. В США даже сложилась  мифология о людях, которые «сами  себя сделали». Множество подобных случаев мы находим и в истории  России, например среди сподвижников Петра I . Так, один из «птенцов гнезда Петрова» - князь А.Д.Меншиков - в молодости торговал пирожками на улицах Москвы.

     Но, как правило, в высокостатусные группы перейти достаточно сложно, так как в этом случае действует психологическое правило одновременного преувеличения людьми внутригруппового сходства и межгрупповых различий: при оценке претендентов на вступление в «клуб для избранных» его члены скорее предпочтут, чтобы «подходящий» человек оказался вне клуба, чем «неподходящий» вступил в него. Как верно подметил СААрутюнов, человек, живущий в пограничной зоне между Францией и Италией, может быть не совсем уверен, какой он национальности, но стоит ему проехать шестьдесят километров от границы в сторону Италии, и ему четко дадут понять, что он - француз, а если он отправится вглубь Франции, его будут воспринимать как итальянца (см. Арутюнов, 1989).

     Есть  и непреодолимые границы: только маленькие дети могут не осознавать, что есть непроизвольные категории, такие, как пол или расовая  принадлежность. Правда, в наши дни  отдельные люди «перепрыгивают»  через самые высокие преграды. Проводятся операции по замене пола, а  американский певец М.Джексон из черного стал белым, осветлив кожу и пройдя через многочисленные пластические операции. Но все это исключения, которые лишь подтверждают правило.

     При рассмотрении этноса как биосоциального организма и он оказывается группой с нулевым уровнем межгрупповой мобильности: этничность есть наследуемое качество, и никто не может выбирать этническую группу, к которой хотел бы принадлежать. Однако в наше время редко кто из исследователей придерживается столь крайней точки зрения и определяет этническую принадлежность индивида по «крови». Большинство ученых согласны с тем, что этничность представляет собой скорее приписываемое (предписываемое обществом), чем наследуемое качество, и рассматривают этнос как своего рода связующее звено между двумя типами групп: принадлежность к которым практически невозможно изменить и которые человек выбирает себе сам.

     В нашей стране понимание этничности как приписываемого качества часто  встречает отторжение на уровне обыденного сознания.

     Как бы то ни было, в процессе социализации и инкульту-рации общество «приписывает» ребенка к определенному этносу. В результате у большинства людей проблемы выбора не возникает, но многие, прежде всего члены групп меньшинств и выходцы из межэтнических браков, проходят через «постоянный внутренний референдум» на лояльность к той или иной общности. У этих людей в процессе этнической идентификации, кроме критерия приписывания (то, кем другие их воспринимают), большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем они сами себя осознают). И здесь хочется еще раз вспомнить слова Г.Г.Шпета, подчеркивавшего, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к его культурным ценностям и святыням (см. Шпет, 1996).

     Внешний критерий приписывания особенно важен, когда этничность проявляется в  очень явных физических характеристиках, например в расовых различиях. Но отдельные индивиды и в этом случае идентифицируют себя с доминантной  группой большинства. Например, афроамериканцы, которых называют «орео», в мыслях и действиях больше похожие на белых, чем на черных, считают себя черными снаружи и белыми внутри. Правда, это вовсе не означает, что белые их принимают в свою группу,

     Даже  люди, имеющие объективные основания  причислять себя к какой-либо общности, например дети из смешанных в расовом  отношении браков, часто оказываются  чужими для нее: кем бы сам себя ни осознавал мулат, для белых  он - негр, а для черных - белый. Яркие примеры, свидетельствующие о плачевных последствиях несбалансированности критериев приписывания и свободного выбора, мы найдем в художественной литературе. Герой романа современного американского писателя Т.Корагессана Бойла «Восток есть Восток», Хиро Танака, не знавший отца-американца и в раннем детстве потерявший мать-японку, в Японии оказался вечным чужаком:

     «Длинноносый. Маслоед поганый. Эти оскорбления преследовали его всю жизнь. Он рыдал на руках у бабушки после детского сада, был козлом отпущения в начальных классах, в средней школе его без конца лупили, а из морского училища... пришлось уйти, потому что соученики не давали ему прохода. Они называли его гайдзином, «иностранцем»

     Оказавшись  изгоем в японском обществе, «фанатично нетерпимом к притоку чужой крови», он стремится воссоединиться с многоплеменным американским народом, полагая, что  «в Америке можно быть на одну часть  негром, на две югославом, на три эскимосом и при этом разгуливать по улицам с гордо поднятой головой» Но когда он попадает в США, американцы тоже ненавидят его и - в силу трагического стечения обстоятельств - травят, травят в буквальном смысле слова, как дикого зверя:

«Поймали, затравили. Наставили ружья, напустили  собак... Ведь он, в сущности, одной  с ними породы, вот в чем все  дело-то, неужели они не поняли? Тоже из их своры. Но не видят, не чувствуют. Надели наручники, дали под дых, извергли, плюясь, поток ругательств, и только ненависть он увидел в холодных водянистых глазах...».

     Когда явных межгрупповых различий нет, существует высокая степень согласия между  внешними (даваемыми другими) и собственными (самоопределяемыми) критериями идентичности: группа примет индивида, даже если по крови он - «чужой». Родившемуся и выросшему в Казахстане, воспитанному в мусульманской культуре человеку, родители которого по паспорту казахи, тяжело осуществить свой свободный выбор: он не только сам может осознавать себя казахом, но его родной язык, поведение и внешний облик не мешают окружающим отнести его к этой этнической общности.

     Перечисленные стратегии - идентификация со своей  группой (поддержание позитивной или  принятие негативной этнической идентичности) и идентификация с доминантной  группой (ложная идентичность, выявленная у маленьких детей, и измененная в результате свободного выбора идентичность) - соответствуют полюсам континуума при рассмотрении идентичности на основе линейной биполярной модели.

     В реальности люди имеют больше вариантов  выбора, чем полная идентификация  с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя и с двумя релевантными группами. Такую идентичность могут иметь  не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе.  

     5 Модель двух измерений этнической идентичности  

     Исследователи, полагающие, что индивид с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель двух измерений этнической идентичности. Она включает четыре типа этнической идентичности, при  которых связи с двумя группами могут сосуществовать относительно независимо друг от друга.

    Высокий уровень идентификации со своей  этнической группой.

     Высокий уровень идентификации с чужой  «этнической группой.

     Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа и его великих представителей, адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства и т.п. На основании результатов многочисленных исследований можно считать доказанным, что «формирование этнической идентичности по типу «нормы» (позитивная этническая идентичность) предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам».

Информация о работе Национальная (этническая) идентичность и категория чужого