Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:46, реферат
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже (1896-1980). В исследовании 1951 г. он проанализировал - как две стороны одного процесса - формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев».
РЕФЕРАТ
на тему:
«Национальная (этническая)
идентичность и категория
чужого»
1
Этапы становления этнической
идентичности
В
процессе своего становления этническая
идентичность проходит ряд этапов,
соотносимых с этапами
1)
в 6-7 лет ребенок приобретает
первые - фрагментарные и
2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства;
3)
в младшем подростковом
К
настоящему времени во всем мире проведено
большое количество исследований, в
которых уточняются и конкретизируются
возрастные границы этапов развития
этнической идентичности. Первые «проблески»
диффузной идентификации с
На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах, так и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях - цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы - общность предков, общность исторической судьбы, религию. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л.Романовой в Беларуси, высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: «Люди там живут по-другому, не так как мы». Разные понятия - житель города, гражданин республики, член этнической общности - оказались для них равнозначными. И только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. А подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п. (см. Романова, 1994).
Рост этнической осведомленности о групповых различиях неизбежно связан с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, со способностью стабильно давать себе правильное этническое самоназвание. В том же исследовании О.Л.Романовой пяти- шестилетние и даже более старшие дети не всегда правильно называли собственную национальность, национальность родителей, не могли установить логическую связь между такими фактами как национальность родителей, страна проживания, язык общения, собственная национальность. И только подростки, у которых сформировалась система представлений об этнических явлениях, четко идентифицировали себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференци-рующих признаков (см. Романова, 1994).
Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках. Но дети пытаются и оценить этнические группы. Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9-10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом (см. Phinney , 1990).
Но становятся ли этнические аттитюды более позитивными или негативными? Есть данные, что более старшие дети показывают себя менее предубежденными, но вполне возможно, что они просто знают социально желательные ответы. По другим данным, если аттитюды (позитивные или негативные) сформировались, именно эта их направленность сохраняется в дальнейшем.
Но какие бы вопросы ни оставались спорными, совершенно очевидно, что в процессе развития у ребенка этнической идентичности она проходит ряд этапов от диффузной до реализованной, а результатом этого процесса является формирование в подростковом возрасте эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности.
Этнический
статус чаще всего остается неизменным
на протяжении всей жизни человека.
И все-таки этническая идентичность
не статичное, а динамичное образование.
Во-первых, процесс ее становления
не заканчивается в подростковом
возрасте. Внешние обстоятельства могут
толкать человека любого возраста на
переосмысление роли этнической принадлежности
в его жизни, приводить к трансформации
этнической идентичности. После накопления
фактов рыхлое этническое сознание часто
становится более устойчивым и даже
может меняться, как это произошло
с жителем Минска, католиком, родившимся
в пограничной с Польшей
2
Влияние социального
контекста на формирование
этнической идентичности
На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.
Различия в степени выраженности этнической идентичности обнаружены и у детей, живущих в разных гетерогенных средах. Когда этот показатель сравнивался у русских в Беларуси и Казахстане, то выяснилось, что этническая идентичность сильнее выражена у тех, кто живет в культурной среде, значительно отличающейся от собственной (в Казахстане). А для детей, живущих в Беларуси, культура народа которой близка к русской, осознание этнической идентичности не является жизненно важной проблемой (см. Романова, 1994).
Итак, этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами раньше приобретаются, если социализация ребенка проходит в полиэтнической среде. Но не только временные границы формирования этнической идентичности, но и точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависит от того, к какой группе ребенок принадлежит - группе большинства или группе меньшинства.
Британскими
социальными психологами Г.Л. Ягодой
и С.Томпсон было выявлено, что
в Шотландии у детей
В многочисленных исследованиях развития этнической идентичности, проводившихся в США, Великобритании, Новой Зеландии и других странах, дошкольникам предъявлялся набор кукол или картинок, изображающих людей разных рас и национальностей и предлагалось выбрать те, которые им больше всего нравятся и которые больше похожи на них самих. Если дети из групп большинства в своих ответах практически единодушно проявляли предпочтение своей группы, то дети из групп меньшинств часто выбирали «неправильные» стимулы, например черные дети выбирали белых кукол, причем не только как самых красивых, но и как похожих на них самих. Так, в исследовании, проведенном в 50-е гг. в США, 92% белых и только 26% афроамериканцев 3,5-5,5 лет сделали правильный выбор (см. Левковт, Панкова, 1973).
Выявленная
тенденция отражает раннюю осведомленность
детей о существовании
С
возрастом и развитием
Несмотря
на это, «социально желательная» высокостатусная
группа большинства может оставаться
для ребенка референтной (эталонной). А
«приписывание» вовсе не обязательно
оказывается пожизненным. Если первоначально
дети учатся у других, к какой группе они
принадлежат, и приобретают предписанный
обществом этнический статус, то уже в
подростковом возрасте к человеку приходит
осознание того, что у него есть весьма
существенная, по словам Э.Эриксона (1996
б), «свобода активного выбора», идентифицировать
ли себя с группой, членом которой его
воспринимают другие, или с группой доминантного
большинства. Так, при исследовании американских
подростков мексиканского происхождения
выяснилось, что если одни сохраняют язык
и обычаи своих родителей и осознают себя
«испаноязычными американцами», то другие
перестают говорить по-испански и воспринимают
себя «белыми англоязычными американцами».
Впрочем, в случае неблагоприятного межгруппового
сравнения члены этнических меньшинств
имеют еще более широкий выбор стратегий
при определении этнической идентичности.
3
Стратегии поддержания
этнической идентичности
Наиболее естественным для человека является стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Для этого используется стратегия, названная А.Тэшфелом и Дж.Тернером стратегией социального творчества. Она может принимать различные формы, связанные с пересмотром критериев сравнения.
Информация о работе Национальная (этническая) идентичность и категория чужого