Национальная идея в качестве основы национального самосознания русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотрение национальной идеи в качестве основы национального самосознания русского народа. Объектом исследования выступает понятие национальной идеи.
Предметом – национальная идея России.

Содержание

Раздел 1. Становление понятия национального самосознания, как
предпосылки формирования национальной идеи 6
Раздел 2. Национальная идея России 10

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      Ильин писал: «Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время — русское историческое призвание. Это идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божьим и самобытен среди всех других народов. И в то же время это идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь…»22.

    Корни русской идеи, как известно, уходят вглубь веков. Очевидно, прав был И.А. Ильин, когда говорил, что ее возраст есть возраст самой России, а религиозным источником была идея православного христианства.

    Задаваясь вопросом «В чем сущность этой идеи?»  И.А. Ильин отвечал: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно; и передающего свое видение воле для действия, и мысли для осознания и слова»23. Русская идея, как идея сердца, по мнению И.А. Ильина, утверждала, что во главе всего стоит любовь. Именно она рождает веру и развивает культуру внутреннего мира человека.

    Посредством любви русские люди в отличие  от византийцев восприняли Бога не как устрашающую силу или силу возмездия, а как саму Любовь, которая  обращается к людям и миру. Причем эту Любовь русские люди приняли не насильно, а как дар свыше.

    Именно  Любовь Ильин считал основной духовно  – творческой силой русской души. Вся русская культура проникнута «добротой, ласковостью, гостеприимством»24. Свидетельством этому могут служить русские народные сказки, песни, танцы. Они полны динамики и психологической экспрессии и никого не оставляют равнодушными и безучастными.

    Вся жизнь русского человека построена  на любви. Без нее, по мнению Ильина русский человек «лениво прозябает, или склоняется к вседозволенности»25. Без цели в жизни, без веры русский человек теряет основы жизни, теряет себя в этом огромном мире.

    Потеряв веру, любовь исчезает способность  к живому созерцанию. А оно наше историческое наследие. Эту способность  русские люди приобрели благодаря  нашему широкому пространству, нашей всемогущей природе. Они являются причиной нашей мечтательности и неограниченного воображения.

    Еще одна данность от природы – это  присущая человеку свобода. «Сердцу  нельзя приказать любить, его можно  только зажечь любовью. Созерцанию нельзя предписать, что ему надо видеть и что оно должно творить». Русский человек действует так, как диктует ему душа, его чувства. Прочувствовать внутреннюю свободу можно во всем: в речи, в быту, в походке и жестикуляции и т.д.

    Именно  наша любовь к свободолюбию научила  русских людей уважать любое национальное и религиозное своеобразие, никого не осуждая и не осмеивая.

    «Наше бремя», отмечал И.А. Ильин, есть «бремя народности», разноплеменной, разноязычной, составленной из представителей различных культур и верований. «Мы должны были принять и это бремя: не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную жизнь; а дать всем жизнь, дыхание и великую родину»26. Он видел целью России создать духовную, культурную и правовую родину для всех народов, населяющих ее территорию. Эта родина должна «всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство»27. Но для этого нужно прежде всего развиваться в духовном плане и конечно творить.

    Но  задача русского народа, принимая чужое  своеобразие не принимать чужие  уклады, а жить своей жизнью и  развивать свою духовную культуру исходя из русский традиций. У каждой культуры свои недостатки и достоинства. И  мы тоже не обделены ими. Нам нужно преодолеть свои недостатки, и тогда наши достоинства займут лидирующее положение и будут развиваться. Россия должна пройти свой путь и решить свои исторические задачи, основываясь на любовь к Богу  и творя духовную культуру «по – русски»28.

    Православие научило русского человека переносить тяготы и труд, нужду и лишения, болезнь и печаль, именно как очищение, поучение и небесное наставление. "В  этом религиозный источник русской  стойкости и терпения, что нельзя объяснить, исходя из исключительно биологической витальности русских. Отсюда колоссальная выносливость и сила жертвенности русского народа»29.

    Размышления Ильина о творческой идее России и  русской культуре являются итогом его  историософских исканий, проходят красной  нитью через все его сочинения. Творческая идея - это то, что фактически свершилось, что существует в деятельности и культуре народа как внутренняя сила, что уже ведет народ в истории, что уже нашло и будет находить выражение в его творчестве. Основой творческой идеи России является православно-христианское и русско-национальное начало. В таком виде она существовала в прошлом, существует в настоящем и будет существовать в будущем. Творческая идея является продуктом русского национального и духовного опыта - религиозного, и нравственного, и художественного, и государственного. Она проистекает из исторического единства России, духовного единства русской культуры. В осуществлении творческой идеи сегодня и в отдаленной перспективе, по мысли Ильина, мы должны считаться только с двумя великими реальностями:

    1) с исторически данной Россией,  ее целями и интересами;

    2) с верно понятыми и усвоенными  аксиомами правосознания и государственности,  взращенными в нас двухтысячелетним  христианским опытом.

      Лишь тогда будущее России  будет живой и верной функцией русской истории и этих бесспорных христианских аксиом, воплотившихся в живую ткань русской народной жизни.

     Подводя итог, можно сказать, что русская  национальная идея, как символ единения и развития русской нации, за время  своего существования развивалась и дополнялась различными мыслителями, при этом оставаясь в рамках, которые были заданы изначально.

     В первую очередь, русская идея немыслима  без понятия православия. На протяжении многих веков основным предназначением  русского народа считалось сохранение идеалов православной ветви христианства, развитие истинно духовных начал человеке. Русский человек обязательно должен быть православным, иначе это не русский человек, потому что все другие христианские церкви не подходят для русского народа, так как несут печать рационализма, западного мышления, основываются на заключении сделки человека с Богом, что для русского мировоззрения неприемлемо.

     В рамках православия развивалась  и идея мессианизма русского народа, который, по мнению многих философов, единственно способен спасти западный мир от бездуховности и потери нравственных ориентиров.

     В данной работе много говорится о  православии, и ничего не говорится  о языческих верованиях. Хотя именно языческая культура является основой отечественной культуры, основой русского национального характера с его душевностью, человеколюбием, чистосердечностью. Конечно, христианство постепенно стало главенствующей религией, но народ все - таки сохранил в памяти свои прежние страхи, своих прежних кумиров, вековые обычаи, вошедшие в плоть и кровь.

     Христианский идеал, который был внесен в языческую среду, «стимулировал духовное развитие и очеловечивал ее»30. Через контакт с Византией русская культура преодолела свою локальную ограниченность. Главным культурным событием этого времени стало формирование национального самосознания, человек стал видеть себя и свое место в мире. Это стало настоящей революцией, так как были принесены новые формы жизни, искоренявшие древние стереотипы. Что касается духовных ценностей русского человека, то они не были уничтожены, а наоборот  он подчинили себе христианство, придав ему специфические черты, непосредственно связанные с особенностями национального характера. И все же крещение Руси поменяло сферу мыслительной деятельности, тем самым создав конфликт с предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. Христианская церковь достигла успехов лишь тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Полной победы над язычеством христианство не одержало, но появился человек нового типа, который стремился к одухотворению мира, а не к изменению его внешности. Как следствие, русское православие никогда не вмешивалось в правовые представления общества, а отводило  большую роль  совести и морали, тем самым став духовной основой Руси. Православная вера стала объединяющим началом славянского народа, и укрепило идеал строгой и справедливой власти, без чего невозможно было бы восстановление единого государства, и, следовательно,  становления национального самосознания.

     Христианизация  Руси способствовала возникновению  русской философии. Через христианство русские философы смогли приобщиться  к Византии, а через нее к  античной философии, не потеряв своей русской уникальности и неповторимости.

     Конечно, процесс становления древнерусской культуры не был процессом простого поступательного движения, он включал в себя взлеты и падения, периоды длительного застоя, упадка и культурных прорывов31. Но в целом, это значительный культурный пласт, который определил развитие всей русской культуры и национального самосознания русского народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В данной курсовой работе рассматривалась национальная идея в качестве основы национального самосознания русского народа. Она не является чисто российским понятием. В той или иной форме она присуща другим странам, которые претендуют на свой самобытный ответ вызовам истории и современности. Россия, безусловно, относится к числу таких стран.

     С древних времен Россия, русский народ наделялся качествами, которые реализовывали национальную идею. Она не была сформулирована конкретно ни одним из философов или исследователей и поэтому носит достаточно размытый характер. Большая часть определений относится к религиозно-эмоциональному описанию типологических черт нации, например идея русского созерцающего сердца И.Ильина, идея всемирной отзывчивости Ф.Достоевского и так далее. Таким образом, до сих пор не создано определения русской национальной идеи, а все существующие определения лишь раскрывают некоторые ее аспекты:

     - православие, как к движение общественной и духовной мысли органически неотъемлемого в русском обществе;

     - мессианство русской нации;

     - планы переустройства государства, оздоровления духовной атмосферы в обществе и возрождение культурных традиций.

       В процессе эволюции национальной  идеи при сохранении преемственности,  наблюдается полная или частичная  смена ее формы и содержания, как ответ на новые вызовы, изменившиеся условия бытия нации  и государства.                                                                                                                                 

     Сегодня в России пока еще нет осознанной национальной идеи, но

так как  она является стержнем развития и  существования любой нации, совершенно очевидна ее необходимость.  
 

    Список  используемой литературы:

  1. Гидиринский В.И. Проблемы русской идеи в отечественной философии: история и современность, Вестник ТГПУ,2004 г.
  2. Гулыга А.В. Русская идея как постсовременная проблема // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; предисловие А.В. Гулыги. — М., 2002 г.
  3. Емельянов Б.В. «Три века русской философии (XVII-XXвв.), Екатеринбург, Нижневартовск, 1995 г.
  4.   Ильин И.А. «О русской идее»,  http//www.ladim.org/ist_imw.php
  5. Ильин И.А. «О русской культуре. Три размышления»// И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т.6. Книга 2// Сост. И коммент. Ю.Т. Лисицы. – Москва, Русская книга, 1996 г.
  6. Ильин И.А. «Путь к очевидности» // И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т.1. // Сост. И коммент. Ю.Т. Лисицы. – Москва, Русская книга, 1996 г.
  7. Ильин И.А. «О России. Три речи»// И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т.Т.6. Книга 2// Сост. И коммент. Ю.Т. Лисицы. – Москва, Русская книга, 1996 г.
  8. «История философии: Запад – Россия – Восток»// учебник под ред. Мотрошиловой Н.В.и профессор Руткевича А.М., Москва, 1999 г.
  9. Маслин М.А. Русская идея, М., Республика, 1992 г.
  10. Моисеева А.П. «Культура России: смысл, символы, ценности», Томск, 1996 г.
  11. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры, Спб., Питер, 2007 г.
  12. Пестрецов А.Ф. Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России, Нижний Новгород, 2009 г.
  13. Потемкина Т.В., автореферат  диссертации на соискание ученой степени    философских наук «Становление русской идеи как основы национального самопознания русского народа: история и современность», Краснодар, 2006 г
  14. С. Пыхтин «Русская национальная идея и современность», СВР – центр, 1997г.
  15. Сванидзе Н., Сванидзе М. Медведев. – Спб.: Амфора, 2008.

16. Севастьянов А.«Национальная идея на современном этапе», доклад на конгрессе Национально – Державных сил России, 2003 г.

17. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм, М., 1994г.

Информация о работе Национальная идея в качестве основы национального самосознания русского народа