Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотрение национальной идеи в качестве основы национального самосознания русского народа. Объектом исследования выступает понятие национальной идеи.
Предметом – национальная идея России.
Раздел 1. Становление понятия национального самосознания, как
предпосылки формирования национальной идеи 6
Раздел 2. Национальная идея России 10
Концепция духа народа у Гегеля связана с пониманием им исторического процесса, развития всемирной истории. Всемирная история, по Гегелю, имеет своей целью развитие сознания духа, а также реализацию, которая совершается этим сознанием. С точки зрения Гегеля, развитие заключается в том, что оно выступает рядом ступеней, то есть совершается через ряд ступеней. «Здесь мы должны признать, - пишет Гегель, - что всякая ступень, как отличающаяся от другой, имеет свой собственный определенный принцип. Таким принципом в истории, является определенность духа – особый дух народа»9. Этот особый дух народа является общей отличительной чертой его религии, его политического устройства, его морали, его правовой системы, а также его науки, искусства. Отличительные черты или особенности народа определяются особенным принципом. «Мы должны, - пишет Гегель, - определенно познавать конкретный дух народа, и так как он есть дух, он может быть понимаем только духовно, мыслью».
Гегель подчеркивает нужность познания духа. Дух народа проявляется в конкретных действиях народа, в его многогранной деятельности. Он доходит до познания самого себя, что является высшим достижением. Но эта высшая кульминационная точка в развитии духа в тоже время является его концом, его смертью. На место данного духа вступает другой дух, что означает появление другого всемирно-исторического народа, так как дух народа, который был господствующим до этого, исчерпал себя. Наступает другая эра всемирной истории. Все эти выводы заключены в словах Гегеля: «Только конкретный дух проявляется во всех делах и стремлениях народа, он осуществляет себя, приобщается к самому себе и доходит до понимания себя, потому, что он имеет дело только с тем, что он сам из себя производит. Но высшее достижение духа заключается в том, чтобы знать себя, дойти не только до самосозерцания, но и до мысли о самом себе. Он должен совершить и он совершит это, но это совершение оказывается в то же время его гибелью и выступлением другого духа, другого всемирно-исторического народа, наступлением другой эпохи всемирной истории»10.
По мнению Гегеля, дух народа
обуславливает поведение людей
в самых различных ситуациях,
личных делах, войнах и т.д.
Человек должен осознавать
Таким образом, основной вывод гегелевской трактовки выглядит, как преодоление природности в самосознании. Впервые в истории философии была поставлена проблема внутреннего саморазвития не только индивидуального самосознания, но и самосознания общности. С позиций теории «народного духа» он закладывал два основных принципа концепции народного самосознания: идея о саморазвитии духа и идея о географической детерминации самосознания народа11. Самосознание народа, по мнению Г.В.Ф. Гегеля – это одна из форм воплощения идеи духа. Впервые, Гегелем четко была выражена идея существования идеального как субстанции народа, его жизнедеятельности и было указано на субъектную природу этноса12.
В XIX веке в оценке национального самосознания начинает проявляться. иррационалистическое философствование. Здесь можно назвать такие имена, как А. Шопенгауэр, Э. Гартман, позднее – Ф. Ницше, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов. Бытие стало рассматриваться как иррациональное, и потому приоритетным становится обсуждение бессознательного. В этот период появляются психологические теории нации, где на место духа народов приходит понятие «психология народов» или «национальная психология», которая оперирует такими категориями, как «национальных характер», и «национальные чувства». То есть большое внимание стали уделять психологическим особенностям народов на этапе возникновения такой их общности как нация. В России идеи психологии народов разделяли многие ученые и развивали в разных направлениях: Н.К. Михайловский – в социологии народничества; В.М. Бехтерев – в социальной рефлексологии, А.А. Потебня – в лингвистике, Н.М. Ядринцев – в изучении психологии заключенных.
В начале XX века на первый план постепенно начинает выходить понятие «национальное самосознание». В Европе закончился процесс складывания нации, возникли национальные государства. Именно в этот период завершается формирование отдельных обществ, государств, основанных на культуре отдельных этносов.
В 60-е годы ХХ в. была сделана попытка ввести самосознание народов в предметную область философии, поэтому ввели категорию «национальное самосознание» в число признаков нации.
Вторая
половина 80-х – 90-х годов – это период
обострения межнациональных отношений.
В политическом сознании за этот период
национальное самосознание приобретает
статус явления, которое присутствует
в сфере межнациональных, социально-экономических
и политических отношений. Наконец, национальное
самосознание воспринимается и описывается
как нечто реальное, лежащее в основе человеческих
поступков, деятельности народов.
Раздел 2. Национальная идея России
В России со времен становления государства национальная идея осмыслялась как «русская идея», так как интегрирует историософские проблемы, касающиеся России и русского народа. Такая интеграция не случайна, а вполне объективно оформлена, потому что «Россию немыслимо представить в отрыве от русского народа, как немыслимо возникновение и развитие русского народа, его национального характера вне исторической судьбы России»13. В.И. Гидиринский считает, что рассмотрение русской идеи может идти по двум направлениям – «Россия» и «русский народ». Причем нужно рассматривать не просто Россию и не просто русский народ, а смысл существования России в мире, ее историческую судьбу, миссию и роль в неразрывном единстве с местом и ролью русского народа в судьбе самой России и судьбе всех ее народов.
Национальная идея России, потому осмысляется как русская, что русский народ является главным ее субъектом. Ведь как бы то ни было, именно ему была отведена доминирующая роль в создании, становлении и укреплении России как великой державы мира. И как писал Гидиринский: «В этом нет умаления других народов России, но есть определенная ходом истории объективная роль каждого из них и, конечно же общность исторической судьбы»14. Справедливо, что Россию нельзя представить вне содружества российских народов, и бытие этих народов вне России, но только русский человек, как писал И.А. Ильин, истинен в своей любви к Отечеству, в вере в свой народ, во вкладе в мировую культуру и основанном на этом чувстве национального достоинства.
Исследование предыстории, зарождения и формирования русской идеи как социокультурного феномена осуществляется на основе изучения древнерусской литературы. К первым произведениям по данной тематике специалисты относят: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона. Именно в нем прозвучала мысль, созвучная той, которая через столетия будет названа «Русской идеей». Илларион формулирует концепцию включенности русской земли благодаря принятию христианства в общемировой процесс торжества божественного. Также он выражает патриотическую мысль о великом предназначении русского народа, его праве и способности творить великие дела во исполнении «благости». Русская идея зарождалась как идея морального долга и призвания русского народа, его миссии в общечеловеческой истории15.
Политические условия XV–XVI вв., а точнее собирание русских земель вокруг Московского государства, формируют национальное самосознание и культурную идентичность русского народа на основе православной веры. После падения Рима и Константинополя, Русь оставалась единственной православной страной, это позволило старцу Елиазарова монастыря Филофею создать учение «Москва – третий Рим». В нем выражалась мысль об особой религиозности русского народа, его первоблизости к Христу. Этой иллюзией жила вся допетровская Россия. Она мечтала «о третьем Риме», который призван был спасти и облагородить мир. Таким образом, сформировалась идея о «святой Руси» и ее призвании стать основой истинного христианства.
С течением времени эта идея стала изживать себя, наполняясь новым содержанием. Оно проявилось уже в XVII веке. Россия под руководством Петра I превращалась в Российскую империю. Русская идея становилась идеей Великой Руси.
Тем не менее русская идея, как идея «святой Руси», не исчезала. Она обнаружилась в консервативно-православном направлении русской философии и нашла блестящее воплощение в трудах М.М. Щербатова, славянофилов и Ф.М. Достоевского, как наиболее типичных выразителях русского национального мессианства16. Достоевский утверждал, что только вера в Бога способна помочь человеку сохранить свои человеческие качества, остаться нравственной личностью и не потерять смысла жизни. Поэтому русская идея связывалась мыслителем с православной верой русского народа, с чистотой души русского человека.
Представитель славянофилов А. Хомяков верил в Россию как единственную в мире спасительницу народов, потому что считал тождественными понятия: православное и русское. Он считал русский народ избранным и верил в его призвание спасти все другие народы. Его слова «и станешь в славе ты чудесной превыше всех земных сынов, как этот синий свод небесный прозрачный Вышнего покров»17 являются прямым доказательством его точки зрения.
В.С. Соловьев, преодолев свои славянофильские увлечения, систематизировал философское обоснование русской идеи и придал ей концептуальную форму. Он сформулировал русскую идею как «народно – религиозную»18. Соловьев и его последователи — братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев осудили славянофилов за «вероисповедальную и национальной узость»19. Они ясно понимали, что национальный мессианизм слишком легко вырождается в сознании, между тем, как национальная идея должна вызывать постоянное обостренное чувство ответственности. Поэтому своей задачей Соловьев и его единомышленники ставили восстановление истинной сущности русской идеи, которую видели в идее общечеловеческой, идее долга и высокой нравственной миссии. По этому поводу Н.А. Бердяев в одной из последних книг, которая называлась «Русская идея», написал, что смысл русской идеи «в братстве народов, искании всеобщего спасения», когда «все ответственны за всех»20.
Оппонентом Н.А. Бердяеву выступил И.А. Ильин. Он критиковал Бердяева за симпатии к социализму, так как был сторонником традиционных духовных ценностей, основанных на православии.
Ильин представлял Россию, как один живой организм со своей уникальной душой, со своими достоинствами и недостатками. Главным недостатком он считал «недостроенность и неустроенность русской души», которые проявились в том, что Россия не смогла устоять против соблазна мирового сообщества. Ильин считал, чтобы возродить Россию необходимо обратиться к историческому наследию, найти и увидеть первооснову сознания русского народа. Даже единичные очистившиеся души своими молитвами и новыми делами обновят Россию и ее культуру, так как они найдут место, от которого потянется новая нить жизни нашего государства.
Иван Александрович писал о России очень много, и в каждом его произведении ощущается огромная сила любви к родине, настолько сильная, что невольно «заражаешься» ею и начинаешь вдумываться в каждое предложение и каждое слово. Он писал красиво и поэтично о бескрайних просторах, о широте русской души и «духовной свободности, данной нам от природы»21.
Ничто не может быть безграничным, поэтому Ильин делал акцент на том, что России нужна дисциплина, ибо без нее нельзя говорить о какой – либо духовной культуре. Проблема национального характера, который не может найти «золотой середины» и постоянно колеблется между слабостью характера и высшим пиком героизма остается неразрешенной, так как строили его противоположности: монастырь и армия, служба государству и семья. Но чтобы не делал русский человек, он всегда действует в полную силу, поэтому нам известны имена великих русских людей, среди которых великие русские подвижники, воины, политические деятели. В таких людях проявляется свобода и дисциплина одновременно, что является проявлением русской духовной культуры. А духовная культура есть основа «Русской идеи». Поэтому России необходимо найти путь к развитию русской культуры, необходимо научиться владеть тем, что дает родина, чем она одаривает русского человека с пользой для всего народа, отрекаясь от всевозможных соблазнов.
Россия развивалась на основе чувственной культуры, она всегда принимала, но не подавляла культуру других народов, живущих на ее территории, так как русский народ не жесток, он умеет понять и принять чужие традиции, не воздействуя на них. В этом явлении также находит свое отражение «Русская идея», так как от природы русские гостеприимны, душевны и миролюбивы.
Находясь в чужой стране, далеко от родины И.А. Ильин не забывал и не переставал любить свою несчастную Россию, даже будучи отвергнутым ею. Он очень много работал над поиском решений главной проблемы родины – поиском «Русской идеи».
Информация о работе Национальная идея в качестве основы национального самосознания русского народа