Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:29, реферат
Понятия о культуре средневековья,мыслители о культуре.
Для истории
культуры, для истории искусства
наиболее значимые моменты протестантизма
– это:
1)
идея личной связи человека
с Господом без посредничества
священника, что, несомненно, повышало
самостоятельность
2)
перевод всего богослужения на
родной для верующих язык. (Начало
этому положил англичанин Джон
Виклеф, который перевёл Библию на английский
язык. Мартин Лютер перевел большую часть
Библии на немецкий язык и начал читать
проповеди только на немецком).
С
Реформацией тесно связано и
творчество великих немецких художников
XV-XVI вв.: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха
Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Грюневальда.
В сущности, в Германии эпоха Возрождения
и начинается с творчества Альбрехта Дюрера,
которого многие называют немецким Леонардо.
Альбрехт Дюрер – великолепный портретист,
график, разработчик техники офорта (гравюра
на меди), создатель графической серии
“Апокалипсис”, автор живописных работ
“Адам и Ева”, “Мадонна с чётками” и
др. Ганс Гольбейн – превосходный портретист,
создатель портретов Эразма Роттердамского
и его друга, английского гуманиста Томаса
Мора, иллюстратор “Похвалы глупости”.
Лукас Кранах – также портретист и гравер.
Еще до Реформации Кранах создавал карикатуры,
высмеивающие торговлю индульгенциями,
монашество, папскую курию и все то, на
что впоследствии обрушится Мартин Лютер.
Кисти Кранаха принадлежит портрет самого
Лютера. Все они художники одного поколения,
составившие славу “Северного Возрождения”,
культуры Германии, Нидерландов и скандинавских
стран XV-XVI вв.
В
Нидерландах началом
Вершиной нидерландского
Ренессанса было, несомненно, творчество
Питера Брейгеля Старшего, прозванного
Мужицким (1525-1569). Особую славу у потомков
заслужил “Зимний пейзаж” из цикла “Времена
года” (другое название – “Охотники на
снегу”). Одним из последних произведений
Брейгеля была картина “Слепые”: пять
калек, не понимая, что с ними происходит,
летят в овраг вслед за оступившимся вожаком.
“Слепые”, несомненно, имеют символическое
значение. Природа вечна, как вечен мир,
а путь слепых – это жизненный путь всех
людей. Таким образом, художник выразил
и собственное трагическое мироощущение.
Расцвет
испанской художественной культуры
– литературы, театра и живописи
(Мигель де Сервантес Сааведра, Лопе
Фелис де Вега Карпьо, Тирсо де Молина,
Педро Кальдерон де ла Барка, Эль
Греко, Хосе Рибера, Франсиско Сурбаран,
Диего Родригес де Сильва Веласкес)
– наступил несколько позднее. Золотым
веком испанской живописи и театра является
XVII в., а точнее 80-е годы XVI – 80-е годы XVII
столетия. Суровость исторической судьбы
испанского народа оказала существенное
влияние на специфику мировоззрения испанцев
и их идеалы. Из?за длившейся несколько
столетий реконкисты, борьбы с мавританским
владычеством, испанская культура отличалась
самой сильной приверженностью католицизму,
в котором видела духовную базу единения
народа в противостоянии иноверцам. Ярко
выражены здесь черты патриотизма и народности,
поскольку народ был той силой, которая
победила мавров. Испания достаточно поздно
вступила в русло гуманистических идей
и интерпретировала их по-своему. Религиозные
идеи, которыми, по сути, освящено все искусство
Испании, реализуются здесь очень конкретно,
чувственный мир на удивление мирно уживается
с религиозным идеализмом, а в мистический
сюжет врывается народная, национальная
стихия, например, “Святая Клотильда”
Сурбарана.
В
Испании ярко и самобытно развивается
театральное искусство. Утверждается
новый тип театрального действия, создаётся
прекрасная, динамичная, наполненная жизненной
конкретикой драматургия Лопе де Вега
(1562-1635). До сих пор популярны написанные
им “Собака на сене”, “Дурочка”, “Учитель
танцев”, “Овечий источник”, “Звезда
Севильи”. В пьесах Лопе де Вега независимо
от того, комедия это, драма или трагедия
жизнь бьёт ключом. Знаменитый писатель
Мигель де Сервантес (1547-1616), автор популярного
романа “Дон Кихот”, в котором гуманистические
идеи воплощены в традиционной для испанской
литературы форме рыцарского романа, также
начинал как драматург, написав патриотическую
трагедию “Нумансия” и ряд озорных жизнерадостных
интермедий. Традиции Сервантеса и Лопе
де Вега нашли блистательное развитие
в творчестве Тиросо де Молина (“Благочестивая
Марта”, “Севильский озорник, или Каменный
гость” – первая в драматургии версия
истории Дон Жуана) и Кальдерона (“Дама-невидимка”,
“Стойкий принц”, “Жизнь есть сон”).
Блестящий
расцвет живописи начинается с появлением
в Испании в конце XVI в. живописца Доменико
Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку
он был греческого происхождения (1541-1614).
Эль Греко учился в Италии у Тициана, а
впоследствии стал основателем и главой
толедской школы и пишет преимущественно
по заказу монастырей и церквей. Тематика
произведений Эль Греко обычна для его
времени. Это – прежде всего религиозные
сюжеты (“Святое семейство”, “Благовещение”),
грандиозные алтарные образа (“Погребение
графа Оргаса”, церковь Сан Томе, Толедо),
портреты, романтизированые виды Толедо.
Неповторимое, ярко индивидуальное творчество
Эль Греко имело большое влияние на формирование
национальной школы испанской живописи.
Английская
культура Возрождения (английское Возрождение)
создала в основном выдающиеся образцы
философской литературы, поэзии и драматургии.
Заслуживает внимания интереснейшее произведение
философа и юриста Томаса Мора – философское
сочинение об идеальном государстве Утопия,
расположенном на далёком острове (“Утопия”,1516).
Томас Мор требует передачи собственности
индивидов в пользу государства, настаивает
на религиозной веротерпимости, возможно
меньшем количестве религиозных догм
и передаче дела воспитания подрастающего
поколения духовенству. Произведение
Мора положило начало литературно-философскому
направлению – социальной утопии.
Несомненно,
что самым известным
Во
Франции гуманистические
Заключение
В данной теме контрольной работы «Становление культурологической мысли» мы рассмотрели вопросы
Информация о работе Мыслители Древней Греции и Рима о культуре