Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:29, реферат
Понятия о культуре средневековья,мыслители о культуре.
- высокий уровень
материального состояния;
- возникновение
государства;
- появление письменности.
Материальная
сторона является ведущей при
определении цивилизации. От Тацита
идет традиция понимать цивилизацию
как более высокую, чем варварство,
ступень общественного
Мыслители
Древнего Рима о культуре
Свой
вклад в понимание культуры внесли
и древнеримские мыслители. Так,
Цицерон учил: «Как плодородное поле
без возделывания не даст урожая, так
и душа. Возделывание души - это и есть
философия: она выпалывает в душе пороки,
приготовляет души к приятию посева и
вверяет ей - сеет, так сказать, - только
те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший
урожай». В своих сочинениях римский оратор
учил культивировать душу и разум, чтобы
не скатиться к варварству. Только Рим
с его гражданами и государством, полагал
Цицерон, может быть образцом культуры.
Республиканское устройство не исключает
различия интересов общества и индивида
и одновременно позволяет их примирить.
Ради высшей цели, процветания республики
граждане и общество должны идти на самоограничение.
Человек, забывший об интересах общества,
и правитель, забывший об интересах граждан,
- не римляне, а варвары. Противоположностью
варварства является культура, и потому
самое главное в Римской республике то,
что она - государство культуры. Культура
для Цицерона не исчерпывается образованностью,
развитием наук и искусств, заботу о которых
он считает скорее более характерной для
Греции, чем для Рима. Подлинная культура
заключена для знаменитого оратора в особом
строе жизни, где духовное состояние человека
и общие интересы государства находятся
в противоречивом и неразрывном единстве.
Противоречия социальной жизни разъедали
римскую солидарность, государственную
целостность и единство индивида и коллектива,
делали их в определенной степени фикциями,
химерами. Но, с другой стороны, интересы
Рима требовали их постоянного возрождения
и поддержки. Вследствие этого культура
раскрывалась как явление, принадлежащее
действительности и в то же время противоречащее
ей. Поэтому ее сферой и формой становились
не только и не просто мечты, не просто
и не только реальная повседневность,
а то, что их связывает, - слово. Цицерон
верил, что гражданин и государство обретают
в слове свое живое, подвижное и внутренне
расчлененное единство, а само слово становится
необходимой формой идеальной республики.
Но представление о слове как универсальном
средстве решения жизненных противоречий
находилось в кричащем противоречии с
положением огромного большинства населения.
Культура государства и слова подразумевала
искусственную гармонизацию социальных
противоречий, защиту устоявшейся несправедливости,
безразличие к человеку, который не родился
сенатором. В цицероновской культуре слова
чем дальше, тем больше проступала связь
ее с обеспеченностью и досугом, которых
были лишены массы, с угнетением и насилием,
которым эти массы подвергались. И это
делало культуру неправым и неправедным,
морально уязвимым делом. Эту сторону
творчества Цицерона первыми открыли
и никогда не могли простить ему ранние
христиане, а вслед за ними и многие позднейшие
выразители стихийного протеста против
культуры как привилегии. После Цицерона
образуется мощнейший исторический провал
и необычайно трудно найти теоретические
разработки, специально посвященные проблемам
культуры. Во весь свой рост проблемы культуры
вновь возникают лишь в XVIII в., давая необычайный
разброс мнений и подходов. Однако хорошо
известно, что отсутствие теоретических
работ вовсе не говорит об отсутствии
самого явления в жизни. Проблемы культуры
встраиваются в наиболее популярные и
значимые для данной эпохи системы ценностей,
сливаясь с ними, подчеркивая и оттеняя
их оригинальность и значимость. Учитывая
печальный опыт цицероновского понимания
культуры, средневековье вынесло культурный
идеал за границы реального бытия и сделало
тем самым неуязвимым для повседневности.
2.
Понятие культуры
в эпоху средневековья.
На смену античности приходит эпоха средневековья (5 - 14 вв. в Западной Европе). Античное общество основывалось на рабовладельческом, средневековое - на феодальном способе производства. Феодализм базировался на натуральном хозяйстве и личной зависимости крестьян от феодалов. В конце 5 в.н.э. культура античности разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается под ударами "варваров" - народов, еще не достигших стадии цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества. Частично они заимствуют культуру античности - например, язык, религию, систему римского права, но большей частью разрушают ее. Огромная империя распадается на множество варварских королевств, враждующих между собой. Единственной силой, объединяющей народы Европы, оказалась религия - христианство.
Христианство возникает в начале 1 в.н.э. в одной из римских провинций - Палестине. Христианство возникает как движение, оппозиционное официальному Риму, как религия бесправных, угнетенных народов Римской империи, прежде всего римских провинций. Оно давало иллюзорное утешение - надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. В ранних христианских общинах были сильны демократические тенденции, идеи братства, равенства, справедливости, осуждение богатства. В дальнейшем христианство претерпело эволюцию. В конце 4 в.н.э. из гонимой христианство превратилось в официальную религию Римской империи. Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. Христианская церковь освящает монархическую власть и социальное неравенство. В середине века она превращается в крупного феодала, собственника земли и имущества. Церковь обладала внутри феодальной организации огромным могуществом. Духовенство в ту эпоху было единственным образованным классом.
Изменения
в реальной жизни и
В
средние века формируется теологическая
концепция культуры, согласно которой
бог выступает центром мироздания, его
активным, творческим началом, источником
и причиной всего существующего (греч.
theos - бог).
Важное
место в теологической
Провиденциализм
- это такое понимание мира, согласно которому
ход мировой истории и жизни человека
определяется божественным провидением.
Таким
образом, в христианской идеологии
место человека занимает бог - творец,
место понятия "культура", столь
ценимого в античности, занимает понятие
"культ". С точки зрения этимологической
в этом понятии также имеется значение
возделывания и усовершенствования. Однако,
основной акцент в этом понятии переносится
на заботу, поклонение и почитание. При
этом имеется в виду почитание высшей,
сверхъестественной силы, которая распоряжается
судьбами мира и человека.
Согласно
христианской концепции смысл жизни
человека заключается в том, чтобы
подготовиться к подлинной
И
здесь следует сказать об отличии
христианского понимания
В
христианстве формируется иное понимание
человека по сравнению с античным. Античный
идеал - это гармония духа и тела, физического
и духовного. Христианский идеал - это
победа духа над телом, аскетизм.
Аскетизм - это
подавление земных желаний, чувственных
наслаждений.
В
христианстве приоритет отдается душе,
духовному началу. А к телу формируется
уничижительное отношение. Считалось,
что тело греховно, бренно, является источником
соблазнов, временным пристанищем души.
А душа вечна, бессмертна, совершенна,
это частица божественного начала в человеке.
Человек должен заботиться в первую очередь
о душе.
Говоря
об отличиях античного и средневекового
идеалов следует обратить внимание
и на такой момент. Античный идеал
- гармоничная личность - был вполне
осуществим, достижим, реален. Средневековый
идеал, подобно горизонту, был недостижим.
Потому что средневековый идеал - это бог,
абсолютное совершенство (добро, благо,
любовь, справедливость). Человек всегда
грешен, и он лишь в той или иной мере приближается
к этому идеалу. Поэтому культурное развитие
человека понимается как постоянное возвышение,
восхождение к идеалу, богу, абсолюту,
как процесс преодоления греховного и
утверждения божественного в человеке.
Наряду
с теологическими в средние века
существовали и светские представления
о культуре и культурном человеке(такие,
как учтивость, рыцарские отношения). Они
фиксировали человеческие способности
и ценностные установки, необходимые для
военной службы, общения в среде феодалов.
В противовес аскетизму, который отстаивала
церковь, в рыцарской культуре воспевались
земные радости и ценности, такие, как
любовь, красота, служение прекрасной
даме.
Особый
культурный пласт в эпоху средневековья
представляла языческая народная культура.
Она противостояла официальной
культуре и вырабатывала свой взгляд
на мир, отражавший тесную связь человека
с природой. Смеховая народная культура,
народные праздники и карнавалы питали
еретические движения и наряду с рыцарской
культурой представляли светское, мирское
начало в культуре средневековья.
Однако, так же,
как в обществе, в культуре существовала
иерархия ценностей. Разные культуры ценились
по-разному. На первом месте была религиозная,
церковная культура. Придворная, рыцарская
культура признавалась необходимой, но
менее ценной. Языческая народная культура
рассматривалась как греховная, низменная.
В средневековье религиозная культура
подчиняла себе все виды светской культуры.
3. Проблемы культуры в эпоху Возрождения и Просвещения.
Культура
эпохи Просвещения
Эпоха
Просвещения занимает исключительное
место в истории культуры. Хронологические
рамки данной эпохи определены немецким
ученым В. Виндельбандом как столетие
между Славной революцией в Англии (1689)
и Великой французской революцией (1789).
Необходимо отметить приоритет Англии
в формировании идеологии и культуры европейского
Просвещения, причем не следует забывать
о специфике воплощения идей Просвещения
в культуре разных государств.
Европейское
Просвещение – вполне конкретный
комплекс идей, породивший определенную
систему культуры. Здесь уже можно
говорить об изменениях в сознании огромной
массы людей, которые, по словам И. Канта,
вышли “из состояния своего несовершеннолетия”
и были захвачены потоком новых идей, что
и привело к рождению нового типа культуры.
Культура
Просвещения имеет
ряд специфических
черт.
1.
Для нее характерен деизм (
2.
Поклонение просветителей
На
протяжении XVIII в. в Европе в целом
необычайно возрастает интерес к
жизни, обычаям и культуре стран
Востока. Так, во Франции еще в конце XVII
в. появилось многотомное издание “Восточная
библиотека”. В начале XVIII в. появляются
переводы с арабского, персидского и других
восточных языков. Особый успех имеет
издание “Сказок тысячи и одной ночи”,
вызвавшее множество подражаний. Однако
еще более важное значение имели попытки
теоретически осмыслить культуру разных
народов, исходя из идеи единства человеческой
природы и универсальности разума. Итальянский
просветитель Вико говорил: “В природе
существует один умственный язык, общий
для всех народов”. Немецкий учёный И.Г.
Гердер внимательно изучал фольклор разных
стран и опубликовал сборник “Голоса
народов в их песнях”. Разумеется, охватить
все богатство культуры мира было невозможно.
Но он мечтал об этом, восторженно восклицая:
“Какой бы это был труд о роде людском,
о человеческом духе, мировой культуре!”.
Информация о работе Мыслители Древней Греции и Рима о культуре