Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время использования технических средств выразительности в режиссуре театрализованных представлений и праздников представляет наибольший практический интерес, так как теснее других связана с проблемой повышения уровня идейно-художественного, воспитательного воздействия на человека.
Введение…………………………………………………………………………3;
Глава 1. Теоретические аспекты основных выразительных средств
в режиссуре ………………………………………………………………….…7;
1.1 Понятие режиссуры как профессии …………………………………….7;
1.2 Основные средства выразительности в режиссуре…………………..13;
1.3 Музыка и шум как способы эмоционального
воздействия на зрителя………………………………………………………18;
Глава 2. Технические приёмы музыкально-шумового
оформления в театрализованных представлениях и праздников…….25;
2.1 Технические выразительные средства
в камерных и массовых формах досуга……………………………………25;
Заключение……………………………………………………………………..34;
Список литературы……………………………………………………………35;
Приложение…………………………………………………………………….36.
Зачастую зал и его архитектура диктует расстановку звуковых колонок или, наоборот, затрудняет этот процесс. Так, в театрах оперы и балета наличие портиков, колонн, зрительских лож и других архитектурных выступов требует от звукорежиссера не только предварительного общения с техническими и постановочными службами театра (этот процесс необходим в любом случае), но и поиска правильного технического решения. Последнее, кстати, не всегда визуально устраивает постановщиков (режиссера и художника), так как может нарушить сценографию и мешать передвижению артистов и коллективов.
Выбор места строительства сценической площадки на улице также должен быть скорректирован с учетом звуковых и акустических особенностей местности. Прежде чем строить сцену, обязательно посоветуйтесь со звукорежиссером. Звук не должен «уходить в дыру» или, наоборот, упираться в жесткую преграду зданий. Если же от этих помех не уйти, проследите, чтобы колонки обязательно были подняты вверх, иначе затем не удастся собрать «звуковую кашу». Распределение звука важно и при наличии находящейся неподалеку водной поверхности, на которую звук ни в коем случае не должен быть направлен. В противном случае звук, что называется, «уйдет в воду», а сидящие возле колонок зрители ничего не услышат. Нужно помнить, что колонки всегда должны находиться над зрителями под небольшим углом и быть направленными на зрителей, создавая равномерный «эффект лейки». Таким образом, колонки, с одной стороны, не будут бросаться в глаза, с другой — будут удалены от передающихся по сцене микрофонов.
Микрофоны играют одну из ключевых ролей в процессе проведения массового музыкально-театрализованного представления. Их правильное использование и четко продуманный райдер, вписанный в режиссерский сценарий, — сфера профессиональных интересов режиссера-постановщика.
За последние 10-15 лет появилось большое разнообразие микрофонов. Существует главный критерий качества микрофона: звук должен сниматься максимально достоверно. Сегодня наиболее часто используются шнуровые, подвесные, гарнитурные и радиомикродроны марок Audio-Technica, Shanhayzer, AKG, EV, Shure. При участии в программе больших оркестров имеет смысл использовать студийные микрофоны Neumann, RODE, AKG. Если оркестр надо быстро убрать со сцены, микрофоны должны быть только подвесные. В противном случае мы обречены на ненужные сценические паузы или на закрытие занавеса, за которым все равно будут раздаваться посторонние шумы. Если все же подвесные микрофоны отсутствуют и вы вынуждены использовать микрофоны на стойках, непременно делайте для них сценические метки на репетиции, чтобы при выносе микрофонов во время действия они были поставлены быстро и в нужное место.
Во время представления обычно происходит динамичная смена разного рода микрофонов: надеваются и снимаются гарнитуры и петлички, из рук в руки передаются радиомикрофоны, опускаются и поднимаются подвесные микрофоны, выносятся «журавли» (микрофоны на стойках). В правительственных концертах иногда требуют поставить трибуну с микрофоном, которую затем надо быстро унести. Все эти «ходячие» микрофоны не должны «заблудиться» в бушующем море закулисной жизни. Для этого весь «микрофонный путь» представления должен быть строго зафиксирован в режиссерском сценарии, и специально обученные люди (минимум по одному человеку в «карманах» сцены) должны обслуживать представление строго по сценарию. Желательно не загружать головы этих обученных людей полным режиссерским сценарием, а выдать им специальный краткий райдер с учетом времени и места появления артиста за кулисами перед выходом на сцену. Тогда микрофонная «накладка», одна из самых распространенных в нашей профессиональной практике, будет исключена, и артисты будут появляться на сцене вовремя, а не метаться (как это часто бывает) за кулисами в поисках свободного микрофона.
Другим важным звуковым и сценическим атрибутом являются мониторы. Именно они часто оказываются источником конфликта между режиссером-постановщиком, звукорежиссером и артистом. До сих пор существует расхожее мнение, что без передних мониторов, стоящих на авансцене, эстрадный певец работать не может. Таким образом, прямо перед глазами зрителей партера постоянно находятся два (и более) больших неприглядных ящика, соединенных проводами. Никакого отношения к сценографии они не имеют, более того, зрительно «перерезают» ноги всем артистам, включая артистов балета и больших хореографических коллективов. Бывает что передние мониторы нередко создают дополнительные фоновые шумы, «захватывая» движущиеся по сцене микрофоны.
Данная проблема решается с помощью прострельных мониторных систем со стороны порталов и добавлением дополнительных мониторов, которые можно расположить в глубине сцены, за третьей-четвертой кулисами. В итоге звук равномерно распределяется по сцене, а авансцена полностью освобождается от ненужных деталей. Кроме того, современные технологии позволяют использовать системы in-ear (в уши). Однако до сих пор некоторые исполнители, приходя на сценическую репетицию, требуют передние напольные мониторы. Наша со звукорежиссером задача — грамотно и профессионально успокоить артиста и продемонстрировать качество звука.
Собственно говоря, работа звукорежиссера с актерами и коллективами, принимающими участие в постановке, начинается задолго до представления. Все фонограммы, задействованные в нем, должны быть не только получены заранее, но соответственно вмонтированы в единый звукоряд представления. Необходимо контактировать с исполнителями и в процессе создания новых фонограмм. Но и во время чистовых сценических репетиций звукорежиссеру желательно иметь под рукой DVD-плеер с цифровым обменом на мини-диск для мобильной перегонки, обработки или срочной замены звукового материала.
При
проведении больших
концертных программ
и массовых музыкально-театрализованных
представлений не стоит
применять виртуальную
технику, включая пульты.
Задействованы должны
быть только реальные
приборы, надежность
которых определяется
очень просто: звук «не
заедает», «не слетает»,
«не исчезает». Подобные накладки происходят
обычно с CD-проигрывателями и компьютерами,
которые могут дать сбой в любой момент.
Оперативность и надежность по-прежнему
обеспечивает мини-диск-проигрыватель.
Кроме того, на минидиске всегда желательно
иметь дубль всего звукоряда проекта.
Заключение:
В
нашем исследовании мы выяснили, что
в режиссуре театрализованных представлений
и праздников в условиях активизации
всех сторон жизни нашего общества стоит
задача повышения яркости, разнообразия,
эмоциональной привлекательности всех
сторон своей деятельности. Решение этой
задачи требует от каждого режиссера широкого
умения, знания и внедрения богатого арсенала
современных технических средств. Каждый
режиссер театрализованных представлений
и праздников должен хорошо не только
знать, зачем ему нужна та или иная аппаратура,
но и уметь грамотно работать с ней, владеть
основными технологическими приемами
ее использования. Без этого в современных
условиях нельзя рассчитывать на успех,
потому что музыкально-шумовые средства
выразительности в режиссуре театрализованных
представлений и праздников имеют наиболее
яркий, эмоционально-влияющий эффект на
зрителя.
Список
литературы:
11. Козюренко Ю. И. Основы звукорежиссуры в театре. М.: Искусство, 1975.
12. Клюют И. И. Удивительный мир звука. Л.: Судостроение, 1978.
13. Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство. М.: Альтекс-А., 2004.
14. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры.
М.: Аспект-Пресс, 2005.
Приложение:
Технический райдер для концерта с живым звуком
1 FOH
Для проведения концерта
2 FOH MIXERS
MIDAS, YAMAHA, SOUNDCRAFT, ALLEN&HEATH.
3 MONITORS
Четыре независимые мониторные линии
1-Вокал – 2 монитора не менее 300W каждый
2-Бас-гитара– 2 монитора не менее 300W каждый
3 –Гитара - 2 монитора не менее 300W каждый
4- Барабаны – 2 монитора не менее 300W каждый
4 Back Line
Барабанная установка TAMA, Yamaha, DW, Sonor или такого же класса (НЕ MAPEX , TAKTON,ENGELS и т.п.)
BD – 22
SD – 14
RT – 12
LT – 14
FT – 16
1 стойка под малый барабан , стойка HH ,шесть стоек под тарелки (2 прямые, толстые, 4 журавля) надежный стул с регулировкой высоты , подиум для ударной установки!!!2.5х2.5х0.5(в случае если площадка не позволяет таких размеров необходимо созвониться со звукорежиссером)
1 Гитарный комбо: Fender Twin Reverb, Marshal JCM 800, 900.
1басовый комбо : Ampeg , Trace Eliot, можно Fender BXR 300
Вокальные микрофоны
: SHURE SM 58 или подобные (не BETTA!!!!!)
INPUT LIST
1 BD | D112,BETA 52 | GATE |
2 SD | SM 57 | |
3 HH | SM 81,SM94 | |
4 RT | SM 57 | COMPRESSOR/GATE |
5 LT | SM 57 | COMPRESSOR/GATE |
6 FT | SM 57 | COMPRESSOR/GATE |
7 OH 1 | SM 81,SM94 | |
8 OH 2 | SM 81,SM94 | |
9 BASS | DI-BOX | |
10 GUITAR | SM 57 | |
11 Lead VOX | SM 58 | |
12 GUITAR VOX | SM 58 | |
13 BASS VOX | SM 58 | |
14 HALL | TC,YAMAHA,LEXICON | |
15 DELL | TC,YAMAHA,LEXICON | |
16 TALK BACK | SM 58 |