Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время использования технических средств выразительности в режиссуре театрализованных представлений и праздников представляет наибольший практический интерес, так как теснее других связана с проблемой повышения уровня идейно-художественного, воспитательного воздействия на человека.
Введение…………………………………………………………………………3;
Глава 1. Теоретические аспекты основных выразительных средств
в режиссуре ………………………………………………………………….…7;
1.1 Понятие режиссуры как профессии …………………………………….7;
1.2 Основные средства выразительности в режиссуре…………………..13;
1.3 Музыка и шум как способы эмоционального
воздействия на зрителя………………………………………………………18;
Глава 2. Технические приёмы музыкально-шумового
оформления в театрализованных представлениях и праздников…….25;
2.1 Технические выразительные средства
в камерных и массовых формах досуга……………………………………25;
Заключение……………………………………………………………………..34;
Список литературы……………………………………………………………35;
Приложение…………………………………………………………………….36.
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Самарская
государственная
академия культуры и
искусств»
Кафедра
режиссуры театрализованных представлений
и праздников
Музыкально-шумовые средства выразительности в режиссуре театрализованных представлений и праздников
Курсовая
работа
студент группы ФС-45 заочного отделения
Научный руководитель:
Ст. пр. Пряничникова Т.В.
Дата
допуска к защите:_____________
Самара
2010
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты основных выразительных средств
в режиссуре ………………………………………………………………….…7;
1.1 Понятие режиссуры как профессии …………………………………….7;
1.2 Основные средства выразительности в режиссуре…………………..13;
1.3 Музыка и шум как способы эмоционального
воздействия
на зрителя………………………………………………………
Глава 2. Технические приёмы музыкально-шумового
оформления в театрализованных представлениях и праздников…….25;
2.1 Технические выразительные средства
в камерных и массовых формах досуга……………………………………25;
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время использования технических средств выразительности в режиссуре театрализованных представлений и праздников представляет наибольший практический интерес, так как теснее других связана с проблемой повышения уровня идейно-художественного, воспитательного воздействия на человека.
Решить эту проблему — значит найти основные закономерности построения внешней формы массовых зрелищ и прежде всего разработать методику комплексного использования всего арсенала выразительных средств. К сожалению, пока ведущим, а нередко и единственным средством художественной выразительности в разработках театрализованных представлений и праздников является слово. Текстовая перегруженность бросается в глаза при анализе выразительных средств с позиции их сценарно-режиссерских функций. Здесь становится особенно очевидно, что большинство внешне ярких эффектов (световых, звуковых, постановочных, проекционных и т. д.) если и попадают в театрализованные представления и праздники, то не выступают в качестве средства драматического или постановочного решения, а используются преимущественно в качестве эффектного украшения и существенного влияния на создание целостного художественного образа массового зрелища не оказывают.
В настоящее время отсутствует какая-либо специальная литература, которая рассматривала бы вопрос комплексного использования выразительных возможностей технических средств с позиции сценарно-режиссерского решения. А между тем должен быть свой особый язык выразительности, который включает не только слово, но и кадр, жест, пластику, музыку, мизансцену и т. д., т. е. практически он может использовать языки всех видов искусств, объединяя их, но сохраняя при этом свою индивидуальность. Особенность языка в современных театрализованных представлениях и праздников проявляется также в том, что он охватывает не только область искусства, но и область техники.
Это очень важный момент, ибо из него следует вывод о том, что подход к решению проблемы комплексного использования выразительных средств также должен быть комплексным, клубоведческим, искусствоведческим и технологическим одновременно. Кроме того, комплексное использование технических средств в культурно-просветительской работе должно охватывать все стороны разработки мероприятия: от замысла сценария до его режиссерского решения, от создания предлагаемых обстоятельств на сцене до среды внутриаудиторного общения в зале.
Именно такой подход к использованию технических средств в культурно-просветительской работе способен практически приблизить решение проблемы комплексного использования всех выразительных средств, доступных в современных театрализованных представлениях и праздниках.
В творческом процессе режиссера массовых зрелищ, организатора или художественного руководителя самодеятельного коллектива наряду с использованием традиционных средств выразительности все большее место занимают звукотехнические средства. Под звукотехническими средствами понимаются: аппаратные — аппаратура (магнитофоны, мощные звукоусилительные устройства и т. д.), технологические— приемы их использования — и художественные, т. е. определенные художественные приемы и решения.
Вместе с работами по подготовке фонограмм и аппаратуры звукотехнические средства можно объединить в единый комплекс звукотехнического обеспечения (ЗТО). В ЗТО различают следующие виды обеспечения: творческое обеспечение, техническое обеспечение, информационное обеспечение, организационное обеспечение.
Творческое обеспечение включает два вида работ: общие работы по изучению выразительных возможностей звука и разработку частных звуковых решений для конкретного мероприятия.
Техническое обеспечение состоит из:
— аппаратного обеспечения, включающего: а) комплекс озвучивания зала (фойе), или открытого пространства, где будет проходить мероприятие; б) комплекс звукозаписывающей аппаратуры со студиями звукозаписи и технологическими местами подготовки фонограммы; в) комплекс аппаратуры специальных звуковых эффектов;
— обеспечения качества звука в зале, предусматривающего: а) обеспечение хорошей архитектурной акустики зала; б) адаптацию акустики зала к виду проводимого мероприятия; в) выбор качества аппаратного комплекса; г) обеспечение качества подготовки информационного материала.
Информационное обеспечение заключается в создании и обеспечении четкого функционирования информационного фонда звуковых материалов.
Организационное обеспечение заключается в создании определенной системы управления звукотехнической подготовкой мероприятия и базируется на существующей организационной структуре технических служб и принятой структуре подготовки мероприятия.
На
практике все виды обеспечения тесно
взаимосвязаны. Звуковые решения в конечном
виде воплощаются в фонограммы, получаемые
с помощью комплекса аппаратуры звукозаписи.
В период репетиционной отработки и проведения
мероприятия или какой-либо зрелищной
программы техническое и творческое обеспечения
неразделимы: они функционируют как единое
целое, подчиняясь основной идее мероприятия,
руководимого одним человеком— режиссером
мероприятия. Для того чтобы лучше изучить
все стороны ЗТО, режиссер должен хорошо
представлять себе, что такое звук, каковы
его характеристики, условия высококачественного
воспроизведения звука, а главное, каковы
сценарно-режиссерские, художественно-творческие
функции звука и те технологические приемы,
с помощью которых они могут быть реализованы.
Принимая во внимание все вышесказанное, тема курсовой работы: «Музыкально-шумовые средства выразительности в режиссуре театрализованных представлений и праздников».
Объектом курсового исследования - специфика выразительных средств в режиссуре.
Предметом курсового исследования – музыкально-шумовые средства выразительности в режиссуре театрализованных представлений и праздников.
Цель исследования – выявление технических особенностей использования музыкально-шумовых средств выразительности в режиссуре театрализованных представлений и праздников.
Задачи:
Основные методы исследования:
- изучение
учебно-методической
- анализ учебно-методической литературы.
Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографии и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты основных выразительных средств
в режиссуре.
1.1 Понятие режиссуры как профессии.
Есть профессии, в которых все специалисты: футбольный тренер, гинеколог и режиссер.
Об этих профессиях все знают все, всем знаком предмет, все знают, как надо поступать в том или в ином случае и каждый готов помочь вам собственным сногсшибательным рецептом достижения успеха. Многие даже пытаются следовать дружеским советам. Ведь все элементарно просто - режиссер от французского слова разводящий, разведи актеров по сцене или съемочной площадке ... и всех делов.
Но почему-то Феллини и Мейерхольды появляются не каждый день. Именно из этого обстоятельства проистекает другое заблуждение, касающееся режиссерской профессии - " Талант как деньги, если есть, так есть", и потому никакой теории, никаких особых навыков режиссеру не нужно. Ну, может быть немного технологии. И вот уже стройные ряды дилетантов устремились в атаку на зрителя со сцены и экрана. Зритель глядит, позевывает, почесывается и приходит к выводу, что и он может не хуже и т.д. и т.п. круг замкнулся, - есть профессии, в которых все специалисты...
Итак, что же делает режиссер, и как он это делает. О, это совсем просто. Это - банальные истины. Это как алфавит.
" Я хочу, что бы молодые люди, которые только что, как новички, приступили к живописи, делали то же самое, что, как мы видим, делают те, которые учатся писать. Они сначала учат формы всех букв в отдельности, то, что у древних называлось элементами, затем учат слоги и лишь после этого - как складывать слова" - писал Леон Баттиста Альберти в трактате "Десять книг о зодчестве". Речь пойдет о том, как писать буквы, составлять слога и слова в режиссуре. Человек, который может писать, может написать поэму, но человек не умеющий писать... Это элементарно простая задача - научиться делать табуретки. И лишь когда вы будете уверенны, что это именно табуретка, и стоит она на четырех ногах, и гарантированно не упадет, лишь тогда позволительно приступать к художественной резьбе по ней. Иначе это будет всего лишь штабель испорченных досок.
Таинственное слово "режиссура" окутано, роем мифов, порожденных незнанием, дилетантизмом и в некоторых случаях сознательным желанием придать себе некоторую загадочность.
Одним из таких мифов является глубочайшее заблуждение, что, искусство режиссуры порождено ХХ веком. Его история уходит в глубь веков, к самым первым, ритуальным формам театра.