Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:28, доклад
Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.
На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания. Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения не только как образчики высочайшего мастерства, но и своей идеологической подоплекой, возвышающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы. Таково было великое мировоззрение античности.
Введение……………………………………………………………….1
Музыкальная культура античности, история…………………………..5
Античные музыкальные инструменты…………………………………17
Заключение……………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический
университет
имени И.Н.Ульянова»
Факультет иностранных языков
Кафедра
французского языка
Реферат
по учебной дисциплине:
«Латинский язык и античная культура»
Тема: «Музыкальная
культура античности»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Музыкальная культура античности, история…………………………..5
Античные музыкальные инструменты…………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Вступление.
Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.
На протяжении
всей эпохи античности укреплялось
представление об античном искусстве,
античной культуре в самом широком
проявлении как об идеальном, недостижимом
образце для подражания. Античные греческие
и римские произведения привлекали мастеров
эпохи Возрождения не только как образчики
высочайшего мастерства, но и своей идеологической
подоплекой, возвышающей образ человека
и утверждающей высочайшую ценность свободы.
Таково было великое мировоззрение античности.
Для развития
всей европейской культуры переход
от античности к средневековью был
колоссальным переломом глубокого
исторического значения. Каковы бы
ни были культурные, идеологические связи
между поздней античностью и началом
средневековья, культура античного мира
в ее типичных, высоких образцах и определяющаяся
культура раннего средневековья принципиально
отличны. Творчество греческих трагиков
– и произведения христиан-писателей,
создания античных скульпторов и росписи
христианских базилик . В одном случае
– глубокий жизненный драматизм, питаемый
горячей любовью ко всем проявлениям человека,
в другом – дидактическое отрицание всех
ценностей земной жизни.
Переход от античности к средневековью был переходом к новой социально-экономической формации, к феодализму.
Поскольку
Рим в начале н.э. (1-2вв.) сосредоточил
по своей властью огромную территорию,
сфера античных влияний могла
к этому времени стать
Средневековье развивалось из совершенно примитивного состояния – пишет Энгельс – оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию…и начало во всем с самого начала. Единственное что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию городов. Как следствие, образование приняло преимущественно богословный характер. Политика и юриспруденция, как и все остальные науки, превратились в простые отрасли богословия.
С одной стороны существовало церковное профессиональное искусство, постепенно объединившее различные страны, а с другой – развивалось народное, местное искусство, постепенно проникавшее в церковное искусство. Таким образом, признавалась церковью и фиксировалась лишь одна область средневекового искусства. Светское искусство той эпохи мы знаем по позднейшим памятникам.
Христианская музыкальная культура распространялась вместе с христианством с Востока, из эллинистической Иудеи. Истоки ранне-христианского музыкального искусства уходят к древнееврейской, синагогальной псалмодии, к старинным сирийским, коптским напевам.
Псалмодирование было одним из новых элементов христианской музыкальной культуры. Но еще более важным оказалось влияние мелизматических стилей Сирии и Египта на христианское искусство.
С Востока ведут свое происхождение такие древние исполнительские приемы христианского пения, как антифон (противопоставление двух хоровых групп) и респонзорий (пение соло и «ответы» хора). Антифон был известен в Александрии уже в 1в. ; его вводила в обычай христианская секта терапевтов. Но еще ранее антифон сложился в Сирии и Палестине. С 4в. он стал обычным приемом у христиан, и его основание приписывалось даже миланскому епископу Амвросию (4в.).
Наряду с определенным стилем псалмодирования очень рано возникает и другой вид христианской музыки – гимны (псалмы). В противоположность псалмодии, свободной от собственно музыкальных закономерностей, гимны представляли собой музыкально-поэтические произведения, подчиняющиеся в своем развитии именно музыкальным основам. Гимны исполнялись как ритмически организованные, структурно завершенные мелодии, связанные с поэтическим стихотворным текстом. Расцвет христианского гимнотворчества относится к 4в., когда христианство приобретает смысл государственной религии. Гимны распеваются в еретических сектах, а с другой стороны вводятся в церковь. Крупнейшими создателями гимнов в 4в. были Арий – в Александрии, Ефрем Сирин – в Сирии, Иларий из Пуатье – в Галии, епископ Амвросий – в Милане, а затем его ученики Августин и Пруденций. Многие напевы гимнов были признаны церковью и частично вошли в грегорианский антифонарий.
В 4в. христианская
церковь знала также
МУЗЫКАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
Музыкальная
культура Древней Греции образует первый
исторический этап в развитии музыкальной
культуры Европы, представляя таким образом
как бы ее детство. Вместе с тем она является
высшим выражением культуры Древнего
мира и обнаруживает несомненные связи
с более древними культурами Ближнего
Востока - Египта, Сирии, Палестины.
Однако
при всех исторических связях этого
рода (следы их наблюдаются в инструментарии,
в названиях ладов, в магических
истоках отдельных видов
В отличие
от других видов искусства музыка
античного мира не оставила в истории
сколько-нибудь равноценного им творческого
наследия. Если памятники изобразительного
искусства (особенно скульптуры и архитектуры)
с огромной полнотой и в высоком. совершенстве
представляют лучшие достижения античности,
а гомеровский эпос, древнегреческая трагедия
и создания крупнейших греческих и римских
поэтов тоже являются в своем роде классическими
образцами античной культуры, то памятники
музыкального искусства поистине бессильны
перед ними.; На огромном историческом
протяжении в восемь веков - от V века до
н. э. по III век н. э. - рассеяны всего одиннадцать
образцов (частью во фрагментах) древнегреческой
музыки, которые сохранились в нотации
того времени. Правда, это первые в Европе
записи мелодий, которые дошли до нас.
Но на их основании невозможно воссоздать,
хотя бы в минимальном приближении, ход
развития античного музыкального искусства.
Перед нами - случайно выхваченные моменты,
всего лишь точки этого процесса, тогда
как даже общее направление его остается
неясным, а последовательность явлений
- неуловимой.
В то же
время - сколь это ни парадоксально
- ни об одном искусстве так много
не писали, так охотно не рассуждали,
как о музыке, о ее воспитательном
назначении, о ее теоретических основах.
Это, разумеется, способно несколько пополнить
наши сведения, хотя античные высказывания
о музыкальном искусстве носили по преимуществу
либо этико-прикладной, либо формально-теоретический
характер. С одной стороны, из многочисленных
свидетельств литературы и изобразительных
искусств можно заключить, что музыка
занимала очень большое место в жизни
древних греков, с другой же - сами суждения
о ней исходили не из оценки ее образного
или эмоционального значения, а скорее
из дидактического или научно-систематического
понимания: музыка как важное средство
воспитания гармоничного человека, музыка
как точная наука.
Важнейшим
свойством культуры Древней Греции,
вне которого ее почти не воспринимали
современники и соответственно не сможем
понять мы, является существование
музыки в синкретическом единении с
другими искусствами - на ранних ступенях
или в синтезе с ними - в эпоху расцвета.
Музыка в неразрывной связи с поэзией
(отсюда - лирика), музыка как непременная
участница трагедии, музыка и танец - таковы
характерные явления древнегреческой
художественной жизни. Платон, например,
весьма критически отзывался об инструментальной
музыке, независимой от пляски и пения,
утверждая, что она пригодна лишь для скорой,
без запинки ходьбы и для изображения
звериного крика:
«Применение
отдельно взятой игры на флейте и на кифаре
заключает в себе нечто в высокой степени
безвкусное и достойное лишь фокусника»
* (* Платон. Законы. -
Цит. по кн.: Античная
музыкальная эстетика.
М., 1960, с. 147) . И хотя на такой крайней
точке зрения стояли не все, кто судил
тогда о музыкальном искусстве, тем не
менее музыка без поэтического слова,
вне пластики или театрального действия,
а следовательно, чисто инструментальная
в частности, не завоевала в Древней Греции
общественного признания наряду с другими
формами ее бытия.
Истоки
греческой трагедии, высокого и сложного
искусства, идут из мифологии, из магических
действ, из верований народа. Более
ранние художественные явления несут
на себе явные следы мифологизма.
Судя
по материалам, добытым при археологических
раскопках, на территории Древней Греции
существовала достаточно развитая музыкальная
культура в крито-микенский период. Вполне
конкретных сведений сохранилось об этом
очень мало. Однако изображения таких
инструментов, как систр, духовые, лира
в руках музыкантов (иногда при выполнении
обрядов), позволяют думать о значительном
опыте музицирования. Во всяком случае
очевидно, что не одни какие-либо восточные
влияния, но и большие местные, коренные
культурные традиции подготовили дальнейшее
художественное движение на греческой
почве.
К стариннейшим
временам уходят и истоки древнегреческих
мифов о великих музыкантах - Орфее,
Олимпе, Марсии. Эти мифы прославляют
еще чудодейственную, магическую силу
музыки. Многие из них, возможно, связаны
с восточными странами, а некоторые
прямо указывают на Восток, как миф о фригийском
(Малая Азия) авлетисте Олимпе. Подобно
этим мифам отдельные музыкально-пластические
жанры, известные в Древней Греции, тоже,
вероятно, уходят своими корнями далеко
в глубь истории: вплоть до VII века греки
придавали тем или иным танцам особое
магическое значение (исцеление от болезни,
помощь на войне и т. п.).