Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:25, реферат
Музыкальная культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы, представляя ее детство. Вместе с тем она является высшим выражением культуры Древнего мира и обнаруживает несомненные связи с более древними культурами Ближнего Востока - Египта, Сирии, Палестины. Однако при всех исторических связях этого рода музыкальная культура античной Греции отнюдь не повторяет пути, пройденного другими странами: она обладает собственным неповторимым обликом, своими бесспорными достижениями, которые и передает отчасти европейскому средневековью и затем - в большей степени - эпохе Возрождения.
1.Ввведение……………………………………………………….….…..…..2
2.Музыка и другие искусства……………………………………...…..……3
3.Ранняя музыка………………………………………………….……..……4
4.Направления………………………………………………………….….…5
5.Лирическая поэзия…………………………………………………………7
6.Музыкальные памятники…………………………………………….……8
7.Творчество величайших трагиков……………………………….…..……9
8.Тетрахорд…………………………………………………………….……12
9.Заключение………………………………………………………………..14
10.Список литературы………………………………………………………16
Вторят лики сладкогласные...
Второй
по времени происхождения
8
Творчество величайших трагиков
Классическим веком трагедии стал V век до н. э.: творчество величайших трагиков Эсхила (ок. 525-456), Софокла (ок. 496- 406) и Еврипида (ок. 480-406) приходится главным образом на две последние трети его. Это было бремя высшего расцвета греческой художественной культуры, век Фидия и Поликлета, таких памятников классической архитектуры, как Парфенон в Афинах, быть может, лучший век в искусстве всего Древнего мира. Само общественное развитие Древней Греции привело античную культуру к этому подъему. Экономический и политический расцвет греческих городов-государств, характер афинской демократии в век Перикла создали историческую основу для высокого подъема художественной культуры на афинской почве. В 472 году был торжественно открыт огромный театр Диониса в Афинах, в котором и происходили представления трагедий.
Подобно
другим греческим театрам (например,
в Эпидавре), он образовал обширный
амфитеатр (на естественных склонах
местности) под открытым небом и
вмещал огромную аудиторию (около 30 тыс.
человек в Афинах, около 14 тыс. в
Эпидавре). Круглая орхестра не была
ничем отделена от зрителей, занавес
отсутствовал. Весь театр как бы
сливался с пейзажем. Постановки трагедий
рассматривались как
Трагические представления в V веке, сопряженные с дионисийскими празднествами, были итогом длительного развития искусства, связанного с культом Диониса. Первое зерно трагедии сами греки видели в хоровом дифирамбе в честь Диониса, Об этом с полной убежденностью говорит Аристотель. Он же утверждает, что Эсхил первый ввел двух актеров вместо одного (участвовавшего в исполнении дифирамба), ограничив при этом партии хора и выдвинув на первое место диалог; Софокл же ввел трех актеров и положил начало декорациям.
Представления трагедий на празднествах великих дионисий в Афинах происходили в V веке как большие состязания трагиков. Драматург был и поэтом и музыкантом; он все осуществлял сам. Эсхил, например, сам участвовал в исполнении своих пьес. Софокл не играл на сцене. Позднее функции поэта, музыканта, актера и режиссера все чаще разделялись. Актеры были также певцами; пение хора соединялось с пластическими движениями. Авлос и кифара как любимые инструменты греков сопровождали пение.
9
Однако
не весь спектакль был в равной
мере музыкальным: диалоги переходили
в напевную речитацию - в мелодраму
- в пение (как сольное, так и
хоровое). Большие музыкально-
Ни
одного образца музыки в трагедиях
Эсхила и Софокла мы не знаем. По
характеру текстов мы можем уловить
лишь ее характер и представить, каково
было ее место в спектакле. У Эсхила
преобладала хоровая музыка, повествовательно-хоровая
лирика - в соответствии с его
драматургией. Помимо свободных речитативно-
У Софокла композиционная роль музыки в трагедии заметно изменяется, как, по всей видимости, изменяется и ее общий характер. Напряженное драматическое развитие его трагедий, сокращение в них
10
приобретают лирико-драматический характер, становятся лаконичней, выполняют важную функцию в развитии действия, то усиливая эмоциональный тонус сцены, то тормозя драматическую развязку.
Новые
драматические тенденции
По своему музыкальному стилю Еврипид был представителем нового направления, сложившегося в IV веке и вышедшего далеко за пределы трагического театра. Музыка Еврипида особенно пленяла современников, ее любили, помнили, бредили ею. И в то же время сторонники более традиционного музыкального письма неоднократно выступали против утонченности новых напевов, порицая их за напрасный отход от ясности и простоты прежних лет.
Значение
древнегреческой трагедии для последующих
веков связано с ее эстетической
сущностью в целом, с ее синтетическим
характером, с ее драматургической
концепцией. Как известно, она стала
своего рода образцом для музыкальной
драмы в итоге эпохи
11
Тетрахорд
Основным
мелодическим звеном в древнегреческой
ладовой системе был тетрахорд
(ми - ре - до - си - сверху вниз). Лады, согласно
греческой теории, возникали из их
соединения. Если за тетрахордом ми
- ре - до - си следовал аналогичный ему
по структуре (ля - соль - фа - ми), то лад
назывался дорийским (по названию греческого
племени - доряне). Этот лад и обладал
в глазах греков лучшими этическими
свойствами, как признавали Платон
и Аристотель, будучи мужественным,
строгим, создающим внутреннее равновесие
в душе человека. Из соединения двух
фригийских тетрахордов (ре - до - си - ля
и соль - фа - ми - ре) образовывался
фригийский лад (по названию греческой
колонии - Фригия). Он считался ладом
дифирамба, страсти, экстаза. Два лидийских
тетрахорда (до - си - ля - соль и фа - ми
- ре - до) создавали лидийский лад
(Лидия -тоже греческая колония в
Малой Азии). Его находили жалобным,
скорбным, интимным. От каждого из этих
ладов строились также
У греков существовали для ладов два обозначения - гармонии и тоны: первые обозначали лады в том составе, как мы их перечисляли, вторые подразумевали те же лады транспонированными, например в октаве ми - ми. Дорийский лад в таком случае не требовал транспозиции, лидийский же предполагал, по нашим понятиям, четыре диеза. Сколия Сейкила, к примеру, была написана во фригийском ладу, но в диапазоне от ми-бемоль до ми-бемоль.
Помимо
диатонического наклонения греки различали
по отношению к каждому тетрахорду
хроматическое и
12
Не
только в понимании хроматизма и
энгармонизма, но и в обозначениях
внутри звукоряда греки опирались
на настройку струнного
13
Заключение
В
Риме вообще со временем становится обычным
сосуществование музыкантов, представляющих
разные художественные культуры: здесь
и греческие кифареды, и сирийские
виртуозки, и вавилонские виртуозы,
и александрийские певцы, и андалузские
танцовщицы с кастаньетами. В Риме
звучат и тибия, и кифара, и огромная
лира, и арфа, и вавилонская волынка,
и орган, и труба, и систр, и
всевозможные ударные. Распространяя
свою власть все шире в Европе и
за ее пределами, Рим вовлекает в
художественную жизнь самые различные
музыкальные силы, почему она и
приобретает уже некоторую
Вместе с тем со II века н. э., а особенно в III и IV веках, как бы в противовес господствующей художественной культуре Рима поднимается совсем иное идейное течение, представленное ранним христианством - сначала как религией обездоленных и угнетенных масс, а затем как государственной религией. Упадок античной культуры в эпоху разложения рабовладельческого строя как раз способствует успешному развитию христианского искусства, во многом противостоящего эстетике и музыкальной практике Рима предшествующих столетий.