Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:05, контрольная работа
Развитие России в XXI веке не может происходить без социокультурных преобразований в каждом конкретном регионе. Многообразие форм и содержания региональных культур, составляющих единство великой русской культуры, становится по-настоящему востребованным в развитии идеи национального возрождения, сохранения и обновления культуры.
Введение
1 Теоретический раздел
2 Анализ деятельности музея
3. Анализ выставки
4. Проектирование собственной экспозиции
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Теоретический раздел
2 Анализ деятельности музея
3. Анализ выставки
4. Проектирование собственной экспозиции
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный музей занял
особое место в изучении истории зарождения, становления и развития
культуры, в исследовании предметного
и природного окружения человека, в распространении
ретроспективной информации, в обогащении
содержания и форм образовательной деятельности,
в создании материальной базы познавательного
туризма, в интеллектуальном наполнении
досуга. Для миллионов людей - это неотъемлемый
элемент свободного, духовно насыщенного
времяпрепровождения, средство общения
с раритетами прошлого и настоящего.
Благодаря хранящимся
в музейных собраниях памятникам истории,
культуры и природной среды, представляющим
первоисточники знаний и эмоционального
воздействия, обеспечивается преемственность
и непрерывность культурно-исторического
развития духовной жизни, воссоздаются
исторические реалии, человек вовлекается
в мир ожившей истории, утверждает свое
национальное самосознание.
Роль и место музея в жизни общества нашли
свое отражение в Федеральных Законах
Российской Федерации «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре» (1992,
1999 годы), «О музейном фонде Российской
Федерации и музеях в Российской Федерации»
(1996 год), «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» (2002 год) и иных
директивных документах.
Развитие России в XXI веке не может происходить без социокультурных преобразований в каждом конкретном регионе. Многообразие форм и содержания региональных культур, составляющих единство великой русской культуры, становится по-настоящему востребованным в развитии идеи национального возрождения, сохранения и обновления культуры.
1. Теоретический раздел
В социокультурном пространстве региона особую роль играют музеи. Основная миссия музеев заключается в сохранении нашего достояния, передаче его будущим поколениям, в образовании и воспитании музейных посетителей. Находясь в обществе и осуществляя свою деятельность для общества, музеи соотносят ее с культурными потребностями людей. Музей занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей. Музеи, по сути, это учреждения духовной сферы, отражающей взгляды общества на собственное развитие. По своей природе и полномочиям музеи отражают общество.
Глобализация и интеграция в определенный стиль жизни общества заставляют музеи пересматривать и обновлять методы и способы деятельности.
После многих десятилетий деятельности музеев исключительно как научных и образовательных учреждений, что приводило порой к некоторой их закрытости, в настоящее время музеи становятся учреждениями, открытыми внешнему миру и активно участвующими в жизни общества. Важным фактором, влияющим на взаимодействия музеев с обществом, является необходимость привлекать и удерживать посетителей, а также расширять аудиторию.
Ориентир на конкретного посетителя стал составной частью стратегии музеев, причем в расчет берутся такие факторы, как социальные ориентации, общественное мнение и социальные ценности. Музеи стремятся к тому, чтобы вносить свой вклад в социальное развитие и культурное разнообразие общества. Сочетание идеи образования и развлечения характерно для определения деятельности сегодняшних музеев. Большинство музеев стремится обучить посетителей посредством досуга.
Специалисты и ученые, анализируя процессы, происходящие в музеях мира, считают необходимым изменить социальную роль музеев, пересмотреть формы и методы музейной деятельности, совершенствовать направления работы на пути повышения эффективности взаимодействия музеев с обществом, с социальными институтами.
Современная социокультурная роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры. Культурное наследие народов служит посредством музея для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д.
Сегодняшний музей все больше становиться не только научно-образовательным, но и общественно-культурным центром. Существенно изменяется и миссия музеев.
2 Анализ деятельности музея
Многие крупные выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина запомнились многочисленным зрителям как события не только культурной, но и общественной жизни страны, как факты собственной биографии.
Музей ведет выставочную деятельность практически со времени своего открытия в 1914 году. Однако ее расцвет начался во второй половине ХХ века со знаменитой выставки «Шедевры Дрезденской картинной галереи», открытой в 1955 году. Действуя в ряду с крупнейшими музеями-организаторами международных художественных выставок, такими как Лувр, Британский музей, Метрополитен и др., ГМИИ способствовал в широком смысле культурному сближению народов, разрядке международной напряженности. Вместе с тем в период идеологических запретов в сфере искусства именно ГМИИ, как никакому другому музею, выпала уникальная миссия открыть нескольким поколениям отечественных зрителей великие достижения мировой художественной культуры в ее лучших образцах, как классических, так и авангардных.
Среди наиболее значительных выставок ГМИИ им. А.С. Пушкина — «Живопись, графика и керамика Пабло Пикассо» (1956), «Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней» (1960), «Сокровища гробницы Тутанхомона» (1973), «Москва — Париж. 1900–1930» (1982), «Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения художника» (1987), «Мир этрусков» (1990 и 2004), «Москва-Берлин. 1900–1950» (1996), «Энди Уорхол» (2001), «Клод Моне и Марсель Пруст» (2001), «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005), «Встреча с Модильяни» (2007), «Шанель. По законам искусства» (2007), «Тернер. 1775–1851» (2008), «Альберто Джакометти» (2008) и многие другие.
Среди мировых художественных шедевров, показанных в Музее — «Джоконда» Леонардо да Винчи (1974), «Венера Урбинская» Тициана (2000), «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина (2006), «Антея» Пармиджанино (2008).
Выставочная деятельность Музея строится как система временных выставок, проходящих на нескольких выставочных площадках музейного комплекса, включая Главное здание, Отдел личных коллекций, Галерею искусств стран Европы и Америки ХIХ–ХХ вв., а также детский центр «Мусейон». Важной особенностью выставочной стратегии Музея является сочетание разных выставочных жанров: коллекционных и тематических выставок, выставок-публикаций и выставок интерпретаций, охватывающих весь тематический спектр коллекций Музея, а также выходящий за его пределы, в том числе в демонстрации актуальных явлений культуры и искусства.
Swot-анализ музея
Работа музея |
Внешняя среда |
Сильные стороны |
Возможности |
Многообразие экскурсионных программ |
Постоянная пополняемость |
Много уникальных экспонатов |
Огромный запасник |
Слабые стороны |
Угрозы |
Слишком растянут |
Недостаточная система охраны |
Для нормального восприятия большой экспозиции необходимо 2 дня так как слишком много экспонатов |
Низкая заработная плата приводит к дефициту квалифицированных кадров |
3. Анализ выставки
Впервые в истории музейного дела России выставка знакомит отечественного зрителя с художественным феноменом Ecole de Paris (Парижской школы), известным в основном за рубежом.
Термин «Парижская школа»
(Ecole de Paris) вошел в историю искусства
в 1920-х годах благодаря
Среди самых ярких представителей «Парижской школы» – всемирно известные мастера Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Марк Шагал и Хаим Сутин. Большой вклад в творческое наследие «Парижской школы» внесли также голландец Кес Ван Донген, поляки Моисей Кислинг и Эжен Зак, румын Константин Брынкуш (Бранкузи), болгарин Жюль Паскен, мексиканец Диего Ривера, японец Тсугуахаро (Леонар) Фужита, а также выходцы из Российской империи: Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, Серж Фера и Елена Эттинген, Мария Васильева и Маревна (Мария Воробьева-Стебельская), Пинхус Кремень и Михаил Кикоин, Мане-Катц и Леон Инденбаум, Леопольд Сюрваж и Сергей Шаршун, Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, Давид Штеренберг и Георгий Якулов, скульпторы Осип Цадкин, Александр Архипенко, Хана Орлова, Яков (Жак) Липшиц, Оскар Мещанинов и другие мастера. На выставке представлены такие оригинальные живописные произведения, как «Лолотт» и «Портрет Деди» Модильяни; два фрагмента полиптиха «Испанки» Натальи Гончаровой (Центр Ж. Помпиду); работы «Маленький кондитер» и «Шафер» Хаима Сутина; «Портрет Поля Гийома» Ван Донгена (Музей Оранжери); «Юки, богиня снега» и «Укротительница львов» Фужиты и две масштабные картины «Посвящается моим друзьям с Монпарнаса» Маревны (Музей Пти-Пале, Женева); а также скульптуры «Женщина, расчесывающая волосы» и «Португалка» Александра Архипенко (частное собрание); «Поцелуй. Семья» Ханы Орловой (Музей искусства и истории иудаизма) и другие уникальные произведения. Кроме того, на выставке будут показаны фотографии Ман Рэя, Брассая и других мастеров фотографии первой половины XX века.
Художники Парижской школы не были объединены ни общими художественными целями, ни единой творческой программой. Они не обладали одинаковыми или хотя бы близкими авторскими манерами. Главное, что их связывало – стремление к свободному поиску и профессиональному общению, то есть сама неповторимая творческая атмосфера столицы Франции, за которой в начале ХХ века закрепилась репутация всемирной «столицы искусств».
Открывают экспозицию, представленную в первых двух залах на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, живописные и фотографические виды Парижа: это и легендарный «Улей», где размещались мастерские художников, и знаменитые кафе «Ротонда», «Дом», «Клозери де Лила»; танцевальные залы «Бал Бюлье» и «Бал Табарэн», где художники и их друзья устраивали костюмированные балы и весело проводили время. Здесь можно видеть работы знаменитых фотографов Брассая, Эли Лотара, Жизель Фройнд, Жермены Крулл. Оригинальным дополнением этой части экспозиции являются живописные работы Марии Васильевой, Мишеля Кикоина, Лазаря Воловика, воспевающие Париж, и легендарные «Бал Бюлье» и «Улей», увековеченные на ярких экспрессивных холстах Давида Штеренберга.
Среди друзей художников были знаменитые поэты, писатели, критики Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Макс Жакоб, Гертруда Стайн, Анри Варно, Андрэ Сальмон, а также маршаны (продавцы картин) и галеристы Амбруаз Воллар, Поль Гийом, Даниэль Анри Канвейлер, Адольф Баслер и, конечно, их вдохновительницы – подруги и натурщицы - Мари Лорансен, Юкки Деснос Фужита и легендарная Кики. Без них невозможно представить атмосферу того времени. Запечатленные на портретах таким мастером фотографии, как Ман Рей, а также живописцами, графиками и скульпторами, эти «действующие лица» Парижской школы представляют зрителю все ее многообразие и размах. Здесь показаны великолепные портреты Жана Кокто, выполненные Ромэн Брукс и Моисеем Кислингом, а также скульптуром Жаком Липщицем; портреты знаменитого маршана А. Воллара работы Пабло Пикассо; П. Гийома и Д.А. Канвейлера кисти Кеса ван Донгена; А. Баслера, написанный М.Кислингом. Рядом -- Гийом Аполлинер и Мари Лорансен, увековеченные на картинах Анри Руссо, Моисея Кислинга и в рисунках Марка Шагала; и другие герои «Парижской школы».
Третий зал экспозиции отведен произведениям двух из числа самых знаменитых участников Парижской школы - Амедео Модильяни и Хаима Сутина. Прибывшие в Париж с разных окраин Европы: из итальянского Ливорно (Модильяни в 1906) и из литовского Вильно в западной части Российской империи (Сутин в 1912), эти два таких внешне непохожих художника, оказавшиеся соседями в знаменитом «Улье», стали близкими друзьями. Живопись и графика Модильяни поражает своей отточенностью, стройностью и вытянутостью пропорций фигур людей, утонченной чувственностью женских образов. Портреты Модильяни не могут не восхищать мастерством превращения практически любой модели в универсальный канонический тип. Живопись Сутина не менее притягивает своей энергетикой, и особой внутренней драматичностью, даже трагичностью, искажающими очертания фигур и лиц в портретах, деревьев и домов – в пейзажах, сосудов и мертвой дичи – в натюрмортах. Энергия живописной манеры художника часто несет черты внутреннего надлома и драматического разрешения конфликта, разлада, охватывающего душу того или иного персонажа. Герои Сутина – люди почти незаметные (певчий в хоре, коридорный, поваренок, даже шафер на свадьбе и т.д.), как правило, очень одинокие и с несчастной судьбой.
Четвертый зал выставки отдан работам знаменитого Леонара (Тсугухаро) Фужиты, приехавшего в Париж из далекой Японии, и гуашам и рисункам уроженца Болгарии Жюля Паскена. Паскен всегда был настоящим почитателем красоты женского тела (и поэтому всюду появлялся в сопровождении своих натурщиц), придавая сценам со множеством обнаженных и полуобнаженных фигур декоративно-экспрессивные качества, в том числе благодаря излюбленным контрастам света и тени, превращавшим многие подобные сцены Паскена в окрашенные романтическими настроениями видения или грезы наяву. Среди работ Паскена на выставке особо выделяется великолепный портрет немецкого галериста и торговца картинами Альфреда Флехтгайма в костюме тореодора. Леонар Фужита в Париже выработал уникальную авторскую манеру. В ней сочеталась изысканность силуэтов фигур, восходящая, как и особо утонченный эротизм женских образов, к традиционному японскому искусству, в первую очередь – к гравюре, и объемность, осязаемость, чувственная теплота обнаженных и полуобнаженных фигур натурщиц, вдохновлявших художника в годы его парижского периода. Поражает и неповторимый колорит произведений Фужиты – почти монохромная серебристо-серая палитра и особенная гладкая фактура уподобляют живописные композиции графическим листам. Другие живописные произведения художника «работают» на грани эпатажа, уподобляясь афишам или рекламным постерам («Укротительница львов»).