Музеи - хранители исторической памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Современный человек обитает в окружении естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. Ускорившееся в наше время развитие знаний как основной фактор цивилизации побуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарное значение как реальные признаки уходящей культуры, связывающие нас с предками. Для хранения, исследования и представления таких предметов существуют музеи.

Содержание

Введение 2
1. Что такое же такое - музей? 4
1.1 История создания музеев 6
1.2 История создания музеев в России 9
2. Российские музеи 21
2.1. Самый посещаемый российский музей. 21
2.2. Самый старый российский музей 28
3. Зарубежные музеи 32
3.1. Самый посещаемый зарубежный музей 32

Работа содержит 1 файл

музеи - хранители исторической памяти.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Первоначальный  проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект. Так, оконные проемы украшались кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. Нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.

Сменивший Гербеля  итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727), обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой.

 Указанный  вариант оформления башни является  последним из нескольких выполненных  Г. Киавери по требованию известного  астронома Делиля, приглашенного  Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил вышку башни, которую по его проекту завершил в 1734 г. архитектор Михаил Земцов.

Одновременно  М. Земцов заканчивал верхнюю часть  башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки

Круглый зал  первого этажа предназначался для  Анатомического театра, в зале же третьего этажа был установлен «славный Готторпский  глобус», переданный академии наук по сенатскому указу от 30 сентября 1725 г..

Здание значительно  пострадало во время пожара 1747 г. В  последующие годы оно было восстановлено  С.И. Чевакинским без верхнего яруса  башни. Одновременно производились работы по укреплению берега, близость которого к зданию Кунсткамеры давно вызывала опасение архитекторов. В бурную погоду волны Невы достигали ее фундамента и подмывали его. В результате работ по укреплению берег Невы был отодвинут от здания Кунсткамеры на 5 м. От стрелки Васильевского острова до 7-й линии появилась деревянная, из половинчатых бревен, набережная, а перед академическими домами выросли на высоких сваях 2 новые нарядные пристани.

Первоначальный  облик был возвращен зданию только в 1948 г., когда башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). Капитального ремонта здания не проводилось с середины XVIII в., поэтапный ремонт и реконструкция здания были начаты лишь в 1998 г. и из-за недостаточного финансирования они далеки от завершения.

В 1887 г. Музею  было предоставлено сравнительно просторное выставочное помещение, состоящее из двух залов (архитектор Р.Р. Марфельд) в здании, пристроенном перпендикулярно зданию Кунсткамеры. В этом помещении 23 сентября 1889 г. и открылась первая экспозиция объединенного Музея антропологии и этнографии. В 1912 г. над Музейным флигелем был надстроен третий этаж.

 В связи  с тем, что коллекционные фонды  отдела антропологии МАЭ занимали  до 1972 г. большую часть подвалов  и чердака здания Кунсткамеры,  МАЭ в 1973 г. было предоставлено здание Андреевского собора на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании до 1995 г. и находились коллекции и рабочие кабинеты сотрудников отдела. После возвращения Андреевского собора Русской православной церкви МАЭ было выделено здание (первоначально в оперативное управление, а с 2004 г. оно находится на балансе МАЭ РАН) по адресу Средний проспект Васильевского острова, д. 24 (так называемый «дом Аладова»). Это двухэтажное здание, которое часто в архитектурных справочниках называют типичным примером жилой постройки русского классицизма, было возведено в 1806–1809 гг. для подполковника В. Серебрякова, служившего в Адмиралтейств-коллегии. В центре — воротный проезд, оформленный четырехколонным тосканским портиком, поддерживающим балкон. Фасад завершен треугольным фронтоном. Внутри сохранились лестница на сводах и архитектурная обработка внутренних помещений начала XIX века.

В 1830-х годах  участок перешел к статскому  советнику С.Н. Аладову и принадлежал  его семье до 1918 г. В дворовом флигеле (был перестроен в 60-х гг. XX в.; ныне – два дворовых крыла здания) в середине XIX – начале XX вв. жили ряд известных литераторов, журналистов и художников, среди которых можно назвать А.В. Тимофеева (один из поэтов пушкинской поры, печатавшийся в журнале «Библиотека для чтения»), выдающегося русского художника А.Г. Венецианова, академика исторической живописи А.Н. Новоскольцева, известного своими полотнами на библейские и исторические сюжеты.

В настоящее  время собрание насчитывает более  миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов мира.

 

3. Зарубежные музеи

Если говорить  о зарубежных музеях то, нельзя не отметить такие из них, как Лувр, Метрополитен, Музеи Ватикана и еще ряд крупнейших музеев, представляющих огромную культурную ценность. По данным Британской газеты The Art Newspaper - первое место по популярности и посещаемости в 2010 году занял Лувр (8,5 миллиона посетителей). На втором месте — Британский музей (5,8 миллиона), за ним следует музей Метрополитен (5,2 миллиона).

3.1. Самый посещаемый зарубежный музей

Коллекция Лувра  содержит почти 35 000 экспонатов, которые  выставляются на 60 000 квадратных метрах (650 000 кв. футов).

Дворец Лувр был построен во время правления  династии Капетинов, во время правления  Филипа II и, постепенно увеличивался в течение долгого времени, став строением, которое известно сегодня. В Лувре находятся некоторые из самых известных произведений искусства в мире, такие как Мона Лиза Леонардо да Винчи, Мадонна и младенец со Св. Анной, и Мадонна в гроте; Клятва Горация Жака –Луи Давида; Свобода, ведущая народ Делакруа; и Венера Милосская Александроса Антиоха.

Современный Лувр является результатом ряда последовательных строительных проектов, проведенных  в течение последних 800 лет. Происхождение  названия Лувр не известно. Во-первых, историк Поттер утверждает, что Король Филипп II Французский упомянул строение как L' ? uvre (на французском языке: Шедевр), потому что это было наибольшее здание в Париже 13-ого столетия. Во-вторых, Совол предполагает, что название происходит от старого англосаксонского слова – leouar, означающего "замок" или "крепость". Эдвардс предполагал, что основа названия происходит от слова rouvre, что означает дуб, и что говорит о том, что комплекс располагался в дубовом лесу.

Независимая крепостная структура в стиле форта была построена еще при Филиппе Августе, с 1190 года до 1202 года, чтобы защитить Париж от норманнских и английских нападений. То здание было первым зданием, построенным на этом месте, хотя источники того времени именуют ранний Лувр как "Новую Башню", что указывает, что была и более ранняя "Старая Башня". Единственная часть, все еще существующая с того периода, является фундаментом юго-восточного угла строения. Впоследствии многие правители Франции вносили дополнения в комплекс, особенно Карл V, который в 1358 году построил защитную стену вокруг крепости и преобразовал Лувр в королевскую резиденцию, хотя дальнейшие монархи использовали здание, как тюрьму.

Луи IX (Святой Людовик) и Франциск Первый соорудили темницу и флигель, соответственно. Дополнительно, Франциск восстановил Лувр, используя планы архитектора Пьера Лескота. После смерти Франциска в 1547 году, его преемник Генрих II продолжил работы, начатые его предшественником, и в Лувре были завершены западный и южный флигеля наряду с дополнением скульптур в барельефе Жана Гожона. Реконструкции Лескота изменили Лувр - из крепости строение приняло тот стиль строения, который мы можем видеть в настоящее время.

В 1594 году Король Генрих IV объединил Дворец Лувра (Palais du Louvre) с Дворцом Тьюельри (Palais des Tuileries), который был построен Екатериной де Медичи. Во время этого проекта были построены Grande Galerie. Для современников это здание было одним из самых длинных в мире. Луи XIII (1610-43 гг.) закончил крыло, теперь называемое Крылом Denon, строительство которого было начато в 1560 году Екатериной де Медичи.

Лувр как  место, где были собраны произведения искусства, хотя не как общественный музей, стал действовать еще со времен Франциска Первого, однако только во время Французской Революции, королевская коллекция Лувра стала "Центральным Музеем Искусств" и коллекции Лувра открылись для общественности. Художественный музей Лувра, первый подобный музей во Франции, стал действовать в октябре 1750 года. Первая галерея искусств содержала приблизительно 99 работ, которые были расположены в двух крыльях дворца.

10 августа 1792 года монархии Бурбонов пришел  конец, и Луи XVI был заключен в тюрьму. Как часть революционного процесса, и все художественные работы, содержавшиеся в галереях Лувра, были объявлены национальной собственностью, и Национальное собрание начало принимать меры, чтобы эффективно преобразовать дворец в музей. Королевская коллекция была объединена с коллекцией Церкви, составив единое целое в 1789 году.

Музей официально открылся для общественности 10 августа 1793 года.

В течение времен завоеваний Наполеона, коллекция музея  продолжала увеличиваться. Здание было отремонтировано и открыто свои двери в 1800 году. Большое количество пополнений в коллекцию музея было сделано такими странами, как Испания, Австрия, Голландия, и Италия.

 

Заключение.

Одной из черт современного глобального мира является его изменчивость, высокая подвижность. Музей стремится  постоянно реагировать на эту  изменяющуюся динамику жизни.

Наскальные “картинные галереи” и сакральные пещеры, священные рощи греков и мусейоны с подношениями богам, философские мусеи, языческие храмы с сокровищницами, загородные виллы римской элиты с художественными и скульптурными собраниями, средневековые церковные реликварии с религиозной атрибутикой – символами веры и Бога, дворцовые коллекции королевских династий эпохи Возрождения с их стремлением вернуть античные представления красоты и эстетики, воплощенные в произведениях искусства – все они служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом и вечностью.

Основная цель существования любого музея, - помочь людям вступить в мир искусства  не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник. Музеи России в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляют собой явление общечеловеческой значимости.

Музеи – это уникальный тип учреждения культуры. Современный музей определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления культурного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде.

Музеи играют важную роль в сохранении национального  наследия народов мира. Они являются основой «культурного каркаса», который обеспечит эффективную охрану и использование её национального наследия. Музеи также играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа различных стран, привлекая туристов.

Музеи являются центрами международного и отечественного туризма. Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами. Всё это является свидетельством того, что музеи играют важнейшую роль не только в культурном, но и в социальном и экономическом развитии страны. Ведущее место музеев в системе учреждений, сохраняющих национальное наследие, определяется также широтой решаемых ими задач, главной из которых является сохранение и приумножение сокровищ культуры.

 

Список литературы

Интернет ресурсы:

http://www.globmuseum.info/chto-zhe-takoe-muzej/

http://www.museum.ru/Mus/type.asp

http://www.museum.ru/Prof/

  1. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление // Социологические исследования. - М.: СОЦИС, 2004. - №10.
  2. Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории искусств, М, 1979.
  3. Грицкевич В.П. История музеев мира: учеб. пособие для студентов "Музейное дело и охрана ист.-культур. наследия"/ В.П. Грицкевич, А.А. Гужаловский. – Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 2003.
  4. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - М.: Петрополис, 2001.
  5. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996.
  6. Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России, М.,2003
  7. Кузьмина Е.Е. Музееведение: музеи мира. - М.: Приор, 1993.
  8. Ломако О.М. Идея музея в генезисе культурного пространства // Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001.- № 11.
  9. Малов В.И. Музеи. - М.: Славия, 2001.
  10. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987.
  11. Персианова О.М. Сокровища мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа, СПб, 2004.
  12. Пиотровский М.Б. Философия музейного дела // Вестник Санкт- Петербургского университета. - СПб.: ФИИ, 2006. - №1.
  13. Пшеничная С.В. Музей как социокультурный феномен. - СПб.: Дрофа, 1999.
  14. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.
  15. Сотникова С.И. Музеология. - М.: Дрофа, 2004
  16. Сто великих музеев мира/ авт.-сост. Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2001.
  17. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России: учеб. пособие/ отв. ред. Л.А. Черная; Рос. гос. гуманитарный ун-т. – М., 1991
  18. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: Рус. слово, 2003.

Информация о работе Музеи - хранители исторической памяти