Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа
Современный человек обитает в окружении естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. Ускорившееся в наше время развитие знаний как основной фактор цивилизации побуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарное значение как реальные признаки уходящей культуры, связывающие нас с предками. Для хранения, исследования и представления таких предметов существуют музеи.
Введение 2
1. Что такое же такое - музей? 4
1.1 История создания музеев 6
1.2 История создания музеев в России 9
2. Российские музеи 21
2.1. Самый посещаемый российский музей. 21
2.2. Самый старый российский музей 28
3. Зарубежные музеи 32
3.1. Самый посещаемый зарубежный музей 32
Оглавление
Современный человек
обитает в окружении
Музей сегодня представляет собой сложный и многоплановый феномен. В западноевропейской культуре музеи не только выполняют функции по собиранию и хранению артефактов, но и являются отражением определенной социокультурной ситуации во всем многообразии ее научных, эстетических, педагогических, идеологических, рекреационных, экономических аспектов.
Нельзя не отметить и
воспитательно-образовательную
Значение музеев в соединении с возможностями туризма развивает не только свои традиционные цели и задачи, но и трансформирует их в сторону усиления досуговой и коммуникативной функций. Туристы сегодня посещают музей для того, чтобы просто отдохнуть, развлечься, получить заряд положительных эмоций.
Несмотря на рост посещаемости музеев актуально обратить внимание на необходимость поднятия статуса музея в современной культуре, где происходит возврат к общепризнанным шедеврам и, одновременно, с все возрастающими возможностями виртуального и интерактивного приобщения к музейным ценностям растет потребность непосредственного контакта с подлинными вещами. Несомненно, в ближайшем будущем это приведет к новым изменениям музейного пространства. Поэтому выбранная тема основывается не только на определении музея как феномена культуры, но и на актуальности выявления перспектив его дальнейшего развития.
Актуальностью выбранной темы курсовой работы является стремление определить истоки возникновения музея как феномена культуры, с целью привлечения внимания к общечеловеческим ценностям, как наследию непрерывности и преемственности наиболее значимых явлений культуры.
Важно не только определить
предпосылки возникновения
Цель работы – рассмотреть историю создания музеев в России и за рубежом, а также их значение для понимания культуры и искусства сегодняшнего дня.
Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
В 1946 году была
создана международная
Согласно определению из устава Международного совета музеев – “Музей это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного и материального насыщения человека”. Ассоциация музеев говорит об этом несколько по-другому – музеи представляют для людей свои коллекции, с целью вызвать вдохновение и восхищение, а также научить. Это учреждения, которые собирают. Охраняют и делают доступными предметы и образцы, которые они сохраняют для общества.
Слово музей в русском языке пошло от латинского «мусеум», которое, в свою очередь образовалось от греческого мусейон – места посвященного музам – покровительницам искусств в греческой мифологии. Первый музей появился с подачи Птолемея I Сотера как составляющая комплекса Александрийской библиотеки в 280 году до н.э. Его считают и первым музеем в первой библиотеке.
Музеи собирают и забоятся об объектах научной, художественной или исторической важности и представляют их для просмотра публики на выставках. Выставки бывают постоянными или временными. Большие музеи расположены в крупных городах по всему миру, а маленькие местные музеи работают в городах поменьше. Большинство музеев предлагает программу и развлечения для всех типов посетителей, включая детей и взрослых; они могут быть интересны представителям разных профессий. Программы для гостей музея могут быть разработаны в виде лекций или семинаров, проводимых экспертами, фильмов, музыкальных или театральных представлений или технологических демонстраций. Предметом многих музеев являются разнообразные религии. Невзирая на то, что практически во всех музеях запрещено трогать экспонаты руками, сейчас появились интерактивные артефакты и голограммы, которым ничего не будет, если вы решите приблизить руку. Современные тенденции в музеологии расширили спектр объектов, которые представляются в виде интерактивных выставок, с целью подобрать оптимальный набор материалов для каждого посетителя. С развитием всемирной сети Интернет увеличилось количество виртуальных выставок, которые отображают картины и звуки.
Музеи обычно открыты для разнообразной публики и иногда взимают плату за вход. В некоторых музеях вход бесплатный, либо по особым дням либо круглогодично. Музеи обычно основываются не для того, чтобы из них извлекали выгоду, в отличие от галерей, основная цель которых – продать картины. Согласно типу собственности существуют государственные, негосударственные и частные семейные музеи.
Возникновение музея как феномена культуры основывалось на преодолении порядка существования, то есть на вытеснении старшего поколения младшим. Первобытный человек жил как-бы в двух временных пластах: он устремлялся в будущее (рос, взрослел, старел) и в тоже время обращался в прошлое – к своему истоку, носителем которой были предки, оставшиеся в памяти, и старики – хранители живой традиции.1
Первобытный протомузей создавал то пространство, где каждый участник ритуала ощущал себя частицей рода, переживая традицию не как нечто прошедшее, а как постоянно текущее настоящее, в котором авторитет старших был абсолютной ценностью, который был глубоко символичен, отсюда образ мудрого старца воплощал потребность удержать прошлое в его целостном бытии, культивируя тем самым идею “музейности”.
Так как весь ритуал переживался как истинная реальность, все, что относилось к ней, приобретало магический смысл. Отсюда, все культовые предметы обретали сакральность, их необходимо было оберегать, хранить в специально отведенных “священных” местах, и к которым имели право прикасаться лишь посредники миров – “первобытные маги”, они же следили за тем, чтобы эти раритеты передавались из поколения в поколение, тем самым, сохраняя традиции. Речь шла не столько о передаче “чисто художественного и материального наследия” пещер, сколько о сохранности наиболее существенного – идей и понятий, которые скрывались за образами первобытного искусства, в первую очередь магического ритуала.2
Таким образом, протомузей возник как организующий центр становящегося культурного пространства. При этом под “прото” понимается не временный смысл, а определенная “первопричина”. Протомузей стал святым пространством, имел самостоятельную ценность. Это место являлось символом Мира, репрезентируя его ценности, ценности культуры, так как оно создано человеком.
Самые ранние музеи начинали свое существование как частные коллекции богатых семейств, коллекционеров или организаций, специализирующихся на предметах искусства, раритетах, интересных природных явлениях или артефактах
Все эти предметы выставлялись в так называемых комнатах чудес или кунсткамерах. Публику к раритетам допускали, чаще всего туда ходили сильные мира сего, а полюбоваться на частные коллекции предметов искусства можно было только с позволения владельца.
Первыми музеями на общественных началах в Европе было несколько учреждений, олицетворивших собой восемнадцатый век, как век Просвещения:
Но эти общественные музеи посещали только представители высшего и среднего классов. Получить возможность прогуляться по галереям было делом непростым. Например, в Лондоне, чтобы зайти в Британский музей, нужно было письменно заполнить прошение о входе. Даже к 1800 годам еще существовало такое понятие, как двухнедельная очередь за входным билетом. Посетителей в небольших группах ограничивали по времени посещения – до двух часов.
Первым настоящим музеем для публики стал парижский Лувр, открывшийся в 1793 году во время Французской революции. Это было первое учреждение в истории, которое давало право свободного посещения бывших королевских коллекций предметов искусства для людей любого сословия и нации. Сказочные шедевры искусства, собираемые французскими монархами на протяжении веков, были доступны для любого гражданина три дня в декаду (в календаре республиканцев неделя была заменена периодом из десяти дней).
Когда Наполеон I завоевал большие города Европы, он конфисковал предметы искусства, и коллекция в Лувре намного возросла так, что организационные моменты стало труднее решать. После низвержения Наполеона в 1815, многие присвоенные им сокровища вернулись к законным владельцам. Его план никогда и не реализовался, но его модель музея как выражения националистической идеи получила горячий отзыв практически во всех европейских странах.
Американские
музеи последовали за европейскими,
и наравне с ними заняли место мировых
просветительских центров и объектов
широкого интереса. Период интенсивного
строительства музеев пришелся на конец
девятнадцатого – начало двадцатого века,
его до сих пор называют «музейным периодом».
В то время как многие музеи Америки, как
краеведческие, так и исторические и искусствоведческие,
ставили перед собой цель научных открытий
и разработок в сфере искусства Северной
Америки, появлялись и такие, которые имитировали
музейную традицию Европы. Так появились
галереи с коллекциями египетского, греческого,
римского искусства. Многие музеи мира
пострадали во время Второй мировой войны.
Царившее мародерство привело к исчезновению
множества шедевров мирового значения.
Мирное время часть из них была возвращена
в оригинальные места экспозиции.
В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В 14-15 вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.
На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.3
Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в 19-м в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.4
В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П. М. Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н. М. Мартьянова, В. И. Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий.