Морфологические и синтаксические нормы русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:31, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение морфологических и синтаксических норм русского языка.
В первую очередь необходимо определить само понятие морфологии и синтаксиса, выявить их задачи, а также определить, что является предметом их изучения.
Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Морфологию часто называют «грамматическим учением о слове».

Содержание

Введение 3
Часть I Нарушения морфологических норм и пути их преодоления 4
Глава 1. Образование форм имени существительного 4
Глава 2. Образование форм имени числительного 7
Глава 3. Образование форм местоимений 9
Глава 4. Образование форм имени прилагательного 11
Глава 5. Образование форм глагола 12
Часть II Нарушения синтаксических норм и пути их преодоления 13
Заключение 18
Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений в начальных предложениях текста: «Когда он был на озере, он увидел там дерево совершенно необычной формы».

     Речевые недочёты возникают и тогда, когда не одно, а два и более слов могут быть восприняты как замещаемые. Например, в предложении «Я увидел, что на школьном дворе идёт драка: восьмиклассник дерётся с шестиклассником. Этого мальчика я хорошо знал» остается неясным, кого «хорошо знал» автор — шестиклассника или восьмиклассника?

     Замещающие местоимения должны быть согласованы с замещаемым словом в роде и числе. Нарушение этого правила встречается, если замещаемое слов является собирательным существительным. Тогда местоимение ошибочно может быть употреблено в форме множественного числа, а не единственного, то есть, согласовано по смыслу, а не грамматически. Например, «Дворянство боялось, что они могут лишиться власти». Местоимение может оказаться согласованным в роде не с замещаемым существительным, а с тем словом, которое по отношению к данному существительному служит обозначением более широкого (родового) или, напротив, более узкого (видового) понятия: «Повесть «Дубровский» оказала большое влияние на развитие литературы. Трудно найти человека, который его не читал».

      В употреблении местоимений весьма распространены ошибки, причиной которых является влияние на литературный язык просторечия. Так, при употреблении личного местоимения «он» в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему обычно прибавляется так называемое протетическое «Н» (от греч. prothesis — стоящий впереди), отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения — «ему», «ей», но «к Нему», «к Ней». В просторечии это правило часто нарушается — «Они — замечательные актёры, от их создается хорошее настроение». Воздействием просторечия объясняется и употребление усечённой формы родительного падежа женского рода местоимения «она» — «у ней не было жилья». В литературном языке отсутствуют специальные притяжательные местоимения для обозначения принадлежности третьему лицу, и в случае необходимости выразить данные отношения употребляются личные местоимения в родительном падеже — «её машина», «их дети». В просторечии такие притяжательные местоимения существуют. Особенно распространено слово «ихний», реже, но встречаются формы «ейный», «евойный» («егойный»). 
 
 
 
 

         Глава 3. Образование форм имени прилагательного 

     Форма прилагательного зависит от категории  рода, числа, и падежа существительного, к которому оно принадлежит. Ее усвоение происходит естественным путем, и ошибки здесь не так многочисленны. Встречаются они в употреблении и краткой форм и при образовании сравнительной степени.

     1) Во многих случаях полная и  краткая форма используются параллельно, различаясь лишь тонкими смысловыми и стилистическими оттенками: «Он еще молод» (выражает временный признак) - «Он еще молодой» (выражает постоянный признак). «Сапоги узкие» (выражает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой) – «Сапоги узки» (выражает признак недостаточности размера, носить такие сапоги данному человеку нельзя). Однако есть ситуации, когда возможно употребление только одной из этих форм. Именно в этих случаях и возникают речевые ошибки: а) полная форма употребляется вместо краткой – «Шляпка была полная (правильно - «полна») воды»; б) краткая форма употреблена вместо полной – «В детстве мальчик был очень полон, потому что много ел».

     2) Ошибки появляются и при образовании  степеней сравнения имени прилагательного.  Это происходит в двух случаях:  при образовании сравнительной степени такого прилагательного, которое в языке не имеет данной формы, и при образовании сравнительной степени ненормативным способом. В первом случае это прилагательные с суффиксами –СК-, -К-, -ОВ-, -ЕВ-, -Л-: дружеский, боевой, вялый, маркий и т.д. Ненормированное образование при помощи простой формы сравнительной степени: «День ото дня подросток становился все смелее и боевее». «С начала я спорил с мамой, а потом понял, что она всегда правее меня».

     Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ЕЕ(-ЕЙ). Однако значительное число широко употребительных прилагательных с основой на «Г», «К», «Д», «X» (иногда на «Т» и «CT») образуют данные формы с помощью суффикса -Е. При этом происходит чередование конечного согласного основы: «тихий — тиШЕ», «громкий — громЧЕ», «строгий — строЖЕ». Ряд прилагательных образуют данные формы при помощи суффикса -ШЕ («тонкий — тоньШЕ»). Ошибки встречаются в связи с тенденцией во всех случаях употреблять для образования сравнительной степени наиболее распространенные суффиксы -ЕЕ-(-ЕЙ-). При этом чередование согласных исчезает: «Я никогда не видел книгу толстее». Встречается и явление обратного порядка — замена продуктивного образования непродуктивным: «Этот путь гораздо длиньше, чем тот». 
 
 
 

      Глава 4. Образование форм имени числительного 

     Имя числительное — лексически замкнутая категория, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс, и ошибки здесь встречаются часто.

     Большое их количество связано с употреблением составных форм имен числительных. Правила склонения этой части речи просты — при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово: «Течение реки достигает 120 (ста двадцати) 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В ночь на 26 (двадцать шестое) июня шел дождь».

     При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму множественного числа (сутки, сани, ножницы, брюки, очки)», используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: «двое (трое, четверо) суток». Если необходимо показать количество предметов, обозначенных существительными только во множественном числе, от 22 до 24 использовать собирательное числительное нельзя и нужно прибегнуть к лексической замене: нельзя сказать «двадцать двое ножниц», но можно «двадцать ножниц и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».

     Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного «оба (обе)». Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то выступает в следующих падежных формах: «оба брата (дерева)» - именительный; «обоих братьев (деревьев)» - родительный; «к обоим братьям (деревьям)» - дательный; «обоими братьями (деревьями)» - творительный; «обоих братьев (оба дерева)» - винительный; «об обоих братьях(деревьях)» - предложный. Определяя количественно существительные женского рода, собирательное числительное принимает такие формы: «обе сестры (руки)» - вин.; «обеими сестрами (руками)» - творит.; «об обеих сестрах (руках)» - предложный.

     От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Мужской и средний род в именительном и винительном падежах принимают форму «полтора», в остальных падежах – «полутора». Женский род в именительном и винительном падежах – «полторы». В остальных – «полутора». При этом существительные изменяются в соответствии с правилами. 
 
 
 
 
 
 

                  Глава 5. Образование форм глагола 

     Характерной особенностью русских глаголов является наличие двух формообразующих основ: основы инфинитива (открытая основа) и основы настоящего времени (закрытая основа). Открытая основа — основа на гласную. К ней, как правило, прибавляются формообразующие морфемы начинающиеся с согласной, например суффикс -Л-прошедшего времени, суффиксы причастий прошедшего времени и т.д. Закрытая основа — основа на согласный, и к ней прибавляются формообразующие морфемы, начинающиеся с гласного звука, например, суффиксы —АЩ-(-ЯЩ-), -УЩ- (-ЮЩ-) причастий настоящего времени: «читаю [й'у] — читающий[й'у]».

     Между открытой и закрытой глагольными  основами в современном языке  сложились весьма разнообразные  соотношения. Они положены в основу классификации глаголов, их деления на словоизменительные классы. Если соотношения между открытой и закрытой основами воспроизводятся во вновь образующихся глаголах, класс называют продуктивным. Если же такого воспроизведения нет — непродуктивным. Приводим один из наиболее известных вариантов классификации продуктивных классов глаголов.

Глаголы с иными соотношениями основ  инфинитива и настоящего времени  обычно называют непродуктивными. Их количество сравнительно невелико, но многие из них  являются широко употребительными.

     Ошибки  в образовании глагольных форм разнообразны. Можно выделить следующие их типы: 1) неверное образование глагольной основы; 2) несоблюдение чередований в основе настоящего времени; 3) унификация основ инфинитива и прошедшего времени; 4) деформация разноспрягаемых глаголов; 5) ненормативное образование форм повелительного наклонения; 6) заполнение «пустых клеток» в парадигме.

     1. Образование ненормативной основы  настоящего времени при опоре  на основу инфинитива часто  встречается среди глаголов непродуктивного  класса типа «искать — ищу»  путём прибавления «Й» к основе инфинитива: «дремать — дремаю», «шептать — шептаю», «скакать — скакаю», «жаждать — жаждаю».

     2. Чередование согласных з/ж, г/ж,  к/ч, с/ш наблюдается у ряда глаголов внутри основы настоящего времени. При этом формы 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа оказываются противопоставленными всем другим формам и могут влиять на них: «берегу, берегут» —«бережёшь, бережёте, бережём, бережёт». В речи довольно часто встречаются формы «берегёт», «стерегёт» и т.д. Встречаются и примеры обратного влияния: «По вечерам мы жгём костёр, поём любимые песни».

     3. У подавляющего большинства глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени. Но есть группа слов, у которых эти основы различны: «сечь— секли», «печь — пекли», «течь — текли», «гибнуть — гибли» и т.д. В подобных случаях возможна унификация основ, заключающаяся в том, что формы прошедшего времени образуются путём прибавления формообразующих морфем к основе инфинитива: «Хотя я сильно ушибилась, но всё равно не плакала». Особенно часто такая унификация связана с наличием в основе суффикса -НУ- (мокнуть, сохнуть, глохнуть, дохнуть и т.д.).

     4. Влиянием просторечия можно объяснить  ошибки в употреблении разноспрягаемых  глаголов «хотеть» и «бежать»: «Бегим скорее домой» или «Он  сказал, что не хотит идти с нами».

     5.Существуют два способа образования формы повелительного наклонения глагола: использование так называемой «чистой» основы настоящего времени — «пой», «стой», «крась» (нулевое окончание) — и прибавление к основе настоящего времени окончания -И — «пиши», «расскажи», «уложи». Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов с основой на -Й,-являющейся ударной. В ряде случаев говорящий оказывается перед выбором — использовать нулевое окончание или окончание -И. И выбор может оказаться неудачным: «Закончь эту работу побыстрее!». Наиболее распространенной ошибкой в образовании формы повелительного наклонения являются не соответствующие норме формы от глагола «ехать». Потребность в этой форме чрезвычайно велика, так как глагол весьма употребителен в повседневной речи. Формы «ехай(те)» и «едь(те)» носят ярко выраженный просторечный характер и не могут быть рекомендованы для употребления. В качестве замены следует использовать глагол «поезжай (те)». Он образован от устаревшего глагола «поезжать», практически вышедшего из употребления.

     6. Ряд глаголов имеет неполную парадигму — в системе их форм не хватает тех или иных образований, в том числе деепричастий и страдательных причастий. Так, некоторые глаголы с основой на «Д», «Т», «3» не имеют нормативной формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени по фонетическим причинам: дерзить, победить, очутиться, дудеть, гудеть, ощутить, ерундить, затмить, убедить, чудить, шкодить. При необходимости использовать глаголы именно в форме 1-го лица пользуются описательной конструкцией — «я попытаюсь убедить», «я могу победить», «я хочу ощутить», «я не буду шкодить». Однако в речи встречается и ошибочное образование таких форм: «Никогда я не думал, что очутюсь в такой ситуации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Морфологические и синтаксические нормы русского языка