Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:31, реферат
Целью данной работы является изучение морфологических и синтаксических норм русского языка.
В первую очередь необходимо определить само понятие морфологии и синтаксиса, выявить их задачи, а также определить, что является предметом их изучения.
Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Морфологию часто называют «грамматическим учением о слове».
Введение 3
Часть I Нарушения морфологических норм и пути их преодоления 4
Глава 1. Образование форм имени существительного 4
Глава 2. Образование форм имени числительного 7
Глава 3. Образование форм местоимений 9
Глава 4. Образование форм имени прилагательного 11
Глава 5. Образование форм глагола 12
Часть II Нарушения синтаксических норм и пути их преодоления 13
Заключение 18
Библиографический список 19
Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений в начальных предложениях текста: «Когда он был на озере, он увидел там дерево совершенно необычной формы».
Речевые недочёты возникают и тогда, когда не одно, а два и более слов могут быть восприняты как замещаемые. Например, в предложении «Я увидел, что на школьном дворе идёт драка: восьмиклассник дерётся с шестиклассником. Этого мальчика я хорошо знал» остается неясным, кого «хорошо знал» автор — шестиклассника или восьмиклассника?
Замещающие местоимения должны быть согласованы с замещаемым словом в роде и числе. Нарушение этого правила встречается, если замещаемое слов является собирательным существительным. Тогда местоимение ошибочно может быть употреблено в форме множественного числа, а не единственного, то есть, согласовано по смыслу, а не грамматически. Например, «Дворянство боялось, что они могут лишиться власти». Местоимение может оказаться согласованным в роде не с замещаемым существительным, а с тем словом, которое по отношению к данному существительному служит обозначением более широкого (родового) или, напротив, более узкого (видового) понятия: «Повесть «Дубровский» оказала большое влияние на развитие литературы. Трудно найти человека, который его не читал».
В употреблении местоимений весьма распространены
ошибки, причиной которых является влияние
на литературный язык просторечия. Так,
при употреблении личного местоимения
«он» в косвенных падежах в сочетании
с предлогами к нему обычно прибавляется
так называемое протетическое «Н» (от
греч. prothesis — стоящий впереди), отсутствующее
при беспредложном употреблении того
же местоимения — «ему», «ей», но «к Нему»,
«к Ней». В просторечии это правило часто
нарушается — «Они — замечательные актёры,
от их создается хорошее настроение».
Воздействием просторечия объясняется
и употребление усечённой формы родительного
падежа женского рода местоимения «она»
— «у ней не было жилья». В литературном
языке отсутствуют специальные притяжательные
местоимения для обозначения принадлежности
третьему лицу, и в случае необходимости
выразить данные отношения употребляются
личные местоимения в родительном падеже
— «её машина», «их дети». В просторечии
такие притяжательные местоимения существуют.
Особенно распространено слово «ихний»,
реже, но встречаются формы «ейный», «евойный»
(«егойный»).
Глава
3. Образование форм
имени прилагательного
Форма прилагательного зависит от категории рода, числа, и падежа существительного, к которому оно принадлежит. Ее усвоение происходит естественным путем, и ошибки здесь не так многочисленны. Встречаются они в употреблении и краткой форм и при образовании сравнительной степени.
1)
Во многих случаях полная и
краткая форма используются
2)
Ошибки появляются и при
Продуктивным
и регулярным способом образования сравнительной
степени является прибавление к основе
суффикса -ЕЕ(-ЕЙ). Однако значительное
число широко употребительных прилагательных
с основой на «Г», «К», «Д», «X» (иногда на
«Т» и «CT») образуют данные формы с помощью
суффикса -Е. При этом происходит чередование
конечного согласного основы: «тихий —
тиШЕ», «громкий — громЧЕ», «строгий —
строЖЕ». Ряд прилагательных образуют
данные формы при помощи суффикса -ШЕ («тонкий
— тоньШЕ»). Ошибки встречаются в связи
с тенденцией во всех случаях употреблять
для образования сравнительной степени
наиболее распространенные суффиксы -ЕЕ-(-ЕЙ-).
При этом чередование согласных исчезает:
«Я никогда не видел книгу толстее». Встречается
и явление обратного порядка — замена
продуктивного образования непродуктивным:
«Этот путь гораздо длиньше, чем тот».
Глава
4. Образование форм
имени числительного
Имя числительное — лексически замкнутая категория, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс, и ошибки здесь встречаются часто.
Большое их количество связано с употреблением составных форм имен числительных. Правила склонения этой части речи просты — при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово: «Течение реки достигает 120 (ста двадцати) — 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В ночь на 26 (двадцать шестое) июня шел дождь».
При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму множественного числа (сутки, сани, ножницы, брюки, очки)», используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: «двое (трое, четверо) суток». Если необходимо показать количество предметов, обозначенных существительными только во множественном числе, от 22 до 24 использовать собирательное числительное нельзя и нужно прибегнуть к лексической замене: нельзя сказать «двадцать двое ножниц», но можно «двадцать ножниц и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».
Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного «оба (обе)». Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то выступает в следующих падежных формах: «оба брата (дерева)» - именительный; «обоих братьев (деревьев)» - родительный; «к обоим братьям (деревьям)» - дательный; «обоими братьями (деревьями)» - творительный; «обоих братьев (оба дерева)» - винительный; «об обоих братьях(деревьях)» - предложный. Определяя количественно существительные женского рода, собирательное числительное принимает такие формы: «обе сестры (руки)» - вин.; «обеими сестрами (руками)» - творит.; «об обеих сестрах (руках)» - предложный.
От
родовой принадлежности существительного
зависит склонение числительного «полтора».
Мужской и средний род в именительном
и винительном падежах принимают форму
«полтора», в остальных падежах – «полутора».
Женский род в именительном и винительном
падежах – «полторы». В остальных – «полутора».
При этом существительные изменяются
в соответствии с правилами.
Глава 5.
Образование форм глагола
Характерной особенностью русских глаголов является наличие двух формообразующих основ: основы инфинитива (открытая основа) и основы настоящего времени (закрытая основа). Открытая основа — основа на гласную. К ней, как правило, прибавляются формообразующие морфемы начинающиеся с согласной, например суффикс -Л-прошедшего времени, суффиксы причастий прошедшего времени и т.д. Закрытая основа — основа на согласный, и к ней прибавляются формообразующие морфемы, начинающиеся с гласного звука, например, суффиксы —АЩ-(-ЯЩ-), -УЩ- (-ЮЩ-) причастий настоящего времени: «читаю [й'у] — читающий[й'у]».
Между открытой и закрытой глагольными основами в современном языке сложились весьма разнообразные соотношения. Они положены в основу классификации глаголов, их деления на словоизменительные классы. Если соотношения между открытой и закрытой основами воспроизводятся во вновь образующихся глаголах, класс называют продуктивным. Если же такого воспроизведения нет — непродуктивным. Приводим один из наиболее известных вариантов классификации продуктивных классов глаголов.
Глаголы с иными соотношениями основ инфинитива и настоящего времени обычно называют непродуктивными. Их количество сравнительно невелико, но многие из них являются широко употребительными.
Ошибки в образовании глагольных форм разнообразны. Можно выделить следующие их типы: 1) неверное образование глагольной основы; 2) несоблюдение чередований в основе настоящего времени; 3) унификация основ инфинитива и прошедшего времени; 4) деформация разноспрягаемых глаголов; 5) ненормативное образование форм повелительного наклонения; 6) заполнение «пустых клеток» в парадигме.
1.
Образование ненормативной
2.
Чередование согласных з/ж, г/
3. У подавляющего большинства глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени. Но есть группа слов, у которых эти основы различны: «сечь— секли», «печь — пекли», «течь — текли», «гибнуть — гибли» и т.д. В подобных случаях возможна унификация основ, заключающаяся в том, что формы прошедшего времени образуются путём прибавления формообразующих морфем к основе инфинитива: «Хотя я сильно ушибилась, но всё равно не плакала». Особенно часто такая унификация связана с наличием в основе суффикса -НУ- (мокнуть, сохнуть, глохнуть, дохнуть и т.д.).
4.
Влиянием просторечия можно
5.Существуют два способа образования формы повелительного наклонения глагола: использование так называемой «чистой» основы настоящего времени — «пой», «стой», «крась» (нулевое окончание) — и прибавление к основе настоящего времени окончания -И — «пиши», «расскажи», «уложи». Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов с основой на -Й,-являющейся ударной. В ряде случаев говорящий оказывается перед выбором — использовать нулевое окончание или окончание -И. И выбор может оказаться неудачным: «Закончь эту работу побыстрее!». Наиболее распространенной ошибкой в образовании формы повелительного наклонения являются не соответствующие норме формы от глагола «ехать». Потребность в этой форме чрезвычайно велика, так как глагол весьма употребителен в повседневной речи. Формы «ехай(те)» и «едь(те)» носят ярко выраженный просторечный характер и не могут быть рекомендованы для употребления. В качестве замены следует использовать глагол «поезжай (те)». Он образован от устаревшего глагола «поезжать», практически вышедшего из употребления.
6.
Ряд глаголов имеет неполную парадигму
— в системе их форм не хватает тех или
иных образований, в том числе деепричастий
и страдательных причастий. Так, некоторые
глаголы с основой на «Д», «Т», «3» не имеют
нормативной формы 1-го лица единственного
числа настоящего или будущего времени
по фонетическим причинам: дерзить, победить,
очутиться, дудеть, гудеть, ощутить, ерундить,
затмить, убедить, чудить, шкодить. При
необходимости использовать глаголы именно
в форме 1-го лица пользуются описательной
конструкцией — «я попытаюсь убедить»,
«я могу победить», «я хочу ощутить», «я
не буду шкодить». Однако в речи встречается
и ошибочное образование таких форм: «Никогда
я не думал, что очутюсь в такой ситуации».
Информация о работе Морфологические и синтаксические нормы русского языка