Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в скором времени не произойдет значительных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных ситуациях больше всего подвержены гибели идеалов, усилению нигилизма, т.к. система ценностей подвижна, идеология не устоявшееся, что приводит к потере духовного здоровья нации.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..2
2. Субкультура: понятие, разновидности. Контркультура…………….3
3. Особенности молодежных субкультур в современной России…..…9
4. Молодежь и преступная субкультура……………………………….14
5. Заключение……………………………………………………………17
6. Список использованной литературы………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Культурология - Молодежные субкультуры.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

    Российское  общество находится в наше время в процессе контрультурного разграничения. Рождается новоиспеченная социокультурная группа, имеющая характерный менталитет, образ жизни, ценностные директивы. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длинной полосы контркультурных феноменов. 

Особенности молодежных субкультур в современной  России

     Изучение  молодежных субкультур составляет важное течение социологии молодежи. С шестидесятых годов двадцатого века к этой проблематике направились ведущие социологи разных стран мира. В отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца восьмедисятых годов велся в весьма тесных рамках. В известной мере это было истолковывало тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная аномалия, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Действовало и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало изображены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

     На  первых этапах формирования молодежная субкультура и в России, и за рубежом образовывалсь как протест противоречиям, появляющимся в обществе, а также как протест неспособности традиционной культуры удовлетворить интересы и нужды молодого поколения, обеспечить его самовыражение, самореализацию и право на характерное мировоззрение. В этом аспекте молодежную субкультуру можно анализировать как оппозиционную традиционной культуре.

     Следует отметить, что создание молодежью  собственной системы ценностей  не означает окончательного отказа от ценностей традиционной культуры, оно лишь отражает специфику взоров молодых людей на окружающий мир.

     По  мнению Лупандина В. Н., развитие и развитие молодежной субкультуры в странах Запада и в России характеризуется заимствованием элементов инородной культуры, которые под влиянием социокультурных особенностей того или иного круга обретают специфические национальные черты. Ббурное развитие молодежной субкультуры в странах Западной Европы на границе 60-х - 70-х годов 20 века характеризовалось заимствованием элементов североамериканской культуры, а развитие молодежной субкультуры в России сопутствовало заимствованием элементов и американской, и европейской культуры.

     Особенность отечественных молодежных субкультур, состоит в том, что множество из них направлены либо на проведение свободного времени, либо на передачу информации. На Западе альтернативное движение, поднявшееся из молодежных субкультур 60-70 годах, активно участвует в общественных программах, помощи престарелым, наркоманам и т.п. Очевидно, такое отличие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долго отучавшего граждан от самодеятельности и активности.

     Начиная с 90-х годов 20 столетия обостряет ценностное и имущественное расслоение молодежи.

     Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

  • от уровня граматности. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она существенно выше, чем у студентов;
  • от возраста. Пик инициативности — 16—17 лет, к 21—22 годам она зримо падает;
  • от места жительства. Движения неформалов более свойственны для города, нежели для деревни, так как именно мегаполисы с его обилием социальных связей дает настоящую возможность выбора ценностей и конфигураций поведения.
  • Говоря о становлении нашей российской молодежной субкультуры выделим ряд основных факторов, обозначивших ее национальную специфику, как то:

     1. Системный кризис, затронувший общественную структуру российского общества с началом перестройки и переходом к рыночной экономике, содействовал переоценке традиционных ценностей. Возникшая на уровне массового сознания соперничество советских, либерально-демократических и так называемых "западных" ценностей стала одной из причин характерного нрава культурной самореализации юных россиян.

     2. Коммерциализация цивилизованного процесса, все более видимый отход от норм и ценностей "высокой"' культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно выражающийся в электронных средствах массовой информации, также отразились на специфике воспитании системы установок, ориентации и культурных идеалов российской молодежи.

     3. Сокращение программы гуманитарной социализации молодежи, подготовка узкоспециализированных профессиональных работников по западному примеру в немалой степени содействовали вырабатыванию специфической молодежной субкультуры в различных профессиональных группах российского юного поколения.

     Российская  Федерация как государство с  немалым территориальным пространством и многонациональным составом населения характеризуется основными региональными и национальными отличиями, определяющими региональную специфику российской молодежной субкультуры.

     Таким образом, молодежную субкультуру России необходимо анализировать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для осуществления своих творческих возможностей или выражения протеста против существующего порядка формирует особые социальные — формальные или неформальные - общества. Несмотря на различие в генезисе, молодежь различных социальных групп стоит перед одной и той же проблемой перехода из одной возрастной группы в другую. Молодежь как переходная фаза располагает общими чертами, которые выражают в различной форме, зависящей уже от социального происхождения, унаследованной культуры родителей или иных значимых для них людей.

    Основные  молодежные субкультуры. Тедди-бойз (теды) - первые "народные дьяволы", подростки с малой квалификацией, выключенные из системы британской послевоенной мобильности. Американский рок-н-ролл, вызывающая показная манера, показное благополучие. Выражают консервативные ценности рабочего класса.

    Моды  - попытка абстрагироваться от предписанного координатами рабочего происхождения за счет "беловоротничковой" работы и пижонской внешности. Первая английская субкультура с аттрибутивным употреблением психостимулирующих препаратов. Мир взрослых опрокинут с ног на голову: работа не имеет ценности или значительности, тщеславие и заносчивость - положительные качества.

    Скинхедз (произошли от модов)  Задача: 1. Сохранение того, что кажется им "традициями рабочего класса". 2. Борьба с группами, какие воспринимались ими как девиантные: выходцы из Азии, ярые футбольные фанатики. Консервативные ценности настойчивого труда, церемониальная защита своей территории.

    Панки. Члены этой субкультуры возбуждали исключительной общественное негодование срывом всех возможных правил и, по мнению публицистов, представлявшие собой первую угрозу для всех английской молодежи. Субкультура панков была связана с новым музыкальным течением "панк-рок".

    Образность  культуры панков и их шокирующее обличие  связаны с идеями Э. Уорелла, теориями перфомэнса и формами концептуального искусства. Люрекс, пластиковые мусорные мешки, булавки, туалетные цепочки и прочие предметы использовались как элементы шокирующего имиджа. Невероятные прически, выкрашенные в разнообразные цвета и выстриженные в самых неожиданных местах волосы, составляли обязательную часть индивидуального стиля любого панка.

    "Панки  носили наряды, которые были выражением  в одежде ругательств, а ругались  они так, как и одевались  - с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. Облаченные в хаос, они воспроизводили шум в бесстрастно оркестрированном кризисе повседневной жизни поздних 70-х годов (Чемберс "Popular culture"). Панки появились в период увеличения молодежной безработицы и вновь ввели социальную и политическую критику в музыку. Они отрицали ценности таких институтов как  культура, дом, труд, образование, вера, монархия и т.д. Любой институт, связанный с поддержанием статус-кво, был предметом их нападения.

    "Панки  не просто непосредственно откликались  на увеличение безработицы, изменение  моральных шаблонов, новое открытие нищеты, депрессию и т.д., они драматизировали то, что было позже названо "Упадком Британии", путем конструирования языка исключительно релевантного и земного. Панки овладели риторикой кризиса. Резонно, что панки должны были подать себя в качестве "дегенератов", как символ широко освещаемого упадка, точно репрезентирующий атрофированное состояние. В 1977 году пресса зафиксировала появление новых тедов как субкультуры, антагонистической панкам. Как и скинхеды, они объявили себя рабочими белыми англичанами, выступающими за сохранение социального порядка и противостоящими анархически- разрушительному действию панков.

    Панки - деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего, и теды, - консервативная сила, ищущая последовательности и стабильности

    Таким образом субкультура является попыткой разрешения молодежью вопросов, связанных с ее маргинальным статусом в мире, а не выражением морального распада, как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, проходящие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица. 

Молодежь  и преступная субкультура

     На  фоне социальной аномии широчайшее распространение  приобретает преступность среди  российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти 2 раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим правонарушения, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России? Расчет на базе приватной государственной статистики обнаруживает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.

     Истоки  криминализации молодежных субкультур носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек. При суммировании не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта — важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

     Из  этих ориентиров особое значение имеет  культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. В  исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно  лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку.

     Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных  залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками такого рода групп становятся конкуренция накаченных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто — золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.

     Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными  действиями по «оздоровлению» общества.

В 1980-е  годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых было в общественном сознании стало знаком всего этого явления. Речь идет о люберах. Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в практике «ремонта» — совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). «Успешные» рейды укрепляли солидарность криминальной молодежной группы на ценностях насилия. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Информация о работе Молодежные субкультуры