Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:09, курсовая работа
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в скором времени не произойдет значительных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных ситуациях больше всего подвержены гибели идеалов, усилению нигилизма, т.к. система ценностей подвижна, идеология не устоявшееся, что приводит к потере духовного здоровья нации.
1. Введение………………………………………………………………..2
2. Субкультура: понятие, разновидности. Контркультура…………….3
3. Особенности молодежных субкультур в современной России…..…9
4. Молодежь и преступная субкультура……………………………….14
5. Заключение……………………………………………………………17
6. Список использованной литературы………………………………...19
Содержание
Введение
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в скором времени не произойдет значительных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных ситуациях больше всего подвержены гибели идеалов, усилению нигилизма, т.к. система ценностей подвижна, идеология не устоявшееся, что приводит к потере духовного здоровья нации.
Чтобы выразить помощь молодежи нужны знания важнейших тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи учит молодежь как общественное единство, особенности ее социализации, формирования, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью познаний и опыта старших поколений, особенности типа жизни, вырабатывание жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение общественных ролей. Эти знания нужны социальным работникам для того, чтобы результативно построить
труд.
Молодежь это социально-
период становления зрелости, привыкания к миру взрослых и
будущие изменения.
Молодежь имеет мобильные границы своего возраста, они зависят от
социального развития общества, условий
жизни.
Субкультура: понятие, разновидности. Контркультура.
Субкультура это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается целостным строем, обычаями, нормами. Культура каждой эпохи обладает относительным единством, но она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная от народной, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на мелкие частицы. Любая эпоха предстает нам в виде сложного спектра тенденций, традиций и манифестаций человеческого духа.
Даже в древней культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского начал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.
В культурном периоде сосуществуют разные тенденции и основания, эзотерическое и профанное, официальное и народное и т.д. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христианское начало, сосуществовало со старым, языческим.
Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отделены от магистрального пути внутреннего творчества. В самом деле, какое взаимоотношение имеет карнавальная атмосфера, уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвещению в рыцари и т.д.? в сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отгорожена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что культура вдруг оказывается более важной или определяющей эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно видеть механизмы социокультурной динамики.
Некоторые
образования культуры отражают социальные
или демократические
В кругах заключенных, говорящих на своем жаргоне, складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для них.
Такие феномены мы называем субкультурой, это обозначение закрепляет герметичность данного явления. Цыгане не претендуют на всеобщность их жизненных установок, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сберечь лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как чуждую им. То же самое можно сказать и о осужденных находящихся в заключении. Карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться обратиться в официальную. Субкультура призвана хранить социокультурные признаки в установленной изоляции от "иного" культурного слоя.
В нашем мире примером субкультры можно считать секты. Эти религиозные объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят лидеры, которые считают себя пророками или даже идолами. Почти во всех сектах царят единомыслие, дисциплина, дух свободного общества здесь часто утрачен. Однако, несмотря на строгие меры, которые применяются к приверженцам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, долголетняя работа с культовыми объединениями не дала чувствительных результатов. Наоборот, она часто вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических религий предстают страдальцами.
Субкультурные тенденции в мире вызваны к жизни тягой официальной культуры заполнить собой все сферы социального организма. Партийная идеология машинально рождала дессидентство. Тотальный рационализм вызывает аналогичную реакцию.
Субкультура обладает выносливостью и в то же время не оказывает влияния на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и ликвидируются, а ведущий ствол культуры при этом остается неизменным. Мангейм постигнул эту проблему в привычных рамках философии жизни. Решение переводило к тому, что субкультура обуславливает разницы поколений.
Проблема субкультуры анализирует в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что присоеденение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, приспособление к ней - процесс сложный, насыщенный психологическими и иными сложностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву и ценностным исканиям.
Так, по мнению многих культурологов, возникают определенные культурные циклы, определенные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую реальность, создает собственную субкультуру, которая хоть и не вызывает незамедлительных ощутимых изменений в пути культуры, вместе с тем влияет на «срезы» культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль эпохи.
Контркультура - понятие в современной культурологии и социологии, применяется для обозначения социокультурных указаний, противостоящих фундаментальным взглядам, царящим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежными субкультурами 60х гг., отражающих критическое отношение к современной культуре и отрицание ее как "культуры отцов".
Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60 гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежал американскому Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, устремленные против господствующей культуры, в некий сравнительно целостный феномен - Контркультуру.
В конце 20 века культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как ведущая, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению вопроса присоединились не только социологи но и культурологи. Многие исследователи подошли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию приспособления ее обновления и преображения.
В истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинали претендовать на некоторую универсальность. Они выходят за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные и практические установки для широких социальных единств. В этом случае это уже не субкультура, а скорее контркультурные тенденции.
Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультура. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурный смысл. Культура вовсе не развивается путем простого увеличения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество полагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя древняя культура.
В культуре стабильно происходят парадигмальные сдвиги. Это глубинные преобразования рождают контркультуру. Культурфилософия не располагает другим мнением, которое доказывало бы на общесоциальный характер такого рода реформ.
В истории постоянно переменяют социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов ввергают к интенсивному брожению, которое требует своего формулирования. Эти искания пробуждают новые культуры, но чтобы возникла новая принципиально иная пора, нужны новые ценностные ориентации, меняющие строение всей жизни.
Контркультура, в культурфилософском разъяснении, постоянно показывает себя в виде механизма культурных нововведений. Она, следовательно, обладает огромной возможностью обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт, архаика. Официальная, владычествующая культура устояла, сумев впитать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранив собственную целостность. Натиск новых ценностных ориентаций стал недолговечным.
В современном мире произошла решительная переоценка этики труда, смысла жизни, взаимоотношений между полами, обычаев. Д.Белл, например, подметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он, в соответствии со своими косными убеждениями, называет модернистской.
В контексте подобных исследований, понятие "контркультура" принимает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным смыслом в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем спровоцировали настоящие ценностные революции. Контркультура, таким образом, есть совокупность эффективных поисков нового ценностного ядра нынешней культуры.
Противостояние царящей культуре, рождение новых ценностных и утилитарных установок - процесс, постоянно повторяющий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении появляющейся христианской Церкви с Римской империей.
История христианства в Европе начинается с противостояния властвующей культуре, с объявления новых святынь и жизненных определений. В той же мере отход от христианской культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только вера, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отказ от официальных канонов, идет ли речь о идеологических, этических или эстетических устоях. Каждая новая культура, культура конкретной эпохи, начинается в процессе кризиса предыдущей социокультурной парадигмы. С этой точки зрения есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языческом сознании древности.
Э.Тирьякян еще в середине 70 годов разглядел в контркультурных феноменах сильные катализаторы культурно-исторического процесса. Зарубежные издания конца 80-х начала 90-х годов. свидетельствуют о том, что в нашем мире проистекает "революция сознания". Она указывает собой рождение новой культуры. Осознание контркультуры как ядра будущей культурной парадигмы делается в западной культурологии традиционным.