Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Новгородский
Государственный Университет
Имени Ярослава
Мудрого
Институт
непрерывного педагогического образования
Кафедра
профессионального педагогического
образования
и социального управления
Контрольная
работа
по дисциплине
СОЦИОДИНАМИКА
КУЛЬТУРЫ
Специальность
080507
Менеджмент
организации
ТЕМА: Модель социокультурной
динамики (СКД) Питирима Сорокина. Идеациональные,
идеалистические и чувственные
культуры.
Руководитель:
_______________________________
_______________________________
Студента
Михайловой Веры Анатольевны
Группа 0555
Великий
Новгород
2011
Содержание |
Введение |
3 |
1.
Модель социокультурной динамики
П. Сорокина |
4 |
2.
Три типа культурных суперсистем
|
6 |
2.1.
Идеациональная культурная
суперсистема. |
6 |
2.2.
Идеалистическая
культурная суперсистема. |
8 |
2.3.
Чувственная культурная
суперсистема. |
10 |
Заключение. |
13 |
Список
используемой литературы. |
15 |
Введение.
Человек
- это единственный из живых существ
во всем мире, обитающий как бы в двух мирах
одновременно. С одной стороны, это природное
тело, подчиненное всем физическим, химическим
и биологическим законам и вне природного
мира его существование немыслимо. Эта
жизнь, увы, коротка и ограничена во времени
и в пространстве. С другой стороны, человек
живет и в мире неприродном, сверхчувственном,
созданном им самим - в мире культуры. Этот
мир свободен от оков времен и расстояний.
Культура
не просто формирует и реализует
сущностные силы человека, но реализует
их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями,
знаниями. Освоение и развитие социального
опыта невозможно вне общения. Культура
возникает вместе с людьми и вместе с ними
претерпевает исторические изменения.
Это сложное
и многоплановое явление, которое
отнюдь не сводится только к этике поведения,
искусству или гуманитарным знаниям. Созданная
человеком и потому неприродная, она включает
в себя и отношение к природе (культура
экологическая), и отношение к себе самому
как к природному телу (культура физическая)
и отношение к себе же, но как к явлению
социальному (культура экономическая
и политическая).
Одним
из всемирно признанных авторитетов
в этой области является Питирим
Сорокин выдающийся представитель
социологической школы, русско-американский
социолог и историк культуры.
В последнее
десятилетие произошло бурное возвращение
на Родину трудов Питирима Сорокина и
сегодня их уже не нужно представлять
отечественному социологу. Целый ряд
изданий, конференции и симпозиумы,
многочисленные учебники с популярным
изложением биографии и теоретических
концепций классика призваны свидетельствовать
об этом как о свершившемся факте. Однако
отношение к наследию Сорокина в среде
ученых остается почти исключительно
музейным: его признают, перед ним благоговеют,
им гордятся, но с неизменным подтекстом
«прошедшего времени». На наш взгляд некоторые
моменты концепции социально-культурной
динамики Сорокина, заслуживают более
пристального внимания и дальнейшего
научного развития.
1.
Модель социокультурной
динамики П. Сорокина
В основу
модели социально-культурной макродинамики
Сорокиным положен известный
из глубокой древности принцип цикла,
который привлекал его внимание
и раньше. Согласно его модели, в истории
каждой цивилизации последовательно и
неизбежно сменяют друг друга культурные
суперсистемы, основанные на трех контовских
фундаментах социальной жизни - теологии,
метафизике и позитивной науке. Упрощенно
и схематично этот процесс можно представить
как движение маятника из одной крайней
точки - «идеациональной» - в другую крайнюю
точку - эмпирическую, и обратно, с прохождением
через промежуточную фазу «идеалистической»,
или интегральной, культуры либо эклектичного
конгломерата разнородных культурных
форм.
Теория
существования суперсистем культуры
П. Сорокина - одна из наиболее оригинальных
культурологических концепций XX в. Она
изложена в четырехтомном труде “Социокультурная
динамика” (1937-1941).
Сорокин
рассматривает историческую действительность
как целостное единство различных
культурных систем. Подчеркивая своеобразие
каждой культуры, философ вместе с тем
акцентирует внимание не только на общих
чертах в их исторической судьбе, но фиксирует
единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы,
составляющие то, что определяет содержание
каждой культуры и выражает ее главную
ценность, которая, в свою очередь, является
“основой и фундаментом всякой культуры”
[4, c.429].
Исходя
из двойственной психобиологической природы
человека - существа чувствующего и
мыслящего, Сорокин выделял три
типа культуры:
а) чувственный (sensate), в котором преобладает
эмпирически-чувственное восприятие и
оценка действительности преимущественно
с утилитарной и гедонистической точки
зрения, т.е. преобладает “истина чувств”
и истина наслаждения;
б) идеациональный тип (ideational), где преобладают
сверхчувственные, духовные ценности,
поклонение некоему Абсолюту, Богу или
Идее, т.е. “истина веры” и истина самоотречения;
в) идеалистический
тип (idealistic), представляющий некий синтез
чувственного и идеационального
типов, где чувство уравновешивается
интеллектом, вера - наукой, эмпирическое
восприятие - интуицией, т.е., по выражению
Сорокина, “человеческими умами будет
руководить истина разума”.
В основу
различия двух противоположных суперсистем
культуры Сорокин полагает главный
критерий: представления о природе реальности.
Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную
природу, божественное начало. Чувственная
- реальна, адекватна восприятию наших
органов чувств.
Сорокин
подчеркивает, что в “чистом виде”
в конкретном обществе идеациональная
и чувственная суперсистемы культуры
никогда полностью не реализуются. Речь
может идти лишь о доминировании и об определенном
господстве каждой из них в тот или иной
исторический период. Предложенную типологию
суперсистем культуры философ наполняет
фактическим содержанием, выделяя основные
ее составляющие - искусство, истину, мораль,
право - и давая им характеристики.
2.
Три типа культурных
суперсистем
2.1.
Идеациональная культурная
суперсистема.
В первой,
«идеациональной» фазе в фокусе духовной
жизни социума оказывается «сверхчувственная
реальность» Божественного, которая априорно
признается первичной, если не единственной
реальностью вообще. Оказавшаяся под этим
знаком культура формируется под определяющим
влиянием религии, причем конкретно-историческая
форма последней в данном отношении оказывается
несущественной. Такая культура развивает
и совершенствует те «органы», которые
призваны воспринимать, выражать, транслировать
и сохранять в социальной памяти трансцендентную
реальность, так или иначе, обслуживать
драгоценное религиозное отношение, дающее
высший смысл и ценность всему, что значимо
для человека. Искусство, философия, право,
государственность, семья и прочие культурные
«константы» формируют свои традиции
и каноны в религиозном ключе, при определяющем
влиянии некоторой системы священных
безусловных установлений. Можно сказать,
что весь спектр культурной и социальной
жизни преломляется здесь через призму
религиозного отношения к бытию. В духовной
жизни мистика, в сфере мысли теология,
в политике теократия расцветают самым
пышным цветом. Строительство храмов и
монастырей, искусство священных изображений
достигает беспрецедентного масштаба
и значения. Наконец, культурные образцы
и идеалы «святого», «монаха», «аскета»
или «шамана» - в зависимости от конкретного
типа религии - ставятся на такую высоту,
которой они нигде и никогда не достигали
в иной социально-культурной ситуации,
а представители соответствующих социальных
групп обретают исключительный престиж.
Этика и законодательство непосредственно
и официально выводятся из религиозных
заповедей, и даже экономика мотивируется
и регулируется ими.
«Вследствие
этого, идеациональная культура является
нетворческой в области науки
и технологии, так как она сосредоточивает
свою познавательную энергию на изучении
Царства Божьего и реализации [его] ценностей
во время краткого земного путешествия
человека к вечности», - отмечает Сорокин
[3, c.20]. Здесь, однако, следует указать еще
некоторые моменты, являющиеся неотъемлемым
свойством религиозных культур. Необходимо
отметить и то, что подобная культура относительно
мало заботится о таких столь привычных
для нас принципах, как удобство и комфорт
существования. Ведь научно-технический
и технологический прогресс, вне которого
человек современной культуры, как правило,
не мыслит своего существования (даже
если сам он так не считает), на его нынешнем
этапе мотивируется не только соображениями
прибыли и интенсификации производства,
но и потребностью жить более легко, удобно
и приятно. Религиозная, или, по терминологии
Сорокина, идеациональная культура движима
прямо противоположными импульсами - «чем
хуже для тела, тем лучше», поэтому аскеза
- в средневековом значении этого слова
- становится здесь практически самоценностью.
Эстетика идеациональных культур дышит
прямо-таки пугающими современного человека
принципами умерщвления плоти, самоистязания
и потрясающего пренебрежения собственным
здоровьем. Здесь такие культуры в ряде
своих проявлений доходят до той черты,
за которой возникает прямая угроза физического
вырождения и вымирания человека как вида,
и зачастую вынуждены сдерживать чрезмерное
религиозное рвение части своих представителей
столь же жесткими и суровыми мерами, рационально
осмысливая это в категориях борьбы с
ересями и т.д. По поводу упомянутых мер
также надлежит сказать особо. «Средневековые»
пытки и казни, внушающие такой ужас и
отвращение сегодня, тогда, в периоды доминирования
идеациональных ценностей, выглядели
вполне естественным, логически закономерно
вытекающим из ценностных оснований культуры
явлением. Дихотомия тела и души с абсолютным
приоритетом последней задавала культурную
ситуацию, при которой ценность тела фактически
«стремилась к нулю». Идея какой бы то
ни было самоценности телесного начала
если и была возможна, то как немыслимая
ересь, «соблазн и безумие». Сознание среднего
человека религиозной эпохи не восприняло
бы ее точно так же, как сегодня оно не
воспринимает идею вечной жизни после
земной кончины. Поэтому мучение и физическая
гибель должны были парадоксальным для
нас образом восприниматься в массовом
представлении если не как благо (от этого
удерживал природный инстинкт), то, во
всяком случае, как нечто обыденное и привычное,
как норма жизни. К примеру, если человек
совершал что-либо ужасное с другим человеком
и нес наказание, то наказание он получал
не за свою жестокость и физические страдания
жертвы, которая сама по себе имела исчезающе
малую ценность, а за нарушение священного
принципа, установленного авторитетом
духовной или/и светской власти - т.е. за
покушение на сакральный авторитет. «Суть
кар, - пишет Сорокин,- заключается в большей
степени не столько в предотвращении преступления,
в перевоспитании грешника или в защите
утилитарных интересов общества, сколько
в искуплении греха, совершенного против
Бога: любое нарушение абсолютной нормы
требует защиты самой нормы и не может
обойтись без искупления греха. Преступник
всегда sacer esto; поэтому он всегда должен
быть наказан вне зависимости от того,
является ли с чувственной точки зрения
такое наказание полезным для общества
или для обвиняемого» [4, c.495].
Такова
классическая религиозная, или, по Сорокину,
«идеациональная» культура, подчиняющая
все чувственное диктату сверхчувственного.
Можно сказать, что «прорыв в вечность»,
который она обеспечивает своей и последующим
эпохам, покупается очень высокой ценой,
которая, однако, постепенно начинает
тяготить общество по мере эволюции культурных
ценностей в обратном направлении.
2.2.
Идеалистическая
культурная суперсистема.
В определенный
момент ценность «земного» начинает
возрастать и со временем получает
все большую и значимую культурную
легитимацию. Этот процесс вызывает смещение
баланса основополагающих социальных
ценностей и поворот культуры к противоположной
относительно устойчивой фазе - «чувственной»
(сенсорной) культуры. Но нарастание «удельного
веса» чувственных ценностей и одновременно
постепенный упадок влияния идеационального
принципа может привести к их слиянию
в органичное целое, представляющее совершенно
новую культуру. В фокусе такой культуры
в равной степени оказываются «небесная»
и «земная» реальность, которые сливаются
воедино, символически наделяя друг друга
своими чертами. Здесь религии по-прежнему
оказываются самые высокие почести, ее
приоритет в культуре все еще искренне
признается. Однако фактически человек
усматривает возможность найти «последнюю
истину» уже не в мистических откровениях,
а преимущественно в интеллектуальных
и эстетических поисках, поскольку рациональная
мысль и искусство выступают своего рода
универсальными инструментами познания,
способными выразить «и жар холодных чисел,
и дар божественных видений». Органическое
сочетание ценностей «неба» и «земли»
оказывается возможным только на основе
высокоразвитой «метафизики» - абстрактной
философской мысли - и изящных искусств.
Именно они выходят в такие периоды на
передний край культурного творчества,
порождая те произведения, жанры и стили,
которые в последующие времена именуются
классическими и которые становятся непревзойденными
ни до, ни после. «Идеалистическое» искусство
Сорокин характеризует как «великолепный
синтез идеационального и благороднейших
форм чувственного искусства» [4, c.437], достигающий
идеального сочетания высокого содержания
и высокой формы. Теми же чертами отмечена
и «идеалистическая» система истины, которая
«занимает промежуточное место между
чувственной и идеациональной системами
и объединяет в своем тигле три отличительных
элемента чувственной, религиозной и рационалистической
истины. Системы Платона и Аристотеля,
Альберта Великого и Фомы Аквинского -
лучшие примеры попыток синтезировать
в одном целом божественную, чувственную
и диалектическую истину» [4, c.472]. Здесь
для Сорокина несущественно, что по формальной
классификации система Аристотеля относится
скорее к научному, Платона - к спекулятивно-философскому,
а Альберта и Фомы - к теологическому типу
теории. Существенно то, что их объединяет
- именно, принцип равноправия и гармонии
трех начал, «под знаком» которого, они
были созданы и который обеспечил им своего
рода культурную универсальность. Средневековые
европейские теологи чтили Аристотеля
не меньше, чем эллинистические физики,
биологи, космологи и лингвисты периода
Великого расцвета частных наук или гуманисты
раннего Возрождения, однако «маятник
культуры» неуклонно смещается, и наступает
момент, когда промежуточная стадия независимо
от своего интегрального или эклектического
характера переходит в третью, «чувственную»
фазу социально-культурного развития.