Мировые религии и их роль в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

Во времена коммунистического строя в Советском Союзе религии как государственного института не существовало. И определение религии было таковым: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…»(9; с. 328).
В последние же годы роль религии все больше возрастает, но, к сожалению, религия в наше время – это средство наживы для одних и дань моде для других.
Для того, чтобы выяснить роль мировых религий в современном мире, необходимо выделить для начала следующие структурные элементы, которые являются основными и связующими для христианства, ислама, буддизма.

Содержание

Введение
1. Буддизм
2. Ислам
3. Христианство3
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

полностью.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

В исламе выделяются четыре основных предмета веры:

1)         в единого бога;

2)         в его посланников и писания; Коран называет пять пророков – посланников («расул»): Ноя, с которым бог возобновил союз, Авраама — первого «нумина» (верующего в единого бога); Моисея, которому бог дал Тору для «сынов израилевых», Иисуса, через которого бог сообщил христианам Евангелие; наконец, Мухаммеда — «печать пророков», завершившего цепь пророчества;

3)         в ангелов;

4)         в воскресение после смерти и судный день.

Дифференциация мирской  и духовной сфер крайне аморфна в  исламе, и наложил глубокий отпечаток  на культуру тех стран, где он получил  распространение.

После битвы при Сиффине  в 657 году ислам распался на три основных направления, в связи с решением вопроса о верховной власти в  исламе: сунниты, шииты и исмаилиты.

В лоне ортодоксального ислама в середине 18 в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов, проповедующее  возвращение к чистоте раннего  ислама времен Муххамеда. Основан в  Аравии в середине 18 века Муххамедом ибн Абд аль – Ваххабом. Идеология  ваххабизма была поддержана родом Саудидов, ведших борьбу за покорение всей Аравии. В настоящее время ваххабитское учение является официально признанным в Саудовской Аравии. Ваххабитами  иногда называют религиозно – политические группировки в разных странах, финансируемые  Саудовским режимом и проповедующие  лозунги установления «исламской власти» (3; с. 12).

В 19-20 вв., во многом как реакция  на социально-политическое и культурное влияние Запада, возникают религиозно-политические идеологии, базирующиеся на исламских  ценностях (панисламизм, фундаментализм, реформаторство и т.п.) (8; с. 224).

В настоящее время ислам  исповедуют около 1 млрд. человек (5; с. 63).

По моему мнению, ислам  постепенно начинает терять свои основные функции в современном мире. Ислам  преследуется и постепенно становиться  «запрещенной религией». Его роль в  настоящее время достаточно велика, но, к сожалению, ее связывают с  религиозным экстремизмом. И действительно, в данной религии это понятие  имеет место. Члены некоторых  исламских сект считают, что только они живут по божеским законам  и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту  жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается довольно распространенным и  опасным явлением — источником общественной напряженности.

3. Христианство

«… Говоря о развитии европейского мира, нельзя пропустить движение христианской религии, которой приписывается  пересоздание древнего мира, и с  которой начинают историю новой  Европы…»(4; с. 691).

ХРИСТИАНСТВО (от греч. —  «помазанник», «мессия») одна из трех мировых  религий (наряду с буддизмом и  исламом) возникло в 1 в. в Палестине .

Основатель христианства – Иисус Христос (Ешуа Машиах). Иисус  – греческая огласовка еврейского имени Ешуа, родился в семье  плотника Иосифа – потомка легендарного царя Давида. Место появления на свет – город Вифлием. Место проживания родителей – город Назарет  в Галилее. Рождение Иисуса было отмечено рядом космических явлений, что  дало повод считать мальчика Мессией  и новорожденным царем Иудейским. Слово «Христос» - греческий перевод  древнегреческого «Машиах» («помазанник»). Около 30 лет от роду получил крещение. Доминирующими качествами его личности были смирение, терпение, доброжелательность. Когда Иисусу был 31 год, из всех своих  учеников он отобрал 12, которых определил  быть апостолами нового учения, из которых 10 были казнены (7; с. 198-200).

Библия (греч. biblio — книги) — свод книг, который христиане  считают богооткровенным, т. е. данным свыше, и называют Священным писанием.

Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового заветов («завет» — мистический договор  или союз). Ветхий завет, создававшийся  с 4 по вторую половину 2 в. до н. э., включает 5 книг, приписываемых древнееврейскому пророку Моисею (Пятикнижие Моисея, или Тора), а также 34 произведения исторического, философского, поэтического и чисто религиозного характера. Эти 39 официально признанных (канонических) книг составляют Священное писание  иудаизма — Танах. К ним добавлено 11 книг, которые считаются хотя и не боговдохновенными, но, тем не менее, полезными в религиозном отношении (неканоническими) и почитаются большинством христиан.

В Ветхом завете изложена иудейская  картина сотворения мира и человека, а также история еврейского народа и основные идеи иудаизма. Окончательный  состав Ветхого завета закрепился в  конце 1 в. н. э.

Новый завет создавался в  процессе становления христианства и является собственно христианской частью Библии, в нем 27 книг: 4 Евангелия, в которых изложена земная жизнь  Иисуса Христа, описаны его мученическая смерть и чудесное воскресение; Деяния апостолов — учеников Христа; 21 послание апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла; Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Окончательный  состав Нового завета утвердился во второй половине 4 в. н. э.

В настоящее время Библия полностью или частично переведена практически на все языки народов  мира. Впервые полная славянская Библия была издана в 1581 г., а русская —  в 1876 г. (2; с. 82 - 83).

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства  Палестины и средиземноморской  диаспоры, но уже в первые десятилетия  получало все больше последователей из других народов («язычников»). До 5 в. распространение христианство происходило, главным образом, в географических пределах Римской империи, а также  в сфере ее политического и  культурного влияния, в дальнейшем — среди германских и славянских народов, позднее (к 13-14 вв.) — также  среди балтийских и финских народов.

Возникновение и распространение  раннего христианства происходили  в условиях углублявшегося кризиса  античной цивилизации.

Ранние христианские общины имели много сходства с товариществами и культовыми сообществами, характерными для быта Римской империи, но в  отличие от последних они приучали своих членов думать не только о  своих нуждах и локальных интересах, но о судьбах всего мира.

Администрация цезарей долго  рассматривала христианство как  полное отрицание официальной идеологии, инкриминируя христианам «ненависть к  роду человеческому», отказ участвовать  в языческих религиозно-политических церемониях, навлекая на христиан репрессии.

Христианство, как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного  могущества, по отношению к которому все существа и предтечи являются его творениями, все создано богом  из ничего.

Ситуация человека мыслится в христианстве крайне противоречивой. Человек сотворен как носитель «образа  и подобия» бога, в этом изначальном  состоянии и в коночном смысле бога о человеке, мистическое достоинство  принадлежит не только человеческому  духу, но и телу.

Христианство высоко оценивает  очистительную роль страдания —  не как самоцели, но как самого сильного орудия в войне с мировым злом. Лишь «принимая свой крест», человек  может побеждать зло в себе. Любая покорность есть аскетическое укрощение, в котором человек  «отсекает свою волю» и парадоксальным образом становится свободным.

Важное место в православии  занимают обряды-таинства, во время  которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение - таинство, в котором  верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания  верующему подаются дары Святого  Духа, возвращающие и укрепляющие  в жизни духовной.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает  самое Тело и Кровь Христову для  Вечной Жизни.

Таинство покаяния или  исповеди - это признание грехов своих перед священником, который  отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается  через епископское рукоположение  при возведении того или иного  лица в сан священнослужителя. Право  совершения этого таинства принадлежит  только епископу.

В таинстве брака, которое  совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается  на больного благодать божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Став в 311 г. официально дозволенной, а к концу 4 в. господствующей религией в Римской империи, христианство поступает под покровительство, опеку и контроль государственной  власти, заинтересованной в выработке  у подданных единомыслия.

Гонения, испытанные христианством  в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его  мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и  пытки (исповедники) или принявшие  казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи  и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало  ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие  между собой разновидности христианства – «вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу 4 века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной  власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце  концов завершилось ее крушением. Это  способствовало тому, что влияние  римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в 5-7 вв., в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного  и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и  др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы - подчиненного по отношению к монарху  положения церковных иерархов - и  латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить  себе светскую власть.

После гибели под натиском турок - османов Византии в 1453 году главным  оплотом православия оказалась  Россия. Однако споры о нормах обрядовой  практики привели здесь в 17 веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и  практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший  протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов  в Чехии и др.). К началу 16 века этот протест оформился в движение Реформации (8; с. 758).

Христианство в мире исповедуют около 1,9 млрд. человек (5; с. 63).

По моему мнению, христианство играет большую роль в современном  мире. Сейчас ее можно назвать главенствующей религией мира. Христианство проникает  во все сферы жизни людей разных национальностей. И на фоне многочисленных военных действий в мире проявляется  ее миротворческая роль, которая сама по себе является многогранной и включает в себя сложную систему, которая  направлена на формирование мировоззрения. Христианство одна из мировых религий, которая максимально приспосабливается  к изменяющимся условиям и продолжает оказывать большое воздействие  на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье.

 

Заключение

Роль религии в жизни  конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Одни живут по строгим  законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а также религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Таким образом, мы можем выделить основные функции религии (в частности  мировых религий):

1. Религия формирует у  человека систему принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет  человеку устройство мира, определяет  его место в этом мире, указывает  ему, в чем состоит смысл  жизни.

2. Религия дает людям  утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.

3. Человек, имея перед  собой некий религиозный идеал,  внутренне меняется и становится  способен нести идеи своей  религии, утверждать добро и  справедливость (так, как понимает  их данное учение), смиряясь с  лишениями, не обращая внимания  на тех, кто осмеивает, или  оскорбляет его. (Конечно, доброе  начало можно утверждать лишь  в том случае, если ведущие  человека по этому пути религиозные  авторитеты сами чисты душой,  нравственны и стремятся к  идеалу.)

4. Религия управляет поведением  человека через свою систему  ценностей, моральных установок  и запретов. Она может существенно  влиять на большие сообщества  и целые государства, живущие  по законам данной религии.  Конечно, не стоит идеализировать  положение: принадлежность к самой  строгой религиозно-нравственной  системе не всегда удерживает  человека от совершения неблаговидных  действий, а общество от безнравственности  и преступности.

5. Религия способствует  объединению людей, помогает складыванию  наций, образованию и укреплению  государств. Но тот же самый  религиозный фактор может приводить  к разделению, распаду государств  и обществ, когда большие массы  людей начинают противостоять  друг другу по религиозному  принципу.

Информация о работе Мировые религии и их роль в современной культуре