Мировые религии и их роль в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

Во времена коммунистического строя в Советском Союзе религии как государственного института не существовало. И определение религии было таковым: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…»(9; с. 328).
В последние же годы роль религии все больше возрастает, но, к сожалению, религия в наше время – это средство наживы для одних и дань моде для других.
Для того, чтобы выяснить роль мировых религий в современном мире, необходимо выделить для начала следующие структурные элементы, которые являются основными и связующими для христианства, ислама, буддизма.

Содержание

Введение
1. Буддизм
2. Ислам
3. Христианство3
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

полностью.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

Введение

1. Буддизм

2.          Ислам

3.          Христианство3

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение 

 

Во времена коммунистического  строя в Советском Союзе религии  как государственного института  не существовало. И определение религии  было таковым: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех  внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…»(9; с. 328).

В последние же годы роль религии все больше возрастает, но, к сожалению, религия в наше время  – это средство наживы для одних  и дань моде для других.

Для того, чтобы выяснить роль мировых религий в современном  мире, необходимо выделить для начала следующие структурные элементы, которые являются основными и  связующими для христианства, ислама, буддизма.

1.   Изначальным элементом всех трех мировых религий является вера.

2.   Учение, так называемая совокупность принципов, идей и понятий.

3.   Религиозная деятельность, стержнем которой является культ – это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

4.   Религиозные объединения – организованные системы, в основе которой лежит религиозное учение. Под ними подразумеваются церкви, медресе, сангха.

Далее обратимся к истокам  мировых религий, их современному состоянию, изучение которого было основной целью  нашей работы, а также решим  следующие задачи:

1.   Дать характеристику каждой из мировых религий;

2.   Выявить различия и взаимосвязи между христианством, исламом и буддизмом;

3.   Выяснить, какую роль играют мировые религии в современном мире.

1. Буддизм

«…Буддизм – это единственная во всей истории настоящая позитивистская религия – даже и в своей  теории познания…» (4; с. 34).

БУДДИЗМ, религиозно - философское  учение, возникшее в древней Индии  в 6-5 вв. до н.э. и превратившееся в  ходе его развития в одну из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий.

Основатель буддизма Сидхартха  Гаутама, сын Царя Шуддходаны, правителя  шакьев, который оставил роскошную  жизнь и стал странником на путях  мира, полного страданием. Он искал  освобождения в аскетизме, но убедившись, что умерщвление плоти ведет  к гибели разума, отказался от него. Тогда он обратился к медитации  и спустя, по разным версиям, четыре или семь недель, проведенных без  еды и питья, достиг просветления и стал Буддой. После чего он сорок  пять лет проповедовал свое учение и умер в возрасте 80 лет (10, с. 68).

Трипитака, Типитака (санскр. «три корзины») — три блока книг буддийского Священного писания, воспринимаемого  верующими как свод откровений Будды  в изложении его учеников. Оформлена  в I в. до н.э.

Первый блок — Виная-питака: 5 книг, характеризующих принципы организации  монашеских общин, историю буддийского  монашества и фрагменты биографии  Будды-Гаутамы. Второй блок — Сутта-питака: 5 сборников, излагающих учение Будды  в форме притч, афоризмов, поэм, а  также повествующих о последних  днях Будды. Третий блок — Абхидхарма-питака: 7 книг, истолковывающих основные идеи буддизма.

В 1871 г. в Мандалае (Бирма) собор из 2400 монахов утвердил единый текст Трипитаки, который был  вырезан на 729 плитах мемориала в  Кутодо — месте паломничества  буддистов всего мира. Виная заняла 111 плит, Сутта— 410, Абхидхарма — 208 (2; с. 118).

В первые столетия своего существования  буддизм разделился на 18 сект, и в  начале нашей эры буддизм разделился на две ветви хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались главные религиозно – философские школы буддизма в хинаяне – вайбхашика и саутрантика, в махаяне – иогачара, или видж-нянавада, и мадхъямика.

Возникнув на Северо-Востоке  Индии, буддизм скоро распространился  по всей Индии, достигнув наибольшего  расцвета в середине 1-го тысячелетия  до нашей эры – начале 1-го тысячелетия  нашей эры. Одновременно, начиная  еще с 3 в. до нашей эры, он охватил  Юго-Восточную и Центральную Азию, а отчасти также Среднюю Азию и Сибирь. Столкнувшись же с условиями  и культурой северных стран, махаяна  дала начало различным течениям, смешавшимся  с даосизмом в Китае синтоизмом в Японии, местными религиями в  Тибете и т.д. В своем внутреннем развитии, разбившись на ряд сект, северный буддизм образовал, в частности, секту дзэн (в настоящее время  более всего распространена в  Японии). В 5 в. появляется ваджраяна, параллельная индуистскому тантризму, под влиянием которого возникает ламаизм, сконцентрировавшийся в Тибете.

Характерной особенностью буддизм  является его этико-практическая направленность. Буддизм выдвинул в качестве центральной  проблемы – проблему бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о «четырех благородных истинах» существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий.

Страдание и освобождение предстают в буддизме как различные  состояния единого бытия страдание  – состояние бытия проявленного, освобождение – непроявленного.

Психологически страдание  определяется, прежде всего, как ожидание неудач и потерь, как переживание  беспокойства вообще, в основе которого лежит чувство страха, неотделимое  от присутствующей надежды. В сущности, страдание тождественно желанию  удовлетворения – психологической  причине страдания, а в конечном итоге просто любому внутреннему  движению и воспринимается не как  какое-либо нарушение изначального блага, а как органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия буддизма концепции бесконечных  перерождений, не изменяя характера  этого переживания, углубляет его, превращая в неотвратимое и лишенное конца. Космически страдание раскрывается как бесконечное «волнение» (появление, исчезновение и появление вновь) вечных и неизменных элементов безличного жизненного процесса, вспышек своего рода жизненной энергии, психофизических по своему составу – дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих дхарм (согласно школам махаяны, продливших идею нереальности до логического конца и объявивших все видимое бытие шуньей, т.е. пустотой). Следствием этого является отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, в частности отрицание души в хинаяне, и установление своеобразного абсолюта – шуньяты, пустотности, не подлежащей ни пониманию, ни объяснению – в махаяне.

Освобождение буддизм  представляет себе, прежде всего, как  уничтожение желании, точнее – угашение их страстности. Буддийский принцип  среднего пути рекомендует избегать крайностей – как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно  эмоциональной сфере оказывается  концепция терпимости, «относительности», с позиций которой нравственные предписания не обладают обязательностью  и могут быть нарушены (отсутствие понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной  и светской морали и, в частности, смягчение, а иногда и отрицание  аскетизма в его обычной форме). Нравственный идеал предстает как  абсолютное непричинение вреда окружающему (ахинса) проистекающее из общей  мягкости, доброты, чувства совершенной  удовлетворенности. В интеллектуальной сфере устраняется различие между  чувствственной и рассудочной формами  познания и устанавливается практика созерцательного размышления (медитации), результатом которого оказывается  переживание целостности бытия (неразличение внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного  размышления служит не столько средством  познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики  и психофизиологии личности, - в  качестве конкретного метода особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Эквивалент угашения желаний – есть освобождение, или  нирвана. В космическом плане  она выступает как остановка  волнения дхарм, которая в дальнейшем в школах хинаяны описывается  как неподвижный, неизменный элемент.

В основе буддизма лежит утверждение  принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание  бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается  вовлечённым и мир. Результатом  этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального  и космического, психологического и  онтологического и одновременно подчёркивание особых потенциальных  сил, таящихся в целостности этого  духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается  психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так  и его распад: это волевое решение  «Я», понимаемого как некая духовно-телесная целостность, - не столько философский  субъект, сколько практически действующая  личность как нравственно-психологическая  реальность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего  безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку (миру), с другой — о том, что в буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т.е. вообще как, безусловно, верховном существе, трансцендентном этой общности; из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небоже-ственного, бога и мира и т.д.

Начав с отрицания внешней  религиозности, буддизм в ходе своего развития пришёл к её признанию. Буддийский пантеон растёт за счёт введения в  него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Чрезвычайно рано в  буддизме появляется сангха—монашеская  община, из которой с течением времени  выросла своеобразная религиозная  организация.

Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует т.н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись). Наиболее влиятельная  буддийская организация — созданное  в 1950 всемирное общество буддистов (2; с. 63).

В настоящее время последователей буддизма в мире около 350 млн. человек (5; с. 63).

По моему мнению, буддизм  является нейтральной религией, он в отличие от ислама и христианства никого не принуждает следовать учению Будды, он дает выбор человеку. А  если человек желает идти по пути Будды, то он должен применять духовные практики, в основном это медитации, и тогда  он достигнет состояния нирваны. Буддизм, проповедуя «принцип невмешательства», играет большую роль в современном  мире и, несмотря ни на что, обретает все  больше последователей.

2. Ислам

«…С исламом связаны многие острые политические и религиозные  конфликты. За ним стоит исламский  экстремизм …»(5; с. 63).

ИСЛАМ (буквально — предание себя (богу), покорность), мусульманство, одна из трёх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (в начале 7 в.) среди племен Западной Аравии, в  условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Быстро распространилась в  ходе военной экспансии арабов от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе.

Основатель ислама Мухаммед (Магомет, Мухаммад). Родился в Мекке (около 570 г.), рано осиротел. Был пастухом, женился на богатой вдове и  стал купцом. Не был поддержан мекканцами и в 622 году переселился в Медину. Умер (632 г.) в разгар подготовки завоеваний, в результате которых, в последствии, образовалось огромное государство  – Арабский халифат (2; с. 102).

Коран (буквально – чтение, декламация) — священное писание  ислама. Мусульмане веруют, что Коран  существует предвечно, хранится у Аллаха, который черед ангела Джабраила  передал содержание этой книги Мухаммеду, а тот устно ознакомил с данным откровением своих приверженцев. Язык Корана арабский. Составлен, отредактирован и обнародован в его нынешнем виде уже после смерти Мухаммеда.

Большая часть Корана –  полемика в форме диалога между  Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователям (1; с. 130).

Коран состоит из 114 глав (сур), не имеющих ни смысловой связи, ни хронологической последовательности, а расположенных по принципу убывания объема: первые суры самые длинные, а последние — самые короткие.

Коран содержит исламскую  картину мира и человека, идею о  Страшном суде, рае и аде, представление  об Аллахе и его пророках, последним  из которых считается Мухаммед, мусульманское  понимание социальных и нравственных проблем.

На восточные языки  Коран стали переводить с 10-11 вв., а на европейские значительно  позднее. Русский перевод всего  Корана появился лишь в 1878 г. (в Казани) (2; с. 98).

Важнейшие понятия мусульманской  религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса  существования человека: в качестве «правоверного», в качестве «покровительствуемого» и в качестве многобожника, который  должен быть или обращен в мусульманство, или истреблен. Каждая вероисповедная группа объединялась в отдельную  общину (умму). Умма — это этническая, языковая или религиозная общность людей, которая становится объектом божеств, плана спасения, в тоже время  умма — это и форма социальной организации людей.

Государственность в раннем исламе мыслилась как своего рода эгалитарная светская теократия, в  рамках которой авторитетом в  законодательной области обладает только Коран; исполнительная власть, одновременно гражданская и религиозная, принадлежит одному богу и может  осуществляться только через халифа (султана) — предводителя мусульманской  общины.

В исламе нет церкви как  института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку  ислам не признаёт какого-либо посредника между богом и человеком: богослужение в принципе может совершать любой  член уммы.

«Дин» — божеств, установление, ведущее людей к спасению,—  имеет в виду прежде всего обязанности, которые бог предписал человеку (своего рода «закон божий»). Мусульманские  теологи включают в «дин» три  основных элемента: «пять столпов  ислама», веру и благие дела.

«Пять столпов ислама»  составляют:

1) исповедание единобожия  и пророческая миссии Мухаммеда;

2) ежедневная пятикратная  молитва;

3) пост раз в году  в месяц рамадан;

4) добровольная очистительная  милостыня;

5) паломничество (хотя  бы раз в жизни) в Мекку  («хадж»).

«Иман» (вера) понимается в  первую очередь как «свидетельство»  об объекте своей веры. В Коране, прежде всего, свидетельствует о  себе бог; ответ верующего — это  как бы возвращенное свидетельство.

Информация о работе Мировые религии и их роль в современной культуре