Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:44, реферат
Мировоззрение- совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизнен, позицию и ценностную ориентацию. М. формируется на основе науч. знаний конкр. историч. эпохи, филос-, по-литич., экономич., этич., эстетич-, религ. воззрений и в принципе определяется соц. условиями жизни людей, характером клас. отношений. В широком смысле слова различаются 2 осн. типа М. — науч., диалектико-материалистическое и ненауч., религ.-идеалистическое. Основой этого разграничения является решение осн. вопросафилософии. «Вопрос об отношении мышления к бытию, — писал Ф. Энгельс, - о том, что является первичным: дух или природа, — этот вопрос... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?»
(pan - все, thcos - бог) -
филос. учение, сближающее или полностью
сливающее в единое целое бога с природой.
В различных филос. системах П. выражает как натуралистич.
и материалистич., так и идеалистич. тенденции.
П. в виде идей гилозоизма имел место в др. философии. Средневек.
натуралистич. П. противостоит религ. представлениям
о боге как предвечной сверхприродной
личности, идее свободного творения мира
из ничего. Мистич. П. учит о безличном
боге, непосредственно постигаемом через
раскрытие божественного в каждом индивиде без помощи церкви. Мистич.
П. (И. Эккарт, Т. Мюнцер, анабаптисты) служил обоснованию программ
плебейско-демократич. движений. В период
Возрождения усиливаются материалистич.
тенденции в П., достигая расцвета в 16—17
вв. (Г. Кампанелла, Дж. Бруно, Б. Спиноза). У Бруно природа выступает как «бог в вещах»,
к-рый немыслим вне природы, не является
ее творцом, а лишь внутр. деятельной силой;
у Спинозы бог и природа сливаются в единую
субстанцию, к-рая есть причина самой себя. Материалистич.
П. противостоит деизму, дуализму
I. Д. - околофилософская дисциплина (
(от лат. refonna-tio - преобразование, исправление) - соц.-политич. движение 16 в. в Европе против феодализма и его гл. опоры - католич. церкви. Р., по словам Ф. Энгельса, была первым актом бурж. революции в Европе. Своеобразие этого движения состояло в том, что оно выступало в религ. форме. Р. породила новую разновидность христианства — протестантизм. Начало Р. положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера, к-рый осудил злоупотребления католич. церкви. Вскоре Р. охватила мн. страны Европы. В ней существовало 3 осн. течения: кон сервативно-католическое, буржуазно-реформаторское и плебейско-революционное. Последнее выдвигало требования ликвидации частной собственности, крепост. права и отмены сословных привилегий. Разрыв с католич. церковью проходил в разных странах не одинаково и не одновременно: в одних гос-вах в ходе гражд. (Германия. Швейцария) и нац.-освобод. (Голландия, Швеция) войн, в других — относительно мирн. путем (Анг-лия, Дания). В Германии Р. носила умеренно бюргерский характер, в Англии осуществлялась по инициативе королевской власти в еще более умеренных рамках, и лишь в Швейцарии требования буржуазии были в ходе Р. более последовательно и решительно воплощены в жизнь. Католич. церковь ответила на Р. контрреформацией, что привело к ожесточенным религ. войнам 16—17 вв.
(от греч. ou - не и
topos место) - "страна, которой нет".
Течение мысли, изображающее идеальное состоян
комплекс эмпирических процессов.
Именно в этом смысле говорят о «блужданиях эмпиризма». Слово