Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:30, курсовая работа
Средневековье самый яркий период символичности. Из книги Й. Хейзинга "Осень Средневековья" (гл. "Яркость и острота жизни"): «Когда мир был на пять веков моложе, все жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосчастье и удача различались гораздо более ощутимо». Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу. Жизнь средневековья была выстроена из символов. Вещи не столь значительные, такие, как путешествие, работа, деловое или дружеское посещение, также сопровождались неоднократными благословениями, церемониями, присловьями и обставлялись теми или иными обрядами. Появление купцов с товаром, свадьбы и похороны громогласно возвещались криками, процессиями, плачем и музыкой. Влюбленные носили цвета своей дамы, члены братства - свою эмблему, сторонники влиятельной персоны – соответствующие значки и отличия."
Введение ……………………………….………………………………..3
Культ символа в средневековье…………………………………….....4
Символы средневековья в России……………………………………..8
Средневековые символы современности…………………………….11
Заключение……………………………………………………………..19
Литература……………………………………………………………..20
-выраженные подвальные окна;
-решетки;
-рвы, мосты через них;
-арочные ворота;
-сводчатые потолки;
-винтовые
лестницы.
Яркий пример краснокирпичной постройки – Московский кремль. Московский Кремль выстроен в конце XV -- начале XVI века с участием итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Алоизо ди Каркано, Аристотеля Фиораванти (последний осуществлял общее руководство). Для него характерны и красный киприч, и зубцы по верху стен, и остроконечные шатры на башнях, и другие элементы, отличавшие фортификационные сооружения зрелого Средневековья. В этом же стиле выстроен и московский Новодевичий монастырь. Таким образом, русская псевдоготика XVIII и XIX веков может рассматриваться как отчасти продолжение московской традиции, а не как прямое заимствование с Запада.
Россия и Запад, Русь и Средневековье. Россия - это в культурном отношении не совсем Европа. Можно рассматривать ее как очень автономный и очень специфический фрагмент западной цивилизации.
Аналогично можно выделять и очень специфическое русское Средневековье. Следы русского Средневековья в современной русской культуре незначительны из-за господствующей установки на заимствование с Запада. Наверное, нужно тщательно "просеять" русское Средневековье с целью выявления элементов, которые можно не без пользы внедрить в современную русскую культуру и современный русский быт. Нужна не показная и поверхностная, а здравая, утилитарная, глубинная «русскость». Осторожная, но основательная "антипетровская реформа" - возможно, необходимый компонент программы возрождения России.
Можно видеть
в русском Средневековье
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
СИМВОЛЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Надо
различать рудименты
Можно выявлять рудименты и рецидивы символов в практике, в ритуалах, в искусстве, в развлечениях.
Рудименты Средневековья:
католицизм;
монархия в Великобритании, Монако и т. п.;
рыцарские
ордена: Мальтийский орден.
Рецидивы Средневековья:
монархия
в Бельгии, Нидерландах,
клубы
"исторического фехтования", члены
которых воспроизводят
средневековое вооружение и
увлечение черной магией и сатанизмом;
литературный
жанр "фэнтэзи".
Рудименты.
Самым ярким примером рудимента символов служит Монархия в Великобритании.
Великобритания
Соединенное Королевство
Сам монарх и является символом, символом сплоченности, объединения государства.
Мальтийский орден
Еще одним примером является Мальтийский орден. Орден святого Иоанна Иерусалимского, католический военно-монашеский орден, основан в Палестине в 12 в., в 1530 получил во владение остров Мальту. В ноябре 1797 Павел I по просьбе Священного совета ордена принял звание "протектора" (покровителя) М.о., а после захвата Мальты французскими войсками избран в октябре 1798 великим магистром. С восшествием на престол Александра I в апреле 1801 символика М.о. исключена из государственного герба России, а звание великого магистра М.о.- из императорского титула.
Его история прошла несколько периодов:
-Мусульманско-Палестинский период (1048—1099 гг.)
-Христианско-Палестинский период (1099—1291 гг.)
-Кипрский период (1291—1308 гг.)
-Итальянско-Триполитанский период (1523—1553 гг.)
-Мальтийский период (1553—1798 гг.)
-Российский период (1798—1817 гг.)
-Итальянский период (с 1817 г. по настоящее время)
Численность Мальтийского ордена около 10,5 тысяч подданных , имеющих его паспорт. Паспорт дает множество привелегий в странах западной европы.
Паспорт Мальтийского ордена признаётся многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны. Получить его непросто.
Официальные
языки — латинский, итальянский. В
настоящее время резиденция Ордена находится
в Риме. Итальянская республика признаёт
существование Мальтийского ордена на
своей территории в качестве суверенного
государства. Таким образом, Орден формально
имеет территорию, над которой осуществляет
собственную юрисдикцию, однако вопрос
о фактическом статусе этой территории
(собственная территория Ордена или территория
дипломатического представительства,
временно переданная под его нужды) является
предметом для абстрактных юридических
дискуссий. Фактически Орден является
крайне влиятельной структурой и его политические
позиции таковы, что вопрос об уточнении
статуса его штаб-квартиры вряд ли встанет
в ближайшее время.
Рецидивы.
Рецидивов
средневекового символизма в современности
великое множество. Наибольшее распространение
рецедива символизма средневековья выражено
в архитектуре.
Архитектура
Как это ни странно, большая часть зданий
современной Европы, относящихся к готическому
стилю, появилась в 19-м веке и начале 20-го
века. В это время были построены, среди
прочего, многие готические соборы. К примеру,
в одной только Вене появились Церковь
по обету (Вотивкирхе), Церковь Мария фом
Зиге, Церковь Франц-фон-Ассизи, Церковь
Св. Отмара, Церковь Св. Леопольда, Церковь
лазаристов, Церковь Св. Елизаветы и др.
Некоторым храмам, перестроенным в 16-17
вв. в стиль барокко, в 19-м в. был возвращён
их прежний готический вид. В Вене такой
переделке подверглись Церковь августинцев,
Церковь миноритов и др. Если принять также
во внимание, что многие старые готические
здания подвергались в 19-м и 20-м вв. неоднократным
реставрациям, то получается, что готика,
какой мы её знаем, - это в основном продукт
Нового времени, а какой она была в период
своего зарождения - вопрос сложный. Можно
сказать, 19-й век придумал себе готику,
какой он хотел её видеть.
Возрождение
рыцарства
Также существует великое множество клубов, братств, которые устраивают рыцарские бои, праздники, то есть всё что связано с средневековыми мотивами, средневековым символизмом. Они воспроизводят те события, которые происходили во время великих войн, турниров итд.
На основе этих клубов открылось множество школ для желающих овладеть искусством рыцарского боя, езде на лошадях итд.
Владение холодным оружием требует много большего упражнения, чем владение оружием огнестрельным. И оно предполагает ловкость и силу. Тщедушный человек может быть хорошим стрелком, но он не может быть хорошим фехтовальщиком. Поэтому пропаганда меча –– это пропаганда физического развития, воли, самодисциплины. Мне представляется, что массовое производство красивых и качественных рыцарских мечей и распространение их (на некоторых условиях) среди тех, кто чувствует стремление обладать ими, может стать сильным фактором, способствующим возрождению здравого духа . Эта точка зрения, конечно же, будет восприниматься очень многими людьми как наивная, свидетельствующая о моем довольно большом отрыве от мира реальности. Но я уверен в том, что очень многие другие люди воспримут ее вполне благожелательно или хотя бы скажут: в этом определенно что-то есть.
В Испании всегда проводятся средневековые мероприятия. Например недалеко от небольшого городка Сан Мигель на юге Тенерифе расположился одноименный замок, в котором по вечерам закипают нешуточные страсти: шесть бесстрашных рыцарей в очередной раз пытаются выяснить, кто же из них «самый-самый».
«Рыцарский турнир в замке Сан Мигель» – это театрализовано-цирковое представление, где зрителям отводится ключевая роль: ведь именно они определяют победителя поединка.
Далее зрители попадают
в зал, где непосредственно и разворачивается
основное действо. В первой части представления
рыцари продемонстрируют мастерство наездников,
умение попадать копьем на скачущей лошади
в небольшое кольцо и прочую молодецкую
удаль. Рыцарь-победитель этой «спортивной»
части турнира получает право выбрать
из числа болевших за него зрителей «даму
сердца», которая отправится до конца
представления на почетное место в ложе
короля и королевы. Роль массовика-затейника
на мероприятии выполняет чернокожий
карлик, примечательный своим умением
тушить во рту горящий факел.
Киноискусство.
Жанры представления Средневековья в кино: героический, романтический, комедийный. Реалистическое и сатирическое в показе Средневековья почти отсутствует.
Фильмы о
Средневековье бывают
1) показывающие какие-то средневековые события (реальные, вымышленные): "Жанна д'Арк", "Айвенго", "Гамлет", "Сид", "История рыцаря" и др.
2) связывающие
Средневековье с
3) фантазийные:
показывающие вымышленные
Средневековье
в кино фантазийного типа
Помимо фильмов о Средневековье, есть фильмы о реальных и вымышленных событиях XIX в. или современности со значительными элементами Средневековья. Таковыми могут выступать, среди прочего, колдуны, вампиры, оборотни.
Список фильмов по средневековой тематике очень большой, но есть и самые яркие фильмы, которые оставляют отпечаток средневековых нот в сознании, которые переносят тебя в ту эпоху.
Вот несколько таких фильмов:
-«Посланник» (Жанна д'Арк)
-«Имя розы»
-«Седьмая печать»
-«История рыцаря»
-«Царство небесное»
-«Храброе сердце»
-«13-й воин»
-«Король Артур»
-«Робин Гуд - принц воров»
-«Робин Гуд»
-«Ричард Львиное Сердце»
-«Рыцарь Кеннет»
-«Рыцарь заката»
Заключение