Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:30, курсовая работа
Средневековье самый яркий период символичности. Из книги Й. Хейзинга "Осень Средневековья" (гл. "Яркость и острота жизни"): «Когда мир был на пять веков моложе, все жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосчастье и удача различались гораздо более ощутимо». Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу. Жизнь средневековья была выстроена из символов. Вещи не столь значительные, такие, как путешествие, работа, деловое или дружеское посещение, также сопровождались неоднократными благословениями, церемониями, присловьями и обставлялись теми или иными обрядами. Появление купцов с товаром, свадьбы и похороны громогласно возвещались криками, процессиями, плачем и музыкой. Влюбленные носили цвета своей дамы, члены братства - свою эмблему, сторонники влиятельной персоны – соответствующие значки и отличия."
Введение ……………………………….………………………………..3
Культ символа в средневековье…………………………………….....4
Символы средневековья в России……………………………………..8
Средневековые символы современности…………………………….11
Заключение……………………………………………………………..19
Литература……………………………………………………………..20
Санкт – Петербургский Государственный Морской
Технический
Университет
Кафедра
истории культуры
Мир символов
средневековья
Выполнил студент
Иванов С.К
Принял:
Санкт-Петербург
2010.
Содержание.
Введение ……………………………….………………………………..3
Культ
символа в средневековье…………………
Символы
средневековья в России……………………
Средневековые
символы современности………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Символ — особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Простыми словами, символ - это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. Можно привести цитату Л. И. Тимофеева: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа».
Средневековье самый яркий период символичности. Из книги Й. Хейзинга "Осень Средневековья" (гл. "Яркость и острота жизни"): «Когда мир был на пять веков моложе, все жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосчастье и удача различались гораздо более ощутимо». Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу. Жизнь средневековья была выстроена из символов. Вещи не столь значительные, такие, как путешествие, работа, деловое или дружеское посещение, также сопровождались неоднократными благословениями, церемониями, присловьями и обставлялись теми или иными обрядами. Появление купцов с товаром, свадьбы и похороны громогласно возвещались криками, процессиями, плачем и музыкой. Влюбленные носили цвета своей дамы, члены братства - свою эмблему, сторонники влиятельной персоны – соответствующие значки и отличия."
Загадочность
мира символов средневековья вызвала
у меня интерес и способствовала
написанию курсового проекта
по этой теме. Основная задача – это
раскрытие символизма Средневековья,
культурных символов и стоящих за ними
ценностей.
КУЛЬТ
СИМВОЛА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Культ - это отношение к некоторому символу, а также складывающиеся вокруг этого символа мифы, ритуалы, правила обращения. Нет символа без культа, нет культа без символа. Бывает, символ переживает свой культ и остается памятником чего-то важного, но ушедшего.
Мифы.
Наиболее яркий пример культа символа – это миф. Мифы - частью достоверные, частью выдуманные или искаженные популярные исторические рассказы, выражающие мировосприятие народа и его ключевые представления о самом себе. В мифах нередко не достоверное, а выдуманное несет больше информации об умственном стройстве народа, его общем состоянии, его исторической "траектории" и наиболее вероятном будущем.
"Мифы необходимы.
Так же как и катастрофы, устроенные
человеком. Естественные
Замок.
Замок олицетворяет значение закрытости, ограждения, а также огороженного стенами и защищенного города . Обычно содержит некое сокровище или заключенного в темницу человека, или в нем обитает чудище, злодей, которого надо победить, чтобы получить сокровище или освободить заключенного, символизирующего скрытое, эзотерическое знание или духовную вершину.
Он обычно включает
в себя хотя бы одну башню, поэтому
символическое значение башни в некоторой
степени присуще и замку. Некоторые
помещения замка могут быть частично или
полностью вырублены в скале, служащей
его основанием, и таким образом замок
сближается с пещерой.
Рыцарь.
Одним из значительных символов средневековья был рыцарь. Это образ величественного всадника на роскошном коне (не считая образа, написанного Сервантесом, в его известном произведении). Практически во всех книгах рыцарь – положительных персонаж.
Атрибуты рыцаря: меч, конь, щит, копье, герб, девиз, рог, знамя,оруженосец, замок.
КОНЬ. Наряду
с мечом он необходимый
ЩИТ. Важное добавление к мечу и копью. Форма и роспись щита имеют знаковую функцию. Щит - символ защиты, слово "щит" - метафора со значением "защита".
ГЕРБ. Изображение в рамке, повторяющей форму какой-нибудь разновидности щита. Представляет собой личный знак рыцаря. Может изображаться на воротах замка, на знамени, на карете, на личной печати рыцаря, на одежде слуг, на посуде и т. п. Элементы и цвета герба имеют некоторое объяснение. При посвящении в рыцари человека незнатного рода (то есть при основании нового рыцарского рода) новоявленный рыцарь получает от короля герб и девиз, а иногда и фамилию.
ДЕВИЗ. Выражает
правило, которым рыцарь
КОПЬЕ. Оружие, посредством которого обычно начинается бой. Копье рыцаря тяжелее копья пехотинца, хотя в бою удерживается одной рукой. Единственный способ применения копья - ударить им на скаку в противника.
РОГ. У каждого рога - свой голос. У каждого рыцаря - своя манера трубить. Таким образом, по звуку рога можно определить, кто подает сигнал. Прибывший к замку рыцарь звуком рога оповещает стражника, чтобы тот опустил мост, отворил ворота. Столкнувшись с превосходящими силами противника, рыцарь посредством сигнала из рога вызывает подмогу.
ЗНАМЯ. Знак предводителя отряда. Цепляется на копьё. Может быть прямоугольное, раздвоенное, треугольное (вымпел). На знамени - рыцарский герб. Первейшее назначение знамени - показывать, где центр занимаемой позиции или где место сбор рассеявшихся бойцов. Сигнал сбора подается посредством рога. Если знамени больше не видно, надо сдаваться, или бежать, или принимать героическую смерть.
ОРУЖЕНОСЕЦ. Помощник, слуга и, возможно, ученик рыцаря. В последнем случае - благородного происхождения. Есть устойчивое выражение: "верный оруженосец". Оруженосец имеет более легкое вооружение, чем рыцарь и нередко принимает участие в бою в качестве вспомогательной силы - во второй шеренге. В походе возит запасное оружие рыцаря и водит его запасного коня.
Меч.
Важным символом отождествляющим силу и власть является меч. Меч символизирует достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество, бдительность. На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность.
Обоюдоострый меч — важный образ божественной мудрости и правды. В Откровении Иоанна меч исходит из уст Христа как символ непобедимой небесной истины. В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество.
Во многих мифологиях меч имеет двойственное значение, в котором, в основном, противопоставляется жизнь и смерть. Меч разделяет и отделяет — душу от тела, небо от земли. В некоторых традициях меч служит мостом в другой мир (например, мост Чинват в Древнем Иране).
И в то же время состоящий из лезвия и рукояти, меч является символом соединения, союза, особенно если принимает форму креста. Пожалованием меча сопровождалось принятие в рыцарское братство; положив руку на меч, произносили клятвы, обусловливавшие жизнь или, в случае их нарушения, смерть. Культ меча особенно заметен в японской традиции и у рыцарей Средневековья .
Меч известен как символ жизненной силы и атрибут бога войны. Меч может отождествляться с молнией богов-громовержцев (священный меч Сусаноо, сверкающий меч Яхве, меч-молния Индры, пламенеющий меч Вишну).
Меч облечен магической властью отражать силы тьмы. Часто огромный, изготовленный из небесного огня, он служит оружием богов Солнца и культурных героев, которые с его помощью сражаются с чудовищами (Мардук, разрубающий Тиамат; архангел Михаил, мечом повергающий Люцифера). Меч часто защищает девственницу от хтонического чудовища (Персей и Андромеда, святой Георгий).
При изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур — меч короля Артура.
Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало.
Разрушение символов.
Также можно
и разрушить символ. Всякое положительное
в целом явление имеет какие-то недостатки
или даже нежелательные разновидности.
Соответственно всякий положительный
символ находит своих разоблачителей,
ниспровергателей, разрушителей - выпячивающих
эти недостатки, эти разновидности.
Появление доброго дракона в фильме или
книге - это разрушение символического
содержания понятия "дракон". Появление
доброй ведьмы - это разрушение символического
содержания понятия "ведьма".
СИМВОЛЫ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В РОССИИ.
Символы средневекового Запада пришли в Россию в основном эпоху Петра I - примешавшись к основной массе заимствованных новомодных вещей. Они не образовали плотного слоя в русской культуре, но при желании их можно выделить в архитектуре, скульптуре и живописи. Башни, башенки, зубцы, бойницы, узкие стрельчатые окна, рвы и мосты через них, которые можно увидеть в архитектурных памятниках XVIII и XIX веков в Петербурге и его окрестностях, - являются элементами средневековья. По месту средневековых символов в искусстве России XVIII и XIX веков можно судить об их месте в культуре тогдашней Западной Европы: если русские их заимствовали, то, скорее всего, на Западе эти символы были не случайно уцелевшими рудиментами, воспринимаемыми как старый хлам, а занимали хоть и незначительное, но, тем не менее, уважаемое многими место.
Впрочем, русские хватали всё подряд. Башенки для часовых на бастионах Петропавловской крепости появились в правление Екатерины II, когда выходившие на Неву стены были облицованы гранитом в декоративных целях. Военного значения эти башенки не имели.
Также можно вспомнить и рыцарский декор в Павловском дворце, фигура святого с длинным рыцарским мечом на дверях Исаакиевского собора, здание с башней на Лицейской улице, здание на улице Малой, 7.
А если вспомнить русских витязей в кольчугах, то можно убедиться в параллелях с западным рыцарством.
Таким образом, Средневековье, не имея сколько-нибудь значительных местных корней, оставило, тем не менее, в северо-западной части России довольно заметные следы своего влияния. Причины этому две. Во-первых, стремление уподобиться Западу. Во-вторых, потребность выражать иногда суровость, строгость, утилитарность, милитаризм.
В России псевдоготический стиль встречается более часто в служебных зданиях (казармы, склады, фабричные здания, железнодорожные станции) и в сооружениях (водонапорные башни). Он удобен в таких применениях, поскольку позволяет обходиться без штукатурки, не создавая при этом впечатления небрежности. Цвета русской псевдоготики: красно-коричневый (кирпичный) - основной; белый (обеспечиваемый побелкой) - для некоторых деталей.
В русской архитектуре можно обнаружить множество нот замковой конструкции:
-грубо обработанный камень в цоколе здания;
-зубцы по верху стен;
-небольшие узкие окна (бойницы);