Мир культуры XX века

Автор: Татьяна Братчикова, 28 Октября 2010 в 08:15, реферат

Описание работы

Войдя в мир культуры, мы сталкиваемся с огромным количеством фактов, с разнообразием конкретных культур, существовавших и существующих во времени и пространстве во всей своей неповторимости — особенностями возникновения, расцвета и зачастую угасания, поэтому кажется невозможным выделить в них какие-либо общие моменты. Но, тем не менее следует признать, что есть нечто, лежащее в самом основании любой культуры, позволяющее ей существовать, воплощаться в различные объекты человеческой деятельности и в самого человека — создателя и носителя этого нечто

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Понятие культуры и её мира
2. Структура культуры
2. МИР КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

мир культуры.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

         

2. МИР  КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА 

        XX век, особенно явственно обнаруживший противоречия между человеком и обществом, природой и обществом и в самом обществе, открыл для себя внутреннее многообразие культуры, различные ее уровни и формы, существующие в одном и том же времени и пространстве, ее внутреннюю противоречивость. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека XX века ускорился, он стал жестким и напряженным. XX век часто называют эпохой революций: революции технические, социальные, политические, сексуальные потрясали наш мир на протяжении столетия. Трагические повороты истории – войны, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия поставили человека на грань уничтожения. Эта ситуация размыла и опрокинула тот фундамент, на котором на протяжении пятисот лет, еще со времен Ренессанса, прочно стояла художественная культура Европы. Под напором научных открытий рухнула прежняя система представлений о мироздании, которую можно назвать антропоцентрической, т.е. представлений о том, что человек – это венец творения и мера всех вещей, а мир таков, каким видит его человеческий глаз. XX век в культурологи – это период модернизма. Термин «модернизм» происходит от франц. слова «modern» - новый. Представители культуры этого времени всегда проявляли особый интерес к созданию новых форм, противостоящих гармонии классического искусства. Идеология нового была сформулирована А. Бергсоном, Н. Лосским, З. Фрейдом, К. Юнгом, С. Кьеркегором, М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Н. Бердяевым и др. Культура модернизма очень многообразна. К ней относятся символисты, футуристы, экспрессионисты, экзистенциалисты, абстракционисты и др. Давайте вспомним Казимира Малевича создателя знаменитого «Черного квадрата», в котором представлен образ мира, сжатый в некий знак.

       В 60-70-х годах происходит поворот  в культурологи, который называется  «постмодернизмом». Хочу заметить, что нас с вами отделяет от XX века несколько лет, и эта культура нам наиболее близка. Мы видим, как многолико стало музыкальное искусство, как широко развернулось печатное дело, как развивается литература, живопись. Культура нашего столетия характеризуется появлением новых видов искусства, как например, кино, цирк, телевидение, дизайн. Наиболее ярким достижением в культуре XX века является появление кино. Его создатели – французы, братья Люмьер, Огюст Люмьер думал, что сконструировал всего лишь забавную игрушку, а Луи говорил, что изобрел кино, когда заболел гриппом, лежа в постели разработал от безделья проект синематографа. Через несколько лет кино становится самым массовым из искусств, что обеспечивает ему жизнеспособность и динамизм. В кино главной фигурой для зрителя всегда был актер. Не случайно именно кинематограф породил систему звезд. Кинозвезда не просто талантливый актер или актриса, это воплощение идеалов, отражений зрительских желаний и надежд. Вера Холодна и Иван Мозжухин, Чарли Чаплин и Грета Гпрбо, Жан Габен и Мэрилин Монро, Любовь Орлова и Алексей Баталов, Бриджит Бардо и Андрей Миронов – все они не только выразители общественных настроений, но и диктаторы моды и стиля поведения, служат примером в жизни и становятся символом эпохи XX века. Великолепная плеяда режиссеров, таких как Стивен Спилберг, Андрей Тарковский, Кира Муратова, Люк Бессон, Федерико Феллини на первый план выдвигают философские вопросы и проблемы, пытаясь найти новый художественный ход.  Мир массовой культуры огромен: он включает в себя рекламу, шоу-бизнес, популярные кино- и тележанры, такие, как мюзикл, эротический фильм, фильм ужасов, вестерн, гангстерский фильм, некоторые литературные формы, и другое.

        Существенные изменения происходят  и в звуковом облике произведений. Тема противостояния смерти и жизни становится ключевой в музыке XX века. Актуальной в культуре становится тема самопознания личности. Появляются новые разработки в области психологии, особенно психоанализа (эта наука изучает подсознание, т.е. те стороны психики, которые не поддаются контролю разума), которые вызывают стремление проникнуть в потаенные глубины внутреннего мира человека. В музыку входит мир снов, неосознанных желаний и инстинктов. Появляется музыкальный авангард. Возникает электронная музыка, где композиторы в качестве «классических» инструментов используют электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику – магнитофон, синтезатор, компьютер. В середине века существует такое направление, как хепенинг (от «случающееся», «происходящее»). В музыке его истоком можно считать произведение «4'33''» (1954 г.) американского композитора Джона Кейджа. На сцену выходит пианист, который 4 минуты 33 секунды молча сидит за роялем, потом встает и уходит. Премьера проходит со скандалом, публика решила, что над ней издеваются. Это было намерение шокировать публику, которое входило в планы автора. Кейдж превратил музыкальное произведение в явления окружающей действительности: тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями (покашливание, шепот, скрип стульев). Публика и музыкант выступали в роли исполнителей и в роли авторов этой музыкальной пьесы.

        В XX столетии появляется и такой новый вид в музыке как джаз. Выдающимися музыкантами этого стиля были черные музыканты – трубачи Кинг Оливер  и Луи Армстронг, пианист Джелли Ролл Мортон, тромбонист Кид Ори и др. А рок-музыка, которая возникла во второй половине века и объединила музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства, поражает своим разнообразием. К ее ярким направлениям относятся: рок-н-ролл, биг-бит («Биттлз»), британский блюз («Роллинг Стоунз»). Позже появляется тяжелый хард-рок, панк-рок и т.д. В России появляется интерес к фольклору, с использованием древнерусских знаменитых распевов и григорианских хоралов.

        Еще одно обстоятельство отличает XX век от всех предыдущих. Крупные открытия прошлого редко были связаны с развитием техники. Они существовали вполне автономно, даже тогда, когда опережали прогресс техники. Техника также развивалась независимо от науки. Иногда они шли параллельными курсами, иногда расходились значительно, но практически не зависели друг от друга. В XX веке, особенно в его второй половине, они невозможны одна без другой. Наука стала сильным фактором развития техники, техника — наукоемкой, и обе обусловили дальнейший прогресс производства. Появляются атомная энергетика, генная инженерия, начинается освоение космического пространства. Все это заставляет не без оснований называть XX век веком техники, проникающей во все сферы человеческого существования, затрагивающей все формы жизнедеятельности человека. Может показаться, что бурное развитие техники в нашем столетии представляет собой торжество разума и может стать основой счастья и осуществления многовековых мечтаний человечества. К сожалению, это далеко не так. Технический прогресс, даруя человеку материальные блага, отнимает у него его человеческое начало, превращая человека сначала в придаток машины, затем — в обслуживающий элемент машинного производства. Человечество, мечтавшее об освобождении от изнурительного труда, в очередной раз испытало разочарование: оно стало рабом стандарта, отнимающего у человека даже его святая святых— неповторимость чувств.

        В области связи главные изменения  вносят компьютерные технологии. Уже сейчас Интернет и электронная  почта вобрали в себя почти все ее виды. Наиболее бурно развивается мобильная связь, уже скоро обладателем мобильного телефона станет каждый второй житель земли. Мощность компьютеров возрастает параллельно их размерам. С 1980 года плотность транзисторов – основы компьютерной микросхемы – удваивалась каждые 18 месяцев. В ближайшие годы, возможно, появятся компьютеры, которые нельзя будет разглядеть под микроскопом. В сфере быта новые изобретения появляются настолько быстро, что за новинками очень трудно успеть. Сейчас ни для кого не является секретом, что бытовая техника совершенствуется в направлении универсальности.

        Говоря о культурном развитии  и прогрессе XX века, мы невольно затрагиваем очень важную культурологическую проблему, которую рассматривали величайшие философы и культурологи с давних времен. Развитие общества по пути прогресса видится просветителям по-разному и не все считают его благотворным. Многие мыслители пришли к выводу, что в истории нет ни смысла, ниц ели, что она идет по какому-то бесконечному кругу. Рождается цивилизационный подход. Общественный строй, культурный тип, экономические и политические отношения различны у разных народов. Культуры мира проходят через зарождение, расцвет, упадок и гибель. Под цивилизацией понимается локальная цивилизация, т.е. достигшая некоторого уровня культура того или иного народа или группы народов. В России основоположником цивилизационного подхода считается ученый Н.Я. Данилевский. По его мнению, история – это самостоятельное развитие обособленных друг от друга культурно-исторических типов. Каждый из них соответствует какой-то конкретной цивилизации, например, западноевропейской или славянской. Культурно-исторические типы напоминают своим развитием животных, растения и людей. Срок жизни каждой цивилизации зависит от природных и политических обстоятельств и от внутренних жизненных сил. Любая культура начинает свой путь с детства, а заканчивает старостью. Кроме того, между культурами идет борьба за существование. Данилевский призывал не принимать для России модель отмирающего, по его мнению, западного типа общества. Самым житейским он считал славянский тип культуры.

        В западной науке и философии  цивилизационный подход разрабатывал  Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы». По Шпенглеру, культура каждого народа казалась похожей на живой, причем уникальный организм. В своем внутреннем развитии он не повторяет пути развития других культур и не зависит от них. Черты конкретной культуры отражают душу населения. Шпенглер выделял ограниченное количество замкнутых культур или «монад». Каждая из них в сое время рождалась, расцветала, а затем приходило время старости и смерти. Средний срок жизни культуры – 1000 лет. Старея, культура превращается в цивилизацию. То есть, по Шпенглеру, цивилизация – культура умирающая, утрачивающая душу. Её жизнь сосредотачивается в городах, а духовное развитие подменяется бессмысленным прогрессом. На месте культуры погибшей возникает культура новая. Так на месте античной культуры возникла культура европейская, но не обязательно, что она будет культурой совершенной. Главная идея Шпенглера заключается в названии его книги: Европа приходит к упадку и наступает закат европейской культуры. Эта идея была подхвачена многими учеными культурологами. Среди них американский историк Артур Мейер Шлезингер, в России – Лев Николаевич Гумилев. По мнению последнего, культура каждого народа развивается 1100 – 1200 лет. Известный русский экономист Н.Д. Кондратьев разработал идею волн истории.

        Начало века в России ознаменовано  новыми веяниями в театральной жизни, появлением новой эстетики театра, новых принципов актерской игры, реализованных в Малом художественном академическом театре в Москве союзом двух знаменитых режиссеров К. Станиславского и   В. Немировича-Данченко.  В работах этого театра осуществлялась мечта о том, что и театр даст возможность заглянуть во внутренний мир человека, в реалии его жизни, в которой могут и не происходить грандиозные события, но, тем не менее, она оказывается наполненной величайшим смыслом во всех своих проявлениях. Великие актеры и актрисы этого времени (П. Орленев, И. Москвин, В. Качалов, В. Комиссаржевская, М. Ермолова, О. Л. Книппер-Чехова) создали на сцене лучшие образы пьес А. Островского, А.Чехова, М. Горького, А.К.Толстого, образы людей, в которых воплотился мятежный дух эпохи.

        XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во всех сферах культуры, особенно духовной. В это время оформилась русская школа философии, включившая в себя самые различные направления философской мысли, при этом в одной только стране сошлись многие течения этой области культуры. XX век — время великой литературы, не менее великой музыки, живописи, театра. За каждым из названных видов искусства стоит множество гениальных имен. Но в этом веке, возможно более, чем когда-либо, гении и таланты гибли в бесконечных катаклизмах эпохи: в мировых войнах, революциях, репрессиях тоталитаризма, они страдали в эмиграции от непонимания, терзались от безысходности и ностальгии. Русские художники, в отличие от западных, в самой сердцевине своего мироощущения (менталитета) всегда несут представление о своей абсолютной причастности ко всему происходящему, глубокую искренность, составляющую самую суть гражданского чувства. Сила этого чувства такова, что все страдания мира неразрывно связаны с личностью каждого художника, мыслителя, интеллигента, они проходят через его жизнь и сердце — это составляет особый нерв русской культуры.

       Еще одно обстоятельство характеризует  многие особенности русской культуры. Она существует не только и  не столько в ее официальном  выражении, сколько “рассыпана” в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали, способах мировосприятия и миропонимания. Именно в России так сильна и неразрывна связь каждого крупного деятеля культуры со своим народом, именно в России так глубоко и серьезно каждое событие проходит через жизнь отдельного человека. Западные культуры отличает индивидуализм как способ отношений личности и общества, в восточных мы встречаемся с полным растворением человека в массе других, в русской же культуре всегда существует особый коллективизм — непрекратимая связь отдельного человека с другими людьми, а других — с отдельным человеком. Он — часть общего и таковой частью ощущает себя всегда, везде и в полной мере. Если для человека Запада, да и Востока отрыв от своей родной почвы проходит большей частью безболезненно, то для российского человека — это всегда трагедия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        В данной работе мною была предпринята попытка раскрыть мир культуры XX века. Мир, так же, как поэт или художник, ученый или изобретатель, стоит на пороге неведомой жизни в неведомом мире. Человечество знает нечто из того, что было, знает многое из того, что есть. Мы знает также, что и прошлое, и настоящее непременно лягут в основание будущего, но одновременно с этим нам не дано знание, что именно сохранится, а что исчезнет в бесконечном потоке времени, что станет счастьем будущих поколений, а что – бедой. Человечество испробовало различные формы организации общества и вряд ли нашло такую, которая в полной мере и степени способствовала бы его процветанию. Именно здесь и вырисовывается особая роль культуры в обществе. Только культура может стать тем интегральным началом, которое в состоянии сбалансировать человеческую деятельность в мире.

         Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. Культура - духовная жизнь общества.  Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который отличает их бытие от природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Стоит всегда помнить о тех, кто создавал духовную мощь, кем может гордиться человечество: художниках, ученых, философах, героях, - о тех, кто всегда показывал возможности человека, перспективы его возможностей. Они не просто были творцами, реализуя собственные духовные богатства, - они делали это для других, приобщая их к собственным высотам. Естественно, не всякий может создать произведение искусства, теорию, совершить открытие или подвиг. Но каждый может обнаружить в себе силы понимания, познания, размышления и тем самым если не стать равным, то, во всяком случае, подняться до высот мысли, чувства или веры любого гения.

        Для того, чтобы стать человеком  культуры, чтобы сберечь мир для будущего, мало прочесть книги и учебники, какие только имеются на сегодняшний день. Нужно сотворить себя снова, нужно отказаться от фактического, бессмысленного и бесполезного прозябания, нужно войти в мир культуры с пониманием ее роли в мире и места в обществе и пропустить через себя возможно большее количество ее ценностей, прожить их снова вместе с их творцами. И, как бы это ни звучало абстрактно, как бы ни казалось нереально, возможно только в этом – путь спасения человечества от погребения себя под прахом собственной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мир культуры XX века