Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:42, контрольная работа
1. Рождение и распространение ислама. Характерные черты
мусульманского мировосприятия: картина мира, система ценностей, идея
абсолютного предопределения человеческих поступков.
2. Художественные традиции арабо-мусульманского мира.
3. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры.
поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство
прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо
понимали, что прекрасные стихи сразу же становятся достоянием базара –
средоточия религиозно-
Показательно в этом отношении творчество Абулькасима Фирдоуси (934-
1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею
«Шахнаме» ; («Книга царей»). В ней он воспевал иранских царей –
мифических и исторических, но в центре находится эпический герой Рустам,
сын своего народа. Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123),
ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые Рубаи.
Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма с философским
подтекстом.
Творчество Джами (1414-1492) является как
бы логическим завершением
замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси.
Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь он
провел в Герате. И в поэзии Джами преобладают темы любви и жизни,
смерти и страданий. Однако, восторгаясь поэтичностью, образностью,
тонкостью описания любовных настроений и тоски ожидания встречи с
любимой, социальное значение этой поэзии нельзя переоценивать. Это
поэзия узкого круга эстетствующих интеллектуалов исламского мира. В
жизни совершалось иное. В жизни женщина в мусульманском мире –
униженное существо. Мусульманин должен быть покорным Аллаху и,
умирая в битве за веру, он становится шахидом и идет прямо в рай. Женщина
должна быть покорной мужчине,
и неизвестно, обладает ли она душой.
Воспевая мельчайшие детали красавиц,
поэты-мусульмане не отвергали
многоженство, плату за невесту и обряд развода. Достаточно мужу трижды
сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или три раза
произнести слово «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом
мужа и очутиться на улице. Женщина должна жить только на своей половине
дома. Видеть ее могут муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи.
Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины считается
наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная бездетность, как и
безбрачие, - тяжкий грех. Конечно, все это провозглашается лишь в Шариате.
Тем не менее исламская культура - одно из достижений человечества и
заслуживает уважения и понимания. Что же касается исламской поэзии, то
она стала достоянием различных немусульманских народов. Огромной
популярностью и уважением эта поэзия пользуется в нашей стране.
3. Вклад исламской
культуры в развитие мировой
культуры.
С первых же шагов Ислама развитие науки,
техники и обретение знаний
стало в халифате самым достойным делом. Результатом этого было
становление величайшей исламской цивилизации в поразительно короткие
сроки. В то время, когда Европа переживала упадок, исламская культура в
халифате характеризуется бурным подъемом во всех областях науки,
доступных человеческому разуму той эпохи: химии, физике, математике,
географии, медицине, астрономии, историографии, фармакологии,
лингвистике, философии и др. Мусульманский мир познакомил Европу со
многими сельскохозяйственными продуктами. В VIII веке мусульмане
возделывали в Испании рис, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели
шелководство, начали выращивать хлопок. Поливное земледелие нашло
применение в Европе благодаря арабам, которые обучили европейцев
технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы также
распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным
контролем за распределением воды. Уже в VIII веке в Самарканде и Бухаре
работали бумажные мастерские. Лишь четыре века спустя в Европе,
благодаря принесенной арабами в Испанию бумаги, заработали бумажные
мельницы. Мастерские городов мусульманской Испании не знали себе
равных в изготовлении шелковых, парчовых, шерстяных тканей, дорогих
сортов кожи с тиснением и позолотой, стеклянной и бронзовой посуды с
рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кости и
оружия - доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен.
Благодаря мусульманам Андалусии в Европе появились первые проблески
гончарного производства
и изготовления фаянса.
В правление аббасидского халифата мусульманская наука получила особое
развитие. При халифе Харон Ар-Рашиде (786-808) и его сыне Аль-Мамуне
научная деятельность переживала период подъема: строились
астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы,
библиотеки. Мусульмане достигают ярких успехов в математике, географии
и химии. В последней особенно проявился Джабир Бен Хайан (721-805),
названный в Британской энциклопедии основоположником химии. Именно
он ввел основные понятия химии: кристаллизация, растворение, перегонка.
Смешивание красящих веществ, окрашивание, извлечение минералов и
металлов, плавление - все эти технические средства на непревзойденном
уровне использовались мусульманами
в производственных целях.
Астрономия обогащалась важными открытиями,
благодаря исследованиям
мусульманских ученых. Аль-Мамуном, халифом и одновременно ученым,
была предпринята попытка замерить окружность земли. При его дворе
работал математик Аль-Хорезми (787- ок. 850), который участвовал в
измерениях. Именно благодаря его сочинениям в Европе распространилась
цифровая символика с нулем. От арабского слова "сыфр" ("ноль", "пустой"),
произошло латинское слово cifra ("цифра"), первоначально означавшее также
ноль, откуда через французское слово chifrre произошло русское "шифр".
Аль-Хорезми автор научного трактата "Книга о восстановлении и
употреблении" ("Китаб аль-Джебр ва аль-Мукабалла"), в котором были
приведены правила решения уравнений, а также употреблен термин "аль-
Джебр", откуда и произошло название европейской алгебры. Латинский
термин algorithmi ("алгоритм") - это транслитерация арабского имени Аль-
Хорезми. Сегодня алгоритм - одно из основных понятий математики и
кебернетики.В VIII-XV вв. в арабских странах появляются так называемые зиджи –
справочники для астрономов
и географов с описанием
хронологических и исторических дат, тригонометрическими и
астрономическими таблицами. Европейцы ознакомились с астрономией,
плоской и сферической тригонометрией именно из переводов "зиджей"
мусульманских ученых, например, как известного астронома Аль-Хазини и
Аль-Батани, который провел самые точные для того времени
астрономические измерения, позволившие ему составить таблицы
котангенсов. Наибольших успехов в сфере астрономии добился, пожалуй,
ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1393-1449). В
1428-1429 гг. он построил в Самарканде самую значительную обсерваторию
средневековья, оснащенную первоклассным для того времени
оборудованием, размеры и возможности которых потрясали воображение
европейцев. Чего стоил один только уникальный 40-метровый мраморный
секстант, установленный в области меридиана. В своем главном сочинении
"Новые астрономические таблицы" Улугбек дал сведения о положении 1018
звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а
также изложил теоретические основы астрономии того времени. В XV веке
Европа получает уникальные для себя сведения в области астрономии из
трудов ученых самаркандской школы, возглавляемой Улугбеком. В 1648
году в Оксфорде был
опубликован каталог
Улугбека в латинском
переводе Джорджа Гревса (1602-1652).
Особое значение
для развития мировой минералогии имел
труд великого
ученого Аль-Бируни (973-1050) "Собрание сведений о познании драгоценных
металлов", в котором подробно описаны более 50 минералов, руд, металлов,
сплавов. Аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих
минералов и металлов. Лишь через четыре века в Европе немецкий ученый
Георг Агрикола (1494-1555) создал основы научной минералогии. Аль-
Бируни широко применял математический анализ, создал капитальные труды
по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, определил
длину окружности Земли и задолго до Коперника (1543 г.) высказал мнение о
возможности движения земли вокруг солнца, с той лишь разницей, что никто
его за это не запрещал его труды и не предавал его анафеме (сочинение
Николая Коперника "Об обращении небесных сфер" было запрещено
церковью вплоть до 1828 года). Не случайно известный историк Джордж
Сартан назвал первую
половину XI века эпохой Аль-Бируни.
В Багдаде, столице аббасидского
халифата, сложилась знаменитая школа
переводчиков, в которой на арабский язык переводили греческие, сирийские
и пехлевийские сочинения по всем областям знания. На арабском языке
получили новое рождение философские труды Аристотеля, Платона и
неоплатоников, естественнонаучные трактаты Евклида, Архимеда и
Птолемея, медицинские трактаты Гиппократа. Уже позже эти труды,
исключительно благодаря переводам с арабского на латынь, с
комментариями известных мусульманских мыслителей как Авиценны (Ибн
Сины) и Аверроэса (Ибн Рушда), увидит Западная Европа. Так, в Толедо
(Испания) на протяжении
XII века существовала школа,
году по инициативе архиепископа Кастилии дона Раймундо, где переводили
на латинский язык наиболее значительные труды по астрономии, медицине,
физике, математике, ботанике
и философии.
Особое внимание привлекает одна из необычных
и известнейших фигур
средневековья - монаха Герберта из Аурилака (940/950 - 1003). В 999 году он
под именем Сильвестр II стал первым Римским Папой французского
происхождения. Папа обучался различным наукам в мусульманской
Испании, а для этого он изучил арабский язык, которым впоследствии владел
в совершенстве. Проведя три года в Толедо, он под руководством
мусульманских ученых изучал астрономию, географию, математику, химию
и другие науки. Надо признать, что Папа оказался весьма способным
учеником, ибо после его возвращения из Испании, европейцы,
ошеломленные его познаниями, приняли его за колдуна! Этот анекдотичный
факт живо иллюстрирует отставание Европы от мусульманской цивилизации
в ту эпоху. Репутация Папы-колдуна сохранилась за Гербертом до самой
смерти. Именно благодаря ему европейская арифметика была обновлена
введением девяти арабских цифр от 1 до 9. До Герберта эти цифры не
использовались за пределами мусульманского мира. Использование арабских
цифр заметно упростило решение арифметических задач. Арабский язык
становится для европейцев проводником прогресса, науки и культуры.
Поэтому христианская молодежь проявляет огромный интерес к арабскому
языку и литературе. Как с сожалением писал один из противников
мусульманской культуры в IX веке Кордуан Альваро: "Все молодые,
одаренные христиане знают только арабский язык и литературу: они читают
и изучают с большим рвением арабские книги и заявляют, что это литература
восхитительна..."Особого расцвета достигает в мусульманском халифате
медицина. Мусульманские хирурги использовали анестезирующие средства,
когда в Европе об этом и не помышляли. В то время европейские врачи