Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 09:13, контрольная работа
Ислам (араб, «предание себя Богу», «покорность») — самая молодая из мировых религий, к которой причастно более 1 млрд человек. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на культуру основных цивилизаций Средневековья.
Со священным
писанием, религиозной и нравоучительной
литературой — адаб — связана политическая
культура исламской цивилизации, отдельные
ветви которой имеют собственные варианты,
возникшие под влиянием национальных
традиций. Однако везде духовные лица
контролировали правителей как в области
ритуала и веры, так и в общественных и
других вполне мирских делах. Особенно
сурово к правителям шиитское духовенство.
Политическая культура шиитских стран
(Иран, Ирак, Бахрейн, Азербайджан) отличается
сложностью и своеобразием. Во многих
государствах исламского мира в конце
XX в. традиции шариата и религиозные догмы
становятся основой официальной политики,
доказывая стойкость и жизненность великой
исламской цивилизации.
Заключение
В заключении мне
хотелось бы сказать что исламская
картина мира была бы неполной без космологии,
которая занимает в культуре исламской
цивилизации одно из ведущих мест. Надо
помнить, что Коран создавался не на пустом
месте. Христианская «Библия» получила
распространение и в Аравии. И не мудрено,
что в Коране говорится, что за шесть дней
Аллах создал мир, «сотворил семь небес,
одно над другим сводами» , устроил небо
так, что «нет в нем ни одной щели». Из семи
небес «низшее небо» Аллах украсил светилами
и поставил их для отражения шайтана. Он
велел небу производить, темноту ночи,
«заставил его изводить утреннюю светозарность».
Бог опустил также с «горных небес» на
землю лестницу, «по которой ангелы и дух
восходят к нему в течение дня, которого
продолжение пятьдесят тысяч лет». Эта
лестница только для небожителей: люди
и шайтан, ее--ли бы и хотели влезть на небо,
не были бы туда допущены. Понятно, что
это даже для культуры VII в. выглядит несколько
наивно.
Только ограниченностью
культурного мира ислама можно объяснить
утверждение Корана, что Земля
— неподвижная плоскость. Но что
же поддерживает эту плоскость? В одном
из хадисов IX в. говорится: «Земля (держится)
на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде,
а вода на воздухе, а воздух на влажности,
а на влажности обрывается знание знающих».
Исламская культура
не исчерпывается догматами Корана
и наивными комментариями к нему. В
космологию ислама проникали и более мудрые
мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать,
что Земля шаровидна. Тогда же математик
аль-Баттани заявлял, что Земля круглая.
В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная
форма для Земли есть естественная необходимость».
Постепенно и
в культуре исламской цивилизации
пробила себе дорогу научная точка
зрения на Вселенную. Однако путь этот
был более длительным и трудным,
чем в западноевропейских странах.
Политическое влияние духовенства, застойный
характер общественных отношений в странах
исламского мира, отставание этих стран
в области науки и техники — все это сдерживало
проникновение в исламскую культуру научной
картины мира. И по сей день для многих
мусульман авторитетное слово Аллаха
значительнее научных истин.
Список литературы
1. Введение в
культурологию: Учеб. пособие для
вузов / Руководитель автор, колл.
и отв. ред. Е. В. Попов.
— М.: ВЛАДОС, 1996 — 336 с. - ISBN 5-87065-055-0.
2. Скворцова
Е.М. Теория и история
3. Энциклопедия
для детей. Т. 13- Страны. Народы. Цивилизации/Глав,
ред. М. Д. Аксёнова. М.: Аванта+,
2000. - 704 с: ил.