Мифология как форма самосознания культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:40, реферат

Описание работы

Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»2

Содержание

Введение _____________________________________стр. 3
Мифология как форма общественного сознания ______стр. 3
Мифология - исторический тип мировоззрения _______стр. 5
Изучение и развитие мифологии ___________________стр. 6
Диалектика мифа ________________________________стр. 8
Миф нашего времени_____________________________стр. 9
Заключение_____________________________________стр.10
Библиография_______________________

Работа содержит 1 файл

готовый рефер культура.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

     Некоторые особенности  мифологического  мышления  могут  сохраняться   в массовом сознании  наряду  с  элементами  философского  и  научного  знания, строгой научной логикой.

     При некоторых условиях массовое  сознание  может  служить   почвой  для

распространения   "социального"  или  "политического"  мифа,  но   в   целом

мифология  как  ступень  сознания  исторически  изжила   себя.  В   развитом

цивилизованном  обществе мифология может сохраняться  не только  фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

     Различные  формы  общественного   сознания   и   после   окончательного

выделения из мифологии продолжали пользоваться  мифом  как  своим  "языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы. В частности, в  21  веке наблюдается также сознательно обращение некоторых   направлений   литературы к  мифологии  (Дж. Джойс, Т. Манн, Ж. Котто и др.),   причем  имеет   место как  переосмысление различных традиционных  мифов,  так  и мифотворчество  – создание собственных поэтических символов.

Заключение.

     Итак, целая эпоха духовной жизни  человечества, формирование и   расцвет древних цивилизаций была царством мифа,  созданного  воображением  человека. Воображение  –  великий  дар  природы,  драгоценное   качество   людей,   их творческая энергия. Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать  загадки  Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа,  на  помощь приходило воображение.  Оно  же  удовлетворяло  и  эстетические  потребности людей. Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается  как вымысел,  увлекая человека  мечтой  об  иной  действительности.  Миф  отождествляет  мечту   с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф  –  древнее.  Он  не мирится  с  сомнением.  Человек,  создавая  его,  как бы  осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из  современников  Гомера  мог  сомневаться  в реальности  Зевса?  Кто  из  древних  индийцев   осмелился   бы   оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.  Древнее искусство – царство идеальных героев. Мечта создавала  образец человека в его лучшем, совершенном проявлении. В какой-то  степени  это  был пример  для  подражания.  Александр  Македонский,  возя  с  собой  в  походы «Илиаду» Гомера, уподоблял себя Ахиллесу.

     Людские  сообщества  нуждались  в   сильных   героических   личностях, способных бороться и  побеждать  врагов  рода,  племени,  народа,  и  мечта, воображение  создали  таких  героев,  очищавших  мир  от  скверны,  подобных Гераклу, совершившему  двенадцать  подвигов,  или  Раме,  убившему  чудовище Равану, что похищал женщин, пожирал все живое и разорял земли.

     Идеальные герои, жертвуя собой,  искали чуда, дабы  избавить  людей   от вековечных бед, подобно Гильгамешу, отправившемуся на край света за  цветком бессмертия. И этот их подвиг славили поэты. Легенды о героях легли в основу эпических сказаний древности. Античная культура венчает богатейшие древние цивилизации. В ней  уже  возникли  черты иного мировоззрения. Научная мысль уже начала разрушать то  наивное,  полное восторгов и страхов мировосприятие, которое отразилось в  мифах,  в  древних языческих религиях.

     Мир  переменился.  Давно   уже  замолкли  боги  и   герои,   оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные  в  литературных  образах,  они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.

     Мифология древнего мира –  великая сокровищница созданий  человеческого гения. 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография.

   1. Философский энциклопедический  словарь.  Под ред. Л.Ф. Ильичева.       М.:"Советская энциклопедия".-1983.

  2. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.: "Правда", 1990.

   3. Лосев А.Ф.  Философия.  Мифология.  Культура.  – М.:  Издательство политической литературы, 1991.

   4. Тахо-Годи А.А.  Три письма  А.Ф.Лосева.  //Вопросы философии.-N7,1989.

  5. Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, стр. 737.

  6. Учебное пособие по культурологии, издательство Российской  экономической академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 22.

 7. Учебное пособие по культурологии, издательство Российской  экономической академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 23.

8. «Введение в культурологию» под редакцией Е.  В.  Попова,  М.:  ВЛАДОС, 1995. – С. 27.

9. Введение  в философию. Под ред.  И.Т.  Фролова.  В  2-х  частях  –М.: Политиздат, 1989.

10. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. – С. 65-66. 
 

Информация о работе Мифология как форма самосознания культуры