Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:04, реферат
Слово культура – в лексиконе практически каждого человека. Но в эти понятия вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – ещё более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определённую идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», т. е. хозяйственные задачи.
В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.1
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Мифология и религия Древнего Рима………………………………...5
Глава 2. Свободное времяпровождение римлян………………………………13
Глава 3. Архитектура Древнего Рима…………………………………………..17
Глава 4.Литература Древнего Рима…………………………………………….19
Глава 5. Политика и право Древнего Рима…………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...29
Библиографический список использованной
литературы…………………………………………………
Среди древнеримских юристов выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новый условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях. Существовали и другие школы законоведов, соперничающие между собой.
Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал в совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно заложили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия в обязанности многочисленных бюрократических учреждений и чиновников — сената, магистратур, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. — не устраняли напряженности политической борьбы в обществе. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку.
Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотического славословия, воспевающего Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их
духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература и искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество в действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. Отсюда вытекает одна из главных черт римской культуры — политизированность. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь) и логики. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судебных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от государства. Самым известным ритором был Марк Фабий Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание оратора» в 12 книгах.
В своём реферате я попыталась рассмотреть основные понятия и виды культуры Древнего Рима. Конечно же в самую первую главу я посветила мифологии, т. к. мне кажется, что она наиболее широко раскрывает духовный мир человека того времени, так же я затронула такие культуры, как: литература, искусство, политика и право.
Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.
Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе.
Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.
Так или иначе, искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ
1. Бонар А. Культура Древнего Рима. – М.; Наука, 1985. Т. 1
Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990
2. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1898.
3. Культурология: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТА – ДАНА, 2004.
4. Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.: Просвещение, 1971.
5. Мамонтов С. Основы культурологи. М., 1994.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997 г.
1 Межуев В. М. Культура и история. – М., 1983. – с. 5.
2 Парадонтовский Я. Мифология. М., 1971. С 65.
3 Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С.156