Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:04, реферат
Слово культура – в лексиконе практически каждого человека. Но в эти понятия вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – ещё более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определённую идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», т. е. хозяйственные задачи.
В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.1
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Мифология и религия Древнего Рима………………………………...5
Глава 2. Свободное времяпровождение римлян………………………………13
Глава 3. Архитектура Древнего Рима…………………………………………..17
Глава 4.Литература Древнего Рима…………………………………………….19
Глава 5. Политика и право Древнего Рима…………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...29
Библиографический список использованной
литературы…………………………………………………
Глава 1.Мифология и религия Древнего Рима………………………………...5
Глава 2. Свободное времяпровождение римлян………………………………13
Глава 3. Архитектура Древнего Рима…………………………………………..17
Глава 4.Литература Древнего Рима…………………………………………….19
Глава 5. Политика и право Древнего Рима…………………………………...26
Заключение……………………………………………………
Библиографический список использованной
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Слово культура – в лексиконе практически каждого человека. Но в эти понятия вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – ещё более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определённую идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», т. е. хозяйственные задачи.
В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.1
Опыт, накопленный человечеством
в ходе его социокультурной истории,
оказывает неоценимую помощь в решении
проблем культуры на основном этапе
преобразования нашего общества на
основе принципов гуманизма и демократии
в условиях бурного научно – технического
прогресса. Необходимо отметить, что
проблемы культуры приобретают сегодня
первостепенное, по существу, ключевое
значение, ибо культура выступает мощным
фактором социального развития. Ведь
она пронизывает все аспекты человеческой
жизнедеятельности – от основ материального
производства и человеческих потребностей
до величайших проявлений человеческого
духа. Культура играет всё большую роль
в решении долгосрочных программных
целей демократического движения: формирование
и укрепление гражданского общества,
раскрытие творческих способностей
человека, углубление демократии, построение
правового государства. Культура воздействует
на все сферы общественной и индивидуальной
жизнедеятельности – труд, быт, досуг,
область мышления и т. д. на образ жизни
общества и личности. Значение её в
формировании и развитии образа жизни
человека проявляется через действие
личностно – субъективных факторов (установки
сознания, духовные потребности, ценности
и т. д.) влияющих на характер поведения,
формы и стиль общения людей, ценности,
образцы, нормы поведения. Гуманистический
образ жизни, ориентированный не на
приспособление к имеющимся условиям,
а на их преобразование, предполагает
высокий сознания и культуры, повышает
их роль как регуляторов поведения
людей и образа их мышления.
Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VII в. до н.э. - V в. н. э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. “Все дороги ведут в Рим” - гласит известная пословица, ибо со всего света устремлялись туда путешественники, купцы…
Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.
ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т. д.). Кроме того она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо.
На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.
В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто – нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.
Повсюду мерещилось какое – либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.
По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой - либо высшей силы. Наряду с таким и богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, а Кунина была покровительницей колыбели. Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить, и есть после отлучения от груди. Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, а Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались. Статан же, учил его стоять, а Фабулин – говорить. Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.
И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одного привратника, и этого в общем, достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь, аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли – богине Кардеа, а порог – богу Лименту. По - видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и порог».2
Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или, что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким - нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.
Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем – то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.
В древнейшем Риме все знания о богах сводились, в сущности, к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор – одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.
Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого - то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого – либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто – нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.
Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого -либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое – либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они, прежде всего, обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.
Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.
Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.
Вот так, например, римляне
зазывали к себе карфагенских богов.
Жрец провозглашал торжественное заклинание:
«Богиня ты или бог, который простираешь
опеку над народом или
До того как
римляне непосредственно