Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:38, реферат
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц
1.Мифология Древнего Египта
2.Религия Древнего Египта
Кроме богов "Великой
Эннеады", была группа из девяти богов,
получившая название "Малой Эннеады",
и третья, стоявшая ниже ее в божественной
иерархии.
Особо почитались
те боги, которые имели отношение
к человеческой судьбе. Они и входили
в девятку богов Гелиополиса и
принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял
этот список:
1) Тему, или Атму,
т.е. "тот, кто завершает" день, подобно
тому как Птах был богом, "который его
открывал". В гимнах Тему именовали
"создателем богов" и "творцом
людей". Культ его восходил к глубокой
древности, среди богов Египта он занял
место Ра.
2) Вторым был
бог Шу - первородный сын Тему. Шу изображали
поднимающимися из земли с солнечным диском
на плечах. Кроме того, он олицетворял
свет.
3) За ним следовала
сестра-бизнец Шу, олицетворявшая влагу
и солнечное тепло, богиня умерших (по-видимому,
была связана с утолением ими жажды).
4)За ними следовал
Себ - сын бога Шу, первоначально считавшийся
богом земли, позже богом мертвых. Одна
из легенд называет его "Великим Гоготуком",
отождествляя с гусем. Он сотворил яйцо,
из которого произошел мир. От него и богини
Нут произошли Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
5) Богиня Нут
была супругой Себа. Первоначально
богиня неба, женского начала, участвовавшего
в сотворении мира.
6) Осирис - сын
Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис
считался человеком, имевшим божественное
происхождение; на земле он жил и правил
как царь. Осирис породил сына Гора (Хора).
В одной из своих ранних ипостасей Осирис
был божеством солнца, а в додинастический
период был судьей и богом умерших. Во
времена же XVIII династии он уже был равен
Ра.
7) Исида - жена
Осириса и мать Гора (Хора), богиня
природы, олицетворявшая собою
рассвет. Почиталась
8) Сет - сын
Себа и Нут, муж Нефтиды, олицетворял собой
ночь. Первоначально почитался египтянами
как бог, помогавший душам умерших всходить
с земли на небо: он держал вместе с братом
своим Хором Старшим (не путать с Гором,
сыном Осириса), олицетворявшем день, лестницу
на небо. Однако вскоре после правления
фараонов под общим именем Сети, чьи имена
произошли от имени этого бога, отношение
египтян к богу Сету резко изменилось.
Теперь он стал воплощением и олицетворением
всего злого и странного в природе: безлюдной
и суровой, выженной солнцем пустыни, грозы,
бури и т.д.
9) Нефтида - сестра
Исиды и ее спутница во всех скитаниях
и бедах. Подобно Исиде, и она находилась
в ладье бога солнца Ра при сотворении
Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или
самое начало ночи, супруга Сета. Согласно
одной из легенд, она родила Анубиса от
Осириса.
Известны и другие Эннеады.
Следует отметить
Хора Древнего (позже с ним путали
сына Исиды), чьим символом был сокол,
и который, подобно Ра, тоже был
богом Солнца. С его именем были
связаны четыре бога старого света
- четыре духа Хора (Гора), поддерживающие
небо с четырех сторон - Хапи, Туамутеф,
Амсет, Кебсеннуф (олицетворявшие север,
восток, юг и запад).
Важнейшими богами загробного мира были: Анубис, сын Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой ту часть неба, где солнце завершает свой дневной бег и где, как верили египтяне, проходил Суд над умершими.