Мифология и культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц

Содержание

1.Мифология Древнего Египта
2.Религия Древнего Египта

Работа содержит 1 файл

ррр.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

Уже в эпоху  Древнего Царства живущие фараоны  рассматриваются как "служители  Гора" (что переплетается с  представлениями о Горе Бехдетском) и приемники его власти, а умершие отождествляются с Осирисом. Фараон благодаря магическому погребальному обряду так же оживает после смерти, как ожил Осирис. Начиная с эпохи Среднего Царства с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя "Осирис". Такая "демократизация" представлений об Осирисе после падения Древнего Царства связана с усилением знати и появлением прослойки богатых простолюдинов в кон. 3го тыс. до н.э. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюден весь погребальный ритуал. 

Связанные с  Осирисом мифы нашли отражение в  многочисленных обрядах. В конце  последнего зимнего месяца "хойяк" - начале первого месяца весны "тиби" совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил "великий бой" между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба "джед", символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой участников двух групп мистерий: одна из них представляла лето, а другая - зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, из которых одна в одеждах Верхнего Египта, а другая - Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора - сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящем на троне. 

Характер Осириса  как бога растительности отразился  и в другом цикле обрядов. В  специальном помещении храма  водружалось сделанное из глины  подобие фигуры Осириса, которое  засевалось зерном. К празднику Осириса  его изображение покрывалось  зелеными всходами, что символизировало  возрождение бога. На рисунках нередко  встречается мумия Осириса с  проросшими из нее всходами, которые  поливает жрец. 

Представления об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который  считался магическим сосредоточием  плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени  подъема Нила бросал в реку свиток - указ о том, что начало разлива  наступило; первым торжественно начинал  подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы; за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. 

Широчайшее распространение  культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая  сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница, она в греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую богиню-мать, а ее культ распространился далеко за пределы Египта. 

Многие персонажи  египетской мифологии почитались в  соседних странах, в частности в  Куше (Древней Нубии), который в  течение длительного времени  находился под властью Египта. Государственным богом Куша был  Амон, его оракулы изобрели царя. В многочисленных местных формах развивался культ Гора, проникший  в Куш еще в эпоху Древнего Царства. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причем Исида считалась покровительницей царской власти, место Осириса  нередко заменяли местные божества (Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис, Себуимекер). Почитались в Куше также Ра, Онурис, Тот Птах, Хнум, Хапи, Хатор. Жители Куша восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими. 

Мифологические  воззрения Древнего Египта нашли  широкое отражение в архитектуре  и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся  как "тела", в которых эти  божества воплощаются. Представления  о том, что умершие должны иметь  жилище, обусловили строительство специальных  гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами т росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового Царства в большом количестве сохранились так называемые ушебти, особые фигурки, обычно в виде запеленатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире. 

Высокими литературными  достоинствами обладала религиозная  и магическая литература, в которой  запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое  отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший  кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ  возник под влиянием представлений  о богах-змеях. В другой сказке к  Редедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог Ра, и от этого брака рождается трое близнецов - детей основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвиненный Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога-быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда ведет он своего отца, и суд над мертвыми.

Религия Древнего Египта 

Египетская (древнеегипетская) религия - система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного  и раннерабовладельческого общества. 

Огромное значение в верованиях древних египтян  играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью  скотоводства и охоты в экономике  страны. 

К глубокой древности  восходил в Египте культ священного камня. 

Были свойственны  для религии древнейших египтян  и представления о "священной  земле", "матери природы", а также  о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его "старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям". Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из "глаза солнечного бога Гора", или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, "которые пребывают в воде" и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила. 

Стихия огня, исходящая из недр земли и опаляющая  людей с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с  космической водой (влагой). 

Весь растительный и животный мир был населен  духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных. 

Культ животных (зоолатрия) был широко распространен  в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса. 

С эпохи родового строя в Египте существовал культ  предков и связанный с ним  заупокойный культ. Полагая, что  загробная жизнь есть лишь продолжение  земного существования, египтяне оберегали  посредством мумификаций тело покойного (Хат) для того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем. 

С телом (Хат) был  связан Ка, или "двойник" человека, его энергетический фантом, наделенный всеми атрибутами человека и способный существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами. 

Душа же называлась египтянами Ба, и в отношении ее возрения их были очень протеворичивы. Сам иероглиф Ба означал "величественный", "благородный", "могущественный". Считалось, что Ба живет в Ка и, по-видимому, обладает таинственной способностью становиться телесной и бестелесной по своему желанию. 

Ба изображалась в виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит  из чистого эфира, имея способность  оставлять гробницу и подниматься  в небеса, наслаждаясь там вечным существованием. 

Однако в некоторых  текстах имеются указания на то, что иногда она посещала тело в  гробнице и была способна оживить  его и общаться с ним. Подобно  сердцу - Аб - она являлась вместилищем  жизни человека. 

Существовал в  представлении египтян и духовный разум, или дух человека - Ху, имевший вид святящегося неосязаемого образа его тела. Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем (древнеегип. - властвовать над чем-либо) - сила. Очевидно, Сехем человека была персонификацией его жизненной силы. Она следовала за своим земным владельцем на небо. 

Следующей составляющей человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая возле души. 

Одной из наиболее важных составляющих сущности человека была его Рен - Имя, с уничтожением которого разрушаются и все остальные сущности человека, ибо безымянное существо не может быть представлено богам. 

Египтяне были уверены, что увековечение имени  отца является сыновьим долгом. 

В эпоху Древнего Царства древний бог воды и  растительности Осирис постепенно превратился  в центральную фигуру заупокойного культа, судью мертвых, царя загробного мира. 

Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства  на стенках погребальных камер и  саркофагов, в эпоху Нового Царства  и позднее писались уже на свитках  папирусов, постепенно образуя дошедшую до нашего времени "Книгу Мертвых" ("Книгу воскресения", или, точнее, "Книгу выхода днем" - Пер-ем-херу). 

Древняя "Книга  мертвых", родившаяся из "Текстов  пирамид" (Древнего Царства) и "Текстов  саркофагов" (Среднего царства), изменялась на протяжении веков. 

Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром  которого в древнейшие времена был  город Иуну, греками впоследствии названный Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней истории. 

В эпоху Древнего Царства верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося в виде солнечного диска с крыльями птицы. 

В эпоху Среднего царства, когда политический центр  Египта из Мемфиса перешел в Фивы, местный фиванский бог Амон становится верховным государственным богом Египта. И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом других богов древних культов, так и теперь культ Амона впитал в себя множество местных культов других областей во главе с культом гелиопольского бога Ра, породив тем самым культ единого бога Амон-Ра, создателя мира, изначального верховного бога, прародителя богов. 

Уже в эпоху  Древнего Царства обоготворение  царя достигло апогея. 

В эпоху Нового Царства получает совершенное воплощение и развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца. 

Древние боги природы  вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные  ветви богов - покровителей Египта, фараона и его власти. Осирис с  течением времени превратился в  царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона  и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя. 

Но наряду с  этими могущественными культами вплоть до христианской эпохи существовал  и популярный в простом народе культ фетишей. 

С древнейших времен в Египте почитали особый фетиш в  виде двух перекрещенных стрел или  лука, соединенного в футляр, ставший  священным символом богини Нейт, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух. 

Пантеон древних  египтян в общих чертах можно  изобразить следующим образом. Из теорий всех египетских жреческих школ в  наиболее полном виде сохранилось учение жрецов города Гелиополя. Анализируя погребальные тексты времен фараонов V - VI династий, можно установить перечень богов гелиопольской, или "великой Эннеады" (древнеегип. паут - девятки), которую возглавлял бог Тему (или Атму). 

Информация о работе Мифология и культура Древнего Египта