Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:38, реферат
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц
1.Мифология Древнего Египта
2.Религия Древнего Египта
Уже в эпоху
Древнего Царства живущие фараоны
рассматриваются как "служители
Гора" (что переплетается с
представлениями о Горе Бехдетском)
и приемники его власти, а умершие отождествляются
с Осирисом. Фараон благодаря магическому
погребальному обряду так же оживает после
смерти, как ожил Осирис. Начиная с эпохи
Среднего Царства с Осирисом отождествляется
не только фараон, но и каждый умерший
египтянин, а в заупокойных текстах перед
именем умершего обязательно ставится
имя "Осирис". Такая "демократизация"
представлений об Осирисе после падения
Древнего Царства связана с усилением
знати и появлением прослойки богатых
простолюдинов в кон. 3го тыс. до н.э. Культ
Осириса становится центром всех заупокойных
верований. Считалось, что каждый египтянин,
подобно Осирису, возродится для вечной
загробной жизни, если будет соблюден
весь погребальный ритуал.
Связанные с
Осирисом мифы нашли отражение в
многочисленных обрядах. В конце
последнего зимнего месяца "хойяк"
- начале первого месяца весны "тиби"
совершались мистерии Осириса, во время
которых в драматической форме воспроизводились
основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах
Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание
и погребение бога. Затем происходил "великий
бой" между Гором и Сетом. Драма завершалась
водружением посвященного Осирису столба
"джед", символизировавшего возрождение
бога и, опосредствованно, - всей природы.
В додинастический период праздник заканчивался
борьбой участников двух групп мистерий:
одна из них представляла лето, а другая
- зиму. Победу всегда одерживало лето
(воскрешение природы). После объединения
страны под властью правителей Верхнего
Египта характер мистерий меняется. Теперь
борются две группы, из которых одна в
одеждах Верхнего Египта, а другая - Нижнего.
Победа, естественно, остается за группой,
символизирующей Верхний Египет. В дни
мистерий Осириса справлялись также драматизированные
обряды коронации фараонов. Во время мистерии
молодой фараон выступал в роли Гора -
сына Исиды, а умерший царь изображался
Осирисом, сидящем на троне.
Характер Осириса
как бога растительности отразился
и в другом цикле обрядов. В
специальном помещении храма
водружалось сделанное из глины
подобие фигуры Осириса, которое
засевалось зерном. К празднику Осириса
его изображение покрывалось
зелеными всходами, что символизировало
возрождение бога. На рисунках нередко
встречается мумия Осириса с
проросшими из нее всходами, которые
поливает жрец.
Представления
об Осирисе как о боге плодородия
было перенесено и на фараона, который
считался магическим сосредоточием
плодородия страны и поэтому участвовал
во всех основных обрядах земледельческого
характера: с наступлением времени
подъема Нила бросал в реку свиток
- указ о том, что начало разлива
наступило; первым торжественно начинал
подготовку почвы для посева; срезал
первый сноп на празднике жатвы; за
всю страну приносил благодарственную
жертву богине урожая Рененутет и статуям
умерших фараонов после окончания полевых
работ.
Широчайшее распространение
культа Осириса отразилось и на представлениях
об Исиде. Почитавшаяся как любящая
сестра и беззаветно преданная жена
Осириса, заботливая мать младенца Гора
и одновременно великая волшебница,
она в греко-римскую эпоху
Многие персонажи
египетской мифологии почитались в
соседних странах, в частности в
Куше (Древней Нубии), который в
течение длительного времени
находился под властью Египта.
Государственным богом Куша был
Амон, его оракулы изобрели царя.
В многочисленных местных формах
развивался культ Гора, проникший
в Куш еще в эпоху Древнего
Царства. Популярностью пользовались
мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причем
Исида считалась
Мифологические
воззрения Древнего Египта нашли
широкое отражение в
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Редедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог Ра, и от этого брака рождается трое близнецов - детей основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвиненный Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога-быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда ведет он своего отца, и суд над мертвыми.
Религия
Древнего Египта
Египетская (древнеегипетская)
религия - система политеистических
верований племен и народов долины
Нила в эпоху первобытнообщинного
и раннерабовладельческого
Огромное значение
в верованиях древних египтян
играло поклонение природе, а зооморфизм
и тотемизм, характерные для их
религии, объясняются важной ролью
скотоводства и охоты в экономике
страны.
К глубокой древности
восходил в Египте культ священного
камня.
Были свойственны
для религии древнейших египтян
и представления о "священной
земле", "матери природы", а также
о боге земли Гебе. Первый водный
хаос, основу всей природы, они называли
богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил,
именуя его Хапи, сопоставляя его с богом
животворящих сил Осирисом и называя его
"старшим среди богов, Нилом (Хапи), который
создал все, который разливается, чтобы
дать жизнь людям". Дождь, вода, в представлениях
древних египтян, исходила из "глаза
солнечного бога Гора", или из тела и
глаз плачущей богини Изиды, а священный
источник около Гелиополиса воспринимался
египтянами Древнего Царства как проявление
водного божества. Все воды они населяли
духами, "которые пребывают в воде"
и среди которых царит бог водяной пучины
Собк, изображавшийся в виде крокодила
или человека с головой крокодила.
Стихия огня,
исходящая из недр земли и опаляющая
людей с высоты неба, в представлениях
египтян, была тесно связана с
космической водой (влагой).
Весь растительный
и животный мир был населен
духами, богами и богинями, обитавшими
в отдельных растениях, деревьях
и животных.
Культ животных
(зоолатрия) был широко распространен
в Египте, начиная с архаической
(додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись
священным львам и львицам. Таковы были
культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц
в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди
которых особым почтением пользовался
культ львиноголовой богини Сомхет. А
в городе Буто почитали ядовитую змею,
именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне
и домашних животных: например, священных
быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе
Бог Хнум, почитаясь богом творческой
силы, изображался в виде барана. Особое
распространение во всем Египте получил
культ священной коровы - богини Хатхор.
Покровителями царской власти считали
сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого
фараона часто изображали в виде льва
с головой человека - Сфинкса.
С эпохи родового
строя в Египте существовал культ
предков и связанный с ним
заупокойный культ. Полагая, что
загробная жизнь есть лишь продолжение
земного существования, египтяне оберегали
посредством мумификаций тело покойного
(Хат) для того, чтобы душа человека
Ба могла вечно пребывать в нем.
С телом (Хат) был
связан Ка, или "двойник" человека,
его энергетический фантом, наделенный
всеми атрибутами человека и способный
существовать независимо от него, перемещаться
по земле, возноситься на небо и беседовать
с богами.
Душа же называлась
египтянами Ба, и в отношении ее возрения
их были очень протеворичивы. Сам иероглиф
Ба означал "величественный", "благородный",
"могущественный". Считалось, что
Ба живет в Ка и, по-видимому, обладает
таинственной способностью становиться
телесной и бестелесной по своему желанию.
Ба изображалась
в виде сокола с головой человека,
и по природе своей состоит
из чистого эфира, имея способность
оставлять гробницу и подниматься
в небеса, наслаждаясь там вечным
существованием.
Однако в некоторых
текстах имеются указания на то,
что иногда она посещала тело в
гробнице и была способна оживить
его и общаться с ним. Подобно
сердцу - Аб - она являлась вместилищем
жизни человека.
Существовал в
представлении египтян и
Следующей составляющей
человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая
возле души.
Одной из наиболее
важных составляющих сущности человека
была его Рен - Имя, с уничтожением которого
разрушаются и все остальные сущности
человека, ибо безымянное существо не
может быть представлено богам.
Египтяне были
уверены, что увековечение имени
отца является сыновьим долгом.
В эпоху Древнего
Царства древний бог воды и
растительности Осирис постепенно превратился
в центральную фигуру заупокойного
культа, судью мертвых, царя загробного
мира.
Молитвы и заклинания,
писавшиеся в эпоху Среднего Царства
на стенках погребальных камер и
саркофагов, в эпоху Нового Царства
и позднее писались уже на свитках
папирусов, постепенно образуя дошедшую
до нашего времени "Книгу Мертвых"
("Книгу воскресения", или, точнее,
"Книгу выхода днем" - Пер-ем-херу).
Древняя "Книга
мертвых", родившаяся из "Текстов
пирамид" (Древнего Царства) и "Текстов
саркофагов" (Среднего царства), изменялась
на протяжении веков.
Особое значение
приобрел в Древнем Египте солярный
культ - культ бога солнца, центром
которого в древнейшие времена был
город Иуну, греками впоследствии названный
Гелиополисом - Городом Солнца, игравший
роль крупнейшего религиозного центра
Египта в течение всей его древней истории.
В эпоху Древнего
Царства верховным богом Солнца
является бог Ра. С культом Ра
постепенно сливается культ бога
Гора, изображавшегося в виде солнечного
диска с крыльями птицы.
В эпоху Среднего
царства, когда политический центр
Египта из Мемфиса перешел в Фивы,
местный фиванский бог Амон становится
верховным государственным богом Египта.
И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом
других богов древних культов, так и теперь
культ Амона впитал в себя множество местных
культов других областей во главе с культом
гелиопольского бога Ра, породив тем самым
культ единого бога Амон-Ра, создателя
мира, изначального верховного бога, прародителя
богов.
Уже в эпоху
Древнего Царства обоготворение
царя достигло апогея.
В эпоху Нового
Царства получает совершенное воплощение
и развитие догмат о царе как сыне
верховного бога Солнца.
Древние боги природы
вместе с развитием царского культа
превращаются в общегосударственные
ветви богов - покровителей Египта,
фараона и его власти. Осирис с
течением времени превратился в
царя загробного мира, первого царя
Египта, покровителя власти фараона
и поэтому изображается в виде фараона
со всеми знаками царской власти. Древний
бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный
облик сокола, с течением столетий превратился
в охранителя царя.
Но наряду с
этими могущественными культами
вплоть до христианской эпохи существовал
и популярный в простом народе
культ фетишей.
С древнейших времен
в Египте почитали особый фетиш в
виде двух перекрещенных стрел или
лука, соединенного в футляр, ставший
священным символом богини Нейт, украшенный
перьями и лентами папирусный посох бога
Ух.
Пантеон древних
египтян в общих чертах можно
изобразить следующим образом. Из теорий
всех египетских жреческих школ в
наиболее полном виде сохранилось учение
жрецов города Гелиополя. Анализируя погребальные
тексты времен фараонов V - VI династий,
можно установить перечень богов гелиопольской,
или "великой Эннеады" (древнеегип.
паут - девятки), которую возглавлял бог
Тему (или Атму).