Мифология древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:26, доклад

Описание работы

Считается, что создание индийской мифологии датируется 7200 годом до нашей эры, когда были исполнены первые гимны Ригведы, восхваляющие элементы природы, такие как: воздух, вода, гром, солнце, огонь и другие. Они нашли отражение в ранних ведических божествах: Вайю (воздух), Варуна (вода), Индра (гром), Сурья (солнце) и Агни (огонь). Согласно мнению современных исследователей через некоторый период времени ведические боги были осмыслены. Следующие несколько тысячелетий в постведийский период и в течение периода Пуран, боги были персонифицированы и приобрели четкие формы и характеристики, а также индивидуальные качества.

Работа содержит 1 файл

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 

Источники мифов  

Считается, что создание индийской мифологии  датируется 7200 годом до нашей эры, когда были исполнены первые гимны  Ригведы, восхваляющие элементы природы, такие как: воздух, вода, гром, солнце, огонь и другие. Они нашли отражение в ранних ведических божествах: Вайю (воздух), Варуна (вода), Индра (гром), Сурья (солнце) и Агни (огонь). Согласно мнению современных исследователей через некоторый период времени ведические боги были осмыслены. Следующие несколько тысячелетий в постведийский период и в течение периода Пуран, боги были персонифицированы и приобрели четкие формы и характеристики, а также индивидуальные качества.

Позднее начался период эпических сказаний, когда были сочинены Рамаяна и  Махабхарата. Считается, что в них отражены многочисленные исторические события и реальные факты. Современные исследования поддерживают теорию о правдивости эпических сказаний при помощи неоспоримых доказательств, таких, например, как древний мост, соединявший Индию и Шри-Ланку. Как бы то ни было, археологические памятки не отрицают событий, описанных в двух эпических индийских поэмах.

В Пуранах  описаны истории, которые имеют  более древние мифологические корни, нежели эпические произведения, и  относятся к Крета или Сатья  юге, первому из четырех огромных периодов времени, из которых состоит Дивья юга, длящаяся более 4 320 тысяч лет. Каждая из Пуран описывает одного или нескольких божеств из огромного списка персонажей индийской мифологии.

Веды  – это первостепенные источники  индийской мифологии. Существует всего четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Аттхарваведа. В первых трех описаны правила поведения для ежедневной практики, касающиеся не только всех индийцев как личностей, но и таких учреждений, как храмы. Каждая семья браминов (духовных служителей) живет в соответствии с указаниями одной определенной веды.

Бхагаваты (это название относится и к  Шримад Бхагаватам или к Бхагавата  Пуранам) это, наверное, самые популярные и самые читаемые из Пуран. Они  повествуют историю бога Вишну и его инкарнаций (аватар) на земле.

Два великих  индийских эпических поэмы: «Рамаяна»  и «Махабхарата» рассказывают историю  двух особенных воплощений Вишну (Рама-аватар и Кришна-аватар, соответственно). Эти  две работы известны под общим  именем Итхихааса. И «Махабхарата», и «Рамаяна» являются очень религиозными литературными произведениями. Эти истории глубоко проникают корнями в индийскую философию, это источники притч и сказаний, а также предмета поклонения для индуистов. Сами эпические поэмы были написаны в разные юги или периоды времени. Рамаяна, написанная поэтом и мудрецом Вальмики, описывает жизнь и времена бога Рамы (седьмого аватара Вишну) и приходится на Трета югу, в то время как Махабхарата, описывающая жизнь и времена Пандавов, приходится на Двапара югу, период времени, когда родился Кришна (восьмой аватар Вишну).

Интересно то, что эпические произведения Индии  описывают не только взаимоотношения  богов и людей, но также упоминают  о различных существах, живущих  в воде, воздухе, над землей и под  землей; о небесных телах и закономерностях, присущих им; о теории перевоплощения. Эпические поэмы богаты на ретроспективы, они говорят о том, что любое событие, произошедшее сегодня, имеет свои корни в прошлом, поэтому предки должны быть ответственны перед потомками. В западных культурах взаимосвязь между прошлым и будущим была отмечена намного позже.  

Конструкция мироздания  

В индийской  мифологии есть упоминания о четырнадцати мирах или лок (не путать с планетами!), из которых семь высших (небеса) и  семь низших (ады). Земля, где проживают люди, считается самым низшим из семи высших миров. Все миры, кроме земли являются временными местами пребывания. Например, после смерти Яма, бог смерти, или, как его полностью называют, Яма Дхарма Раджа (Яма – бог справедливости), подсчитывает хорошие и плохие дела человека на земле и решает, попадет ли душа в рай и (или) в ад, на какое время, и в качестве кого. Некоторые версии мифов говорят о том, что хорошие и плохие деяния уравновешивают друг друга, поэтому душа после смерти может пребывать либо в раю, либо в аду, но никак не в обоих; другие же школы настаивают на том, что позитивные и негативные поступки не взаимоисключают друг друга. В конце пребывания в предназначенном ей мире, душа возвращается на землю, перерождаясь в форме любого существа или предмета. Считается, что, только будучи на земле, и только в человеческой форме можно достичь полного освобождения – мокши – свободы от циклов рождения и смерти и поселиться за пределами четырнадцати миров там, где обитают вечные боги.

Сварга  это третий из семи высших миров. В  самом широком смысле этого слова  Сварга означает высшие миры или небеса в целом. Сварга считается промежуточным  местом для праведных душ, которые  совершали добрые поступки, но чьей добродетели не хватило для достижения мокши или соединения с богом, которое подразумевает пунью (праведные дела) и освобождения от грехов (паапа). Столицей Сварги является Амаравати, вход которой охраняет божественный слон Айравата. Управляет Сваргой Индра – главное божество здесь.

Высшие  миры (кроме земли) населены огромным разнообразием обитателей, называемых сурами, которые разделяются на девов, данавов, гандхарвов, якшей, киннаров и  других существ. Жители более высоких  небес могут без проблем посещать жителей миров пониже. В высших мирах очень много правителей, которые прославились своим благородством и счастливым для народа правлением.

Словом  Нарака или Патала обозначаются разнообразные  нижние миры. Главные обитатели низших миров – асуры или, как их еще  определяют, демоны. Асуры всегда были врагами божеств (суров). Правят асурами цари Вайрокана, Сумбха и Нисумбха. Границей всех миров считается гора Локалока.

Согласно  другому взгляду на мир, индуистская  традиция выделяет три мира: бхур, бхува  и суваха, то есть землю, небо и воздух. Кроме нашей, индийские мифы говорят о множестве других вселенных, планетарных системах (урдхвалока, мадхалока и адхолока, соответственно, высшие, средние и низшие планеты) и отдельных планетах.

Немалую роль в мироздании индийских мифов  играет океан. Согласно им, океан занимает половину земно поверхности. Кроме того, каждый из семи океанов, входящих в состав Великого океана имеет свои свойства (молочный, винный, тростниковый океаны) и разграничивает оболочки земли, варьирующиеся от самой материальной до наиболее непрявленной.

Конец света, всех миров и иллюзии согласно предсказаниям, случится в конце  Калиюги. Господь Шива Натараджа, великий  Разрушитель убьет верховного демона всех времен и исполнит танец Тандава (Тандава Нритья) на его спине. Этот мистический танец олицетворяет собой предпоследнюю демонстрацию боевого искусства, благодаря которому будет разрушены все формы материи и энергии, предметы, существа и иллюзии, которые сольются с Верховным Брахманом (жрецом). Калки – последний аватар Вишну, о котором также ходят пророчества появится в конце Калиюги, он будет судить последнюю битву между добром и злом. Согласно преданиям он явится на белом коне, со свитой приверженцев, а также со всеми предыдущими аватарами Вишну, чтобы, наконец, победить зло.  

Пантеон богов  

Существует  великое множество богов в  индуизме, которые разделяются на несколько уровней. Самый верхний  уровень представлен троицей: Брахма – создатель, Вишну – хранитель  и Шива – разрушитель, а также  их женами-богинями: Сарасвати –  покровительницей обучения, Лакшми – богиней богатства во всех его проявлениях и Шакти (также известна как Парвати или Амбика) – богиней храбрости и силы. Их дети тоже являются богами, «курирующими» ту или иную сферу жизни: Ганеша и Сканда. Другие потомки троицы: Кама – бог любви и Рати - богиня страсти. Стоит отметить, что Брахма также считается правителей самого высокого из небес – мира под именем Сатья – так что Брахма представлен в одном из четырнадцати миров в своем истинном обличье, в отличие от Шивы и Вишну, который появляется на земле – последнем из небес – в образе своих аватаров.

Некоторые божества ассоциируются со специфически компонентами мироздания или особыми  функциями. Индра – бог грома  и молнии – также управляет  миром Сварга, Варуна – бог океанов – является одним из самых известных асуров, Агни – бог огня – является посланником между людьми и богами, Кубера – хранитель богатства, Сурья – божество солца, Вайю – бог ветра, а Сома – божество луны и магических чар.

В мире индийских мифов обитает также множество полубогов и подобных им существ, наделенных сверхъестественными силами. Невзирая на это, они все же не являются богами. Сварга это место проживания божественных танцовщиц или апсар: Урваши, Менаки, Рамбхи и Тилоттаммы, чьим основным занятием является развлечение небесной свиты. Кроме того, по приказанию небесных царей, они отвлекают внимание праведников на земле от высших целей, чтобы, будучи поглощенными своей добродетелью, они не смогли составить конкуренцию божественным правителям. Кроме женских танцовщиц для услужения богам также существуют гандхарвы – прекрасные юноши.

Другими необычными обитателями небес являются великие мудрецы. Самый известный  из них – Нарада – является посланником  богов. Интересно, что мудрецы и  демоны, благодаря силе, заработанной многими десятилетиями духовной практики и суровой аскезой, могут оказаться более могущественными, нежели сами боги.

Яма –  бог смерти и справедливости –  по преданиям живет в Кайласе  вместе со своим учителем – Шивой. Он управляет низшим миром Наракой вместе со своей свитой, называемой яма-дута (посланники Ямы), которая приводит ему души умерших на суд. Читрагупта это один из тех неземных существ низшего порядка, которые являются кармическими судьями всех человеческих поступков на земле.

Считается, что некоторые боги имели или имеют воплощения (аватаров) на земле. Одна из обязанностей Вишну, как хранителя мира, это появляться на земле в то время, когда для прояснения ситуации требуется его твердая рука. Эпические повествования или Бхагаваты описывают хронологию десяти главных инкарнаций Вишну (всего их двадцать шесть): Матсья (рыба), Курма (черепаха), Варааха (вепрь), Нарасимха (лев с человеческим лицом), Вамана (карлик-аскет), Парашурама (воинственный жрец-брамин), Рама, Баларама (пастух и брат-близнец Кришны), Кришна и Калки (воин на белой лошади), чье появление будет возвещать о конце эпохи.

Вопреки заблуждениям, воплощения имеет практически  каждое главное божество в индуизме. Другое дело, что эти воплощения не бывали на земле. Часто под словом инкарнация подразумевается просто другая форма того или иного божества, как это происходит, например, с Ганешей.  

Мифические  существа  

Апсары  или аччары (пали) это женские  духи облаков и воды в индуистской  и буддистской мифологии. Переводят  слово апсара традиционно, как «нимфа», «небесная нимфа» или «небесная дева». Апсары это существа, наделенные сверхъестественной силой: они являются в образе юной девушки и очаровывают своим танцем. Они являются женами гандхарвов – свиты Индры. Они танцуют под музыку, которую играют их мужья, обычно во дворцах богов, чтобы развлечь богов и героев. Считается, что по своему желанию апсары могут менять свою форму, а также управляют удачей в азартных играх. Самые известные апсары это Урваши, Менака, Рамбха и Тилотамма. Каждая из двацати шести апсар из свиты Индры представляет собой какой-то аспект искусства, из-за чего их иногда сравнивают с греческими музами. Связывают апсар также с водой и ритуалами оплодотворения. В индуизме низшие апсары иногда упоминаются как духи природы, которые умерщвляют похотливых мужчин. Иногда апсары вступают в любовную связь с мудрецами, часто по указанию богов. Апсары появились из океана молока, когда его пахтали боги и асуры.

Гандхарвы это супруги апсар, мужские духи природы. Некоторые из них наполовину животные, например, лошади, или птицы. Они охраняют божественный напиток  Сому и играют прекрасную музыку во дворцах богов. В индуизме гандхарвы  играют роль посланников между людьми и богами. Существует поверие, что гандхарвы иногда спускаются на землю и соблазняют молодых незамужних женщин. После того, как те беременеют, гандхарвы исчезают, оставляя женщин в великой печали. Появились гандхарвы из божественной песни Брахмы, хотя некоторые источники выводят их род от мудреца Кашьяпы. Интересно и отношение к гандхарвам как таковым. По сути, они являются положительными персонажами, но иногда вредят людям, а в Аттхарваведе противостоят даже богам. Небесный город гандхарвов можно увидеть даже простому смертному, если в ясный солнечный день поднять голову и всмотреться в небо.

Наги (в  женском роде – нагини) это духи в форме змеи, которых можно  встретить в индуизме и буддизме. Источник их происхождения вероятно относится в доарийском культе плодородия в Индии. Выходят наги из-под земли и из глубин воды. Они олицетворяют собой земляные вода, также являются стражниками ворот и дверей. Это существа, наделенные огромной силой, которые защищают подземные миры и обеспечивают плодородие и богатство на тех землях, к которым они привязаны божественным замыслом, в местах поклонения или даже целой стране. Если нагу поклоняться соответствующим образом, то обеспечен успех и благополучие. Если нагов игнорировать или обижать – не избежать несчастья. В промежутке между оконачнием одной эпохи и началом другой Вишну засыпает, и от старого мира остается только змей Шеша или Ананта. Ананту («бесконечный») боги использовали как веревку во время пахтания молока. В легенде про Балараму Шеша приобретает людское обличье и сидит на берегу океана, а из его рта выходят змеи. Вишну и его аватар Кришна являются борцами против змей, так как они олицевторяют собой хаос во вселенной.

Информация о работе Мифология древней Индии