Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:28, реферат
Греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.
Введение....................................................................................................Стр.3
1.Письменные источники.........................................................................Стр.4
2.Общая характеристика.......................................................................... Стр.6
3.Периоды развития греческой мифологии............................................Стр.9
3.1.Доолимпийский период......................................................................Стр.9 3.2.Олимпийский период..........................................................................Стр.13 3.2.1.Ранняя классика................................................................................Стр.13
3.2.2.Поздний героизм...............................................................................Стр.15
Заключение.................................................................................................Стр.17
Список использованной литературы........................................................Стр.18
Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим перуном. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника ("победа") - уже не страшный и непобедимый демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была страшным законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка, находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Детьми Зевса и Фемиды являются оры - веселые, прелестные, благодетельные, вечно танцующие боги ни времен года и государственного распорядка, справедливейшим образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путем открывания и закрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом также и Геба - символ вечной юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-орлом. Даже мойры - страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на Олимпе. Мудрое, веселое и изящное окружение характерно и для Аполлона с его музами, и для Афродиты с ее Эротом и другими игривыми демонами любви, с ее харитами, с ее вечными танцами, улыбкой и смехом, беззаботностью и непрерывными радостями. Человеческий труд также получил свое дальнейшее отражение в мифологии: по повелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает по всей земле и учит всех законам земледелия. Звери приручаются человеком - отголосок этого сохранился в мифе о Геракле, усмирившем диких коней Диомеда. Гермес и Пан следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образы знаменитых художников (среди них Дедал), которые поражают мир своими открытиями и изобретениями, своим художественно-техническим творчеством. Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания для спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для своего полета с сыном Икаром (рассказ об этом и о трагической гибели Икара дан Овидием в "Метаморфозах", VIII 183-235). Посейдон и Аполлон строят стены города Трои (Гомер "Илиада", XXI 440-457). Характерен миф об Амфионе, своей игрой на лире заставляющем камни складываться в стены города Фивы. Сохранились мифологические предания о таких необыкновенных певцах, как Мусей, Эвмолп, Фамирид, Лин и особенно Орфей, которым приписываются черты, характеризующие их как деятелей восходящей цивилизации.
Подвиги Геракла - вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и смертной женщины Алкмены - не только истребитель разного рода чудовищ (немейского льва, лернейской гидры, керинейской лани, эриманфского вепря и стимфалийских птиц), не только победитель природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если своими победами над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона он еще сравним с другими героями, то двумя подвигами, ставшими апофеозом человеческой мощи и героического дерзания, он превзошел всех героев древности: на крайнем западе, дойдя до сада гесперид, он овладел их яблоками, дарующими вечную молодость; в глубине земли он добрался до самого Цербера и вывел его на поверхность.
Тема победы
смертного человека над природой
звучит и в других греческих мифах
олимпийского периода. Когда Эдип разгадал
загадку Сфинкс, она бросилась со скалы.
Когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему
пению сирен и невредимо проплыл
мимо них, сирены в тот же момент погибли.
Когда аргонавты благополучно проплыли
среди скал Симплегад, которые до тех пор
непрестанно сходились и расходились,
то Симплегады остановились навсегда.
Когда же аргонавты прибыли в сад гесперид, те рассыпались в пыль
и только потом приняли свой прежний вид.
3.2.2.Поздний героизм
Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всём роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.
Вся Греческая
Мифология пронизана
Заключение
Мы живем
среди мифов, сами того не замечая. Проходя
мимо памятника какому-либо деятелю
истории или культуры, мы даже не задумываемся,
что обычай воздвигать памятники восходит
к древним кумирам, сооружаемым над могилой
мифического героя-первопредка ради его
почитания. Возлагая к подножию памятника
цветы, мы и не думаем, что совершаем по
сути языческое жертвоприношение. Видя
на гербе всадника, поражающего копьем
змея, мы не вспоминаем, что перед нами
- древнейший мифологический сюжет, лежащий
в основе всей индоевропейской мифологии.
Эти старые мифы перемешаны в нашем сознании
с мифами нового времени - разнообразными
НЛО, барабашками, телепатией, левитацией...
Да и всесилие науки - разве это не миф?
Ведь отличительная черта мифологически
мыслящего человека состоит в том, что
он даже не сомневается, что то, во что
он верит - это и есть самая настоящая реальность.
Реальная настолько же, насколько для
древнего грека были реальны Зевс и Аполлон,
а для древнего славянина - Перун и Даждьбог.
Список
использованной литературы:
1. "Мифы народов
мира", мифологическая энциклопедия
в двух томах,
под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия,
1980; том I, стр. 321-335.
2. Н. А. Кун
«Легенды и Мифы Древней
3. Г. В. Штоль «Мифы классической древности»