Мифология Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:28, реферат

Описание работы

Греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.

Содержание

Введение....................................................................................................Стр.3
1.Письменные источники.........................................................................Стр.4
2.Общая характеристика.......................................................................... Стр.6
3.Периоды развития греческой мифологии............................................Стр.9
3.1.Доолимпийский период......................................................................Стр.9 3.2.Олимпийский период..........................................................................Стр.13 3.2.1.Ранняя классика................................................................................Стр.13
3.2.2.Поздний героизм...............................................................................Стр.15
Заключение.................................................................................................Стр.17
Список использованной литературы........................................................Стр.18

Работа содержит 1 файл

Реферат по Имок.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

  Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим перуном. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника ("победа") - уже не страшный и непобедимый демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была страшным законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка, находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Детьми Зевса и Фемиды являются оры - веселые, прелестные, благодетельные, вечно танцующие боги ни времен года и государственного распорядка, справедливейшим образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путем открывания и закрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом также и Геба - символ вечной юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-орлом. Даже мойры - страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на Олимпе. Мудрое, веселое и изящное окружение характерно и для Аполлона с его музами, и для Афродиты с ее Эротом и другими игривыми демонами любви, с ее харитами, с ее вечными танцами, улыбкой и смехом, беззаботностью и непрерывными радостями. Человеческий труд также получил свое дальнейшее отражение в мифологии: по повелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает по всей земле и учит всех законам земледелия. Звери приручаются человеком - отголосок этого сохранился в мифе о Геракле, усмирившем диких коней Диомеда. Гермес и Пан следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образы знаменитых художников (среди них Дедал), которые поражают мир своими открытиями и изобретениями, своим художественно-техническим творчеством. Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания для спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для своего полета с сыном Икаром (рассказ об этом и о трагической гибели Икара дан Овидием в "Метаморфозах", VIII 183-235). Посейдон и Аполлон строят стены города Трои (Гомер "Илиада", XXI 440-457). Характерен миф об Амфионе, своей игрой на лире заставляющем камни складываться в стены города Фивы. Сохранились мифологические предания о таких необыкновенных певцах, как Мусей, Эвмолп, Фамирид, Лин и особенно Орфей, которым приписываются черты, характеризующие их как деятелей восходящей цивилизации.

  Подвиги Геракла - вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и смертной женщины Алкмены - не только истребитель разного рода чудовищ (немейского льва, лернейской гидры, керинейской лани, эриманфского вепря и стимфалийских птиц), не только победитель природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если своими победами над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона он еще сравним с другими героями, то двумя подвигами, ставшими апофеозом человеческой мощи и героического дерзания, он превзошел всех героев древности: на крайнем западе, дойдя до сада гесперид, он овладел их яблоками, дарующими вечную молодость; в глубине земли он добрался до самого Цербера и вывел его на поверхность.

  Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда. Когда же аргонавты прибыли в сад гесперид, те рассыпались в пыль и только потом приняли свой прежний вид.  

3.2.2.Поздний  героизм

Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение  в Греческой мифологии, в частности  в период героизма в гомеровском  эпосе. В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всём роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.

Вся Греческая  Мифология пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представления о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению её в чистейшем виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия её художественного воздействия, а литературе и искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Мы живем  среди мифов, сами того не замечая. Проходя  мимо памятника какому-либо деятелю  истории или культуры, мы даже не задумываемся, что обычай воздвигать памятники восходит к древним кумирам, сооружаемым над могилой мифического героя-первопредка ради его почитания. Возлагая к подножию памятника цветы, мы и не думаем, что совершаем по сути языческое жертвоприношение. Видя на гербе всадника, поражающего копьем змея, мы не вспоминаем, что перед нами - древнейший мифологический сюжет, лежащий в основе всей индоевропейской мифологии. Эти старые мифы перемешаны в нашем сознании с мифами нового времени - разнообразными НЛО, барабашками, телепатией, левитацией... Да и всесилие науки - разве это не миф? Ведь отличительная черта мифологически мыслящего человека состоит в том, что он даже не сомневается, что то, во что он верит - это и есть самая настоящая реальность. Реальная настолько же, насколько для древнего грека были реальны Зевс и Аполлон, а для древнего славянина - Перун и Даждьбог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. "Мифы народов  мира", мифологическая энциклопедия  в двух томах,  
под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1980; том I, стр. 321-335.

2. Н. А. Кун  «Легенды и Мифы Древней Греции» 
3. Г. В. Штоль «Мифы классической древности» 
 
 

Информация о работе Мифология Древней Греции